Нетрадиционные методы формирования лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кириченко Людмила Николаевна

краткое опсиание методов ТРИЗ, которые помогут вашим воспитанникам быстрее усвоить сложный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_formirovaniya_lgs_i_svyaznoy_rechi.docx610.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кириченко Людмила Николаевна, учитель-логопед, МДОУ д/с N4, г. Кола

Нетрадиционные методы формирования

лексико-грамматических категорий

и развития

связной речи

Кириченко Л.Н.,

учитель-логопед

высшей кв.категории

МДОУ д/с N4, г. Кола

2015год

  •         несформированность гибкости мышления, неспособность проводить аналогии, слабая способность к установлению конкретных связей и зависимостей;

  • Снижающийся уровень бытовой культуры, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь героев художественных и мультипликационных фильмов;
  • снижение интереса на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий из-за их однообразия.

    Обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи -специальные задачи, помогающие решению важней задачи по формированию языка дошкольников, развитию речи и речевого общения.

        Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах

деятельности детей: в НОД, в игровой и художественной деятельности,

в повседневной жизни. Однако только   в рамках специальной организованной  НОД можно получить  устойчивый развивающий эффект. А повысить интерес к таким видам деятельности можно,  используя нетрадиционные методы. К ним  относятся и  некоторые методы ТРИЗ.

Метод «Морфологический анализ».

Суть метода заключается в построении определенного рода таблиц, которые помогают ребенку делать анализ любых объектов, а затем синтез в необычные объекты.

В простейшем случае это горизонтальная и вертикальная линии, на которых располагаются предметы, действия (системы) и т.д. На их пересечении образуется новый объект.

 

С ее   помощью можно отрабатывать такие цели  как:

    формировать умение объединять предметы, на первый взгляд не объединяемые. После объединения  можно составить рассказ – описание получившего объекта

Чаще используются не векторные линии, а морфотаблицы. В этой таблице можно перечислить более емкие понятия (обобщающие слова), располагая их на любом этаже, в любой клеточке.

На начальном этапе работы можно взять меньшее количество клеточек.

Затем называются любые объекты, относящиеся к любой из этих групп.

Цель: учить составлять предложения, используя выбранные объекты.

Например: «Собака в лесу нашла кабачок».

        Позже количество клеточек увеличивается и начинается работа по составлению рассказа.

Например, про то как « Звери кисточкой нарисовали на медведе цветы и морковь» или «Как медведь со шляпкой из колокольчика на голове пошел на огород и пилой спилил помидор».

Животные *

Птицы

Рыбы

Насекомые

Деревья

Цветы *

Ягоды

Овощи *

Фрукты

Небо

Лес

Море

Тундра

Горы

Предметы

Быта

Игрушки

Одежда

Посуда

Инструменты *

Профессии

Здания

Транспорт

Игрушки

Игра «Небылицы» (игра метода «Морфотаблицы»)

Цель: учить составлять предложения из самостоятельно выбранных слов.

Действия

рычит

  • мычит
  • бредёт

Едет

Времена года

осень

  • зима
  • весна

лето

Животные

  • бегемот
  • барсук

        хорёк

кот

Посуда

чайник

  • поднос
  • вилка

термос

качества

хитрый

  • добрый

      сердитый

  • весёлый

Ситуация: Зимой весёлый бегемот мычит себе под нос (поднос).

Добрый барсук бредёт с вилкой по лесу, чтобы … 

 

Образование сложных прилагательных

   Этот метод помогает наглядно показать детям как, например, из двух простых можно образовать сложные прилагательные.  

Здесь реализуются задачи:  

 - учить образовывать сложные прилагательные, активизировать словарь существительных;

- закреплять умение составлять рассказ-описание, используя сложные прилагательные.

        По горизонтали выставляются части, по вертикали признаки: длинный, короткий, тонкий, зелёный.

Например, образовываем прилагательные, глядя на кузнечика.

 Это насекомое длиннотелое, длиннокрылое, длинноусое, тонконогое, зелёнокрылое.

Тема: «Дикие животные»

На занятии  можно закрепить навык словообразования, придумывая загадки о животных. Их  загадывают сами дети, ориентируясь на знаки, выставленные логопедом.

По    этим     сигналам     можно составить     такую     загадку:

«Это    животное  длинноухое, длинноногое, коротконогое, короткохвостое»

Метод «Метод контрольных вопросов». В его основе   лежит метод психологической активизации мышления.

Из самого названия видно, что в этом методе используется список вопросов. Этот список очень универсален. По нему можно рассматривать любой объект, любую картину, описывая их или составляя рассказ, если говорить точнее сказку.

   Игра «Полиномы фантазии» (автор Дж. Родари).

Здесь предложен такой порядок вопросов, который позволяет из набора карточек составить единый рассказ или сказку.

 Самые интересные, необычные, фантастические сочинения получаются при использовании картинок из абсолютно разных групп.  

Список вопросов:

1.  Кто (что) изображен (изображено)?

2.  Где находится?

3.  Из чего состоит?

4.  Что делает?

5.  Что говорит (что отвечает)?

6.  Кем (чем) был раньше?

7.  Где был (жил, находился) раньше?

8.  Каким был раньше?

9.  Каким может быть в будущем?

10.Где будет жить (находиться) в будущем?

 11 .Что будет делать?

Следующий метод «Системный оператор». 

Объединить все подходы к рассмотрению системы можно с помощью «многоэкранной схемы талантливого мышления» - так Г.С.Альтшуллер назвал девятиэкранную таблицу.

В ней одновременно отражается система (объект, который мы хотим рассмотреть), её надсистему, подсистему. Тут же можно рассмотреть прошлое и будущее, как системы, так и надсистемы и подсистемы.

Эту таблицу хорошо использовать при составлении рассказов с элементами творчества.

Для составления рассказов-описаний интересны и некоторые игры метода «Системный оператор».

 Игра «Теремок».

Цель: закреплять понятия об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Ход: Педагог показывает «Теремок» (коробку, игрушечный домик, ящик), к которому подходят герои и просятся жить.

        Каждый из вновь пришедших «героев» спрашивает, кто в теремочке живёт, и «житель» - предмет отвечает, перечисляя кто он, какой, что умеет делать. Затем пришедший делает тоже самое.

Варианты игры: Гости и хозяева перечисляют только отрицательные качества. Если его не пускают, то герой сообщает о себе что-нибудь хорошее.

Усложнённый вариант. Предметы перечисляют свои признаки не прямо, а сравнивая себя с каким-либо другим объектом.

Например, загадка по теме «Транспорт»,составленная детьми.

 Крылья неподвижные, как у стрекозы

Хвост поднят, как у кошки.

Есть салон – длинный и красный, как палка.

При посадке выпускаются колеса, как у кота когти.

Игровое  упражнение  «Бюро находок»

         Один из детей берёт на себя роль работника «Бюро находок», а другой – что-то потерявшего.

        Потерявший по внешним признакам должен описать потерянное, но сравнивая его с другим объектом. По принципу: цвет – такой же как у…, форма – такая же как у … и т.д. работник должен угадать, что он потерял. Не отгадавший «сотрудник» теряет работу.

        

В результате обучения у детей возникает положительное эмоцио- нальное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.

Не решайте задачи за ребенка, не лишайте его радости самостоятельного познания нового. Не думайте, что он мало что может. Просто  помогите  ему своим…молчанием и у ребенка появится  время  удивить вас.

 

Источник информации:

1. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабаевского. М, 1988г. 

2. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации. М., 1999г.

3. Лалаева   Р.И. Нарушения   чтения   и   пути   их коррекции   у младших школьников. С.Петербург, 1998г. 

4. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М., 1989 г.

5.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы. С.-Петербург, 2003г.

6.  Садовникова  И.Н.   Нарушения   письменной   речи   и   их   преодоление  у младших школьников. М., 1995г.

  1. Страунинг     A.M.     Методы     активизации     мышления     дошкольников. Обнинск, 1998г., т. 1,3.
  2.  Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных  учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  3. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....

Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических представлений и развитие связной речи

В этом материале представлена работа по тематическому планированию на учебный год....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...