ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Екатерина Николаевна Михайлова

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. 

У дошкольников с ФФНР наблюдается недоразвитие словообразовательных умений. Дети часто подменяют операции словообразования словоизменением (вместо «ручище» - «руки»). Или вообще отказываются от преобразования слов, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «пловец» - «который плывёт», вместо «глупец» - «который глупый, он ничего не знает»). В случае, когда ребёнок всё-таки прибегает к словообразовательным операциям, его высказывания наполнены специфическими речевыми ошибками: нарушения в выборе производящей основы (строит дом – «домник», палка для лыж – «пальная»), замены и пропуски словообразовательных аффиксов (мехная шапка, глинная посуда и т.д.).

Формированию словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте, так как это помогает увеличению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а также служит подготовкой к обучению грамоте.

При использовании дидактических игр можно увидеть высокий результат: у детей  расширяется словарный запас, они овладевают познавательными умениями.

В данной презентации приведены игровые упражнения, способствующие совершенствованию навыков словообразования и словоизменения. Эти задания могут быть использованы родителями в повседневной жизни, педагогами при подготовке занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Михайлова Е. Н.

Слайд 2

Образование существительных и прилагательных от различных частей речи. Если котенок пушистый, назовем его… (Пушок) Если котенок белый как снег, то будет … Если котенок серый как дым, назовем его … На одной улице стоит завод, назовем ее Заводская. Если на улице много цветов, то будет … если на улице есть фонтан , то назовем ее …

Слайд 3

Образование существительных с помощью суффиксов Назови профессию: кто сваривает трубы? Кто делает часы? Кто переплетает книги? Игра «Он – она » умник – умница, ученик - ученица

Слайд 4

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. «Назови ласково» брат – дед – Даша - Ира – молоток - ножницы –

Слайд 5

Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай-ка» платье – дерево – перо -

Слайд 6

Употребление множественного числа имен существительных. «Кого много на работе?» в больнице много … в школе много … на стройке много … в театре много … в ресторане много … в парикмахерской много … в полиции много …

Слайд 7

Согласование местоимений «мой, моя, моё, мои» с существительными в единственном и множественном числе. Игра «Жадина» нос – лоб – живот – бровь – коленка – пальцы – глаза – волосы – туловище – лицо – ухо -

Слайд 8

Закрепление навыка употребления сложноподчиненных предложений. Игра «Закончи предложение» П человод разводит пчёл, чтобы… Писатель пишет книги, чтобы … Садовник разводит цветы, чтобы … Ветеринар лечит животных, чтобы … Носильщик носит багаж, чтобы … Рыболов ловит рыбу, чтобы … Почтальон разносит почту, чтобы … Портной шьёт одежду, чтобы …

Слайд 9

Употребление существительных с суффиксами «- онок , - ёнок ». «Назови детеныша» у лисицы – у волчицы – у рыси – у ежихи – у белки – у бобрихи – у зайчихи – у лосихи -

Слайд 10

Усвоение притяжательных прилагательных. Чей? Чьё? Чья? Тетя – шляпа. Это чья шляпа? Дедушка – футболка бабушка – халат Петя – пижама Мама – блузка Папа – рубашка Таня – платье Дядя – брюки

Слайд 11

Усвоение относительных местоимений. «Что из чего?» пюре из картофеля – салат из свеклы – пирог из капусты – салат из огурцов – повидло из тыквы – икра из кабачка – суп из гороха –

Слайд 12

Развитие глагольного словаря «Что можно сделать с …?» фруктами… (срывать, резать, чистить, мыть, варить, печь, есть, хранить и т.д.) одеждой …(покупать, стирать, примерять, шить, выкидывать и т.д.) «Кто что делает?» дочь уроки … сын в футбол … дядя чай … тетя картину … папа машину … дедушка газету … мама квартиру… бабушка котлеты …

Слайд 13

Усвоение спряжения глаголов настоящего времени. Игра «Изменяй-ка» пересказывать сказки разговаривать с сестрой загадывать загадки салютовать защитникам Отечества заниматься зарядкой и закаливанием

Слайд 14

Игра «Исправляй – ка» Алла каталась на велосипед. Мила сидела и плакала: у нее кукла упала в лужу и запачкаться. В дырке карман. У шерстки мягкая Мурка. У корки в норке есть мышка. Письмо пишет дедушку. На шубу вешают вешалку. Дудочка хорошо играет на Дуне.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Задания, игры, упражнения для детей 4 - 5 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи

В данном методическом пособии представлена серия игровых упражнений для устранения лексико-грамматического недоразвития речи и совершенствования мелкой моторики рук у детей 4 – 5 лет. Задания подобран...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

Роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.

В статье описана роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи....

СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В тезисах рассматривается проблема формирвоания словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. А также содержание исследования и коррекционной логопедической работы по преодолению наруше...

Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях.

Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, С ФОНЕТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И 1-4 УРОВНЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Рабочая Программа разработана с учётом образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы 1579 ДО 3. В программу входят:I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи Программ...