Мастер-класс для педагогов ДОУ и учителей начальных классов «Развитие лексико-грамматических средств языка и связного высказывания дошкольников путем использования мультфильмов»
методическая разработка по развитию речи на тему

Дубина Виктория Александровна

 Мероприятия по преемственности между учителями школы и дошкольного учреждения могут проходить в форме круглого стоа, где педагоги имеют возможность поделиться опытом работы с дошкольниками, познакомится с новыми педагогическими технологиями. Данный мастер-класс по использованию мультфильмов в образовательной деятельности с дошкольниками расскрывает возможности мульттеррапии, как "мощного" инструмента по развитию связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГОВ ДОУ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мастер-класс на тему:

«Развитие лексико-грамматических средств языка и связного высказывания дошкольников путем использования мультфильмов»

Подготовила:

Старший воспитатель

                                                МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное»

                     Дубина Виктория Алнксандровна

Прежде чем начать  освещать данную тему, хочу задать Вам вопрос « Что больше всего любят дети?», «Вы задавали такой вопрос своим детям или воспитанникам?». Если исключить сладости, то дети больше всего любят мультфильмы. Посмотрите на выражение лица ребёнка, сидящего перед экраном телевизора.
Мульттерапия помогает справляться с различными влияниями на ребенка

( эмоциональную сферу ребенка и речевую)

В последнее время широко стали применять мультипликацию воспитательной работе. Эти способы усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультипликационных фильмов, просмотр которых сопровождаются выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывают у детей различные эмоциональные переживания и благоприятно влияют на познавательную деятельность, обогащают ее чувственную основу. Мультипликационные фильмы можно использовать на занятиях по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка. Просмотр мультипликационных фильмов можно осуществлять как непосредственно на занятии (фрагментарно, перд обедом, так и во второй половине дня).

Мультфильм обладает многочисленным достоинствами. Для ребят он витамин радости, прекрасного настроения, положительных эмоций. Общение с героями становится для юного зрителя энциклопедией нравственности. Дети с интересом следят за разворачивающимися событиями, переживают за героев сказки, обсуждают, напевают и, играя, берут на себя ту или иную роль. Поэтому взрослые должны, отслеживать какие мультфильмы смотрит ребенок ,ведь телевизионный экран раскрывает серьезные эстетические проблемы, формирует жизненные взгляды, учит доброте, отзывчивости, честности, справедливости.

Каких мультфильмов нужно остерегаться:

= Выраженная агрессия – возможно, если она показана в смешном виде и в конце ни кто не пострадал – добро побеждает – это очень важно для ребенка.

= Негативное поведение героев ни кем  не наказывается – у детей складывается впечатление о допустимости неприемлемых форм поведения, вседозволенность.

= Где демонстрируется опасное для жизни поведение – склонность к подражанию героев может обернуться травмой.

= Где герои выглядят уродливо – искажается внутренний мир ребенка.

= Присутствует нецензурная лексика – все не хорошие слова можно будет услышать от ребенка.

= Мультфильмы со сценами неуважительного отношения к людям, животным, растениям.

Увиденные сюжеты развивают речь, мышление, образную память ребенка. Просмотр мультиков детьми  в сочетании с изучаемой лексической темой позволяет ребенку закрепить полученные в течение недели знания.

Примерные рекомендации по просмотру мультфильмов в соответствии с лексическими темами.

Лексическая тема Мультфильмы старшая грМультфильмы подготовительная гр.

Осень Осенние кораблики. Приключения Хомы. Мышонок и красное солнце.

Овощи. Чипполино. Веселый огород. Вершки и корешки.

Фрукты. Мы делили апельсин. Мешок яблок. Яблоко.

Ягоды Дудочка и кувшинчик. Дудочка и кувшинчик.

Одежда, обувь, головные уборы. Ленивое платье. Новое платье короля.

Игрушки Живая игрушка.  Тайна игрушек.

Мебель. Три медведя. Кошкин дом.

Посуда Федорено горе.

Дикие животные. Кто в лесу хозяин? Волк и лиса.

Соломенный бычок. Лесные путешественники.  Крашеный лис.

Домашние животные. Зимовье зверей. Козленок, который считал до десяти. Кот, который гуляет сам по себе.

Насекомые. Муха-цокотуха.  Муравишка - хвастунишка.

 - Сегодня мы с Вами будем изучать тему « Ягоды»

- Скажите, какие ягоды вы знаете.

- Посмотрите у вас на столах лежат, лист с картинками на каждом листе по четыре картинки посмотрите внимательно и скажите что на каждой картинке лишнее.

( выполняем задание)

- Вы правильно назвали это : малина, земляника, черника, клюква.

- Где растут эти ягоды?

- Сегодня мы будем собирать лесные ягоды. А чтобы начать их собирать, нам необходимо попасть в лес.

( слышится звуки леса)

Пальчиковая игра « В лес идем мы погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять:

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

- Перечислите, какие ягоды можно собирать в лесу?

- А вот какая история произошла с одной девочкой в лесу, мы с вами сейчас посмотрим.

( включаю фрагмент мультфильма « Дудочка и кувшинчик» )

Обсуждение мультфильма:

- Что поспело в лесу?

- Кто пошел в лес собирать землянику?

- У кого был кувшинчик?

- Как собирала девочка землянику в начале мультфильма?

- Как учил брат собирать землянику? ( какие слова он говорил)

- Кого встретила в лесу девочка?

- Что дал девочке гриб – боровичок?

- Что случилось дальше?

- Вспомните, с каким кувшинчиком  вернулась девочка домой?

- Что дома мама сделала с земляникой?

Проводится игра « Приготовим вкусное варенье»

  Предлагаю картинки с различными ягодами, играющие говорят какое варенье готовят из этих ягод ( клубника – клубничное …)

Проводится игра « Скажи иначе»

- Попробуйте изменить предложения по образцу:

в лесу поспели ягоды – поспевшие в лесу ягоды).

- Земляника спряталась под кустом -…( спрятавшаяся под кустом земляника) собирающая

- Девочка собирает землянику - …  (собирающая землянику девочка).

- Появился из – под земли лесовичок - … (появившийся из-под земли лесовичок).

- Девочка играет на дудочке - …(играющая на дудочке девочка).

- Девочка набрала кувшин ягод - … (набравшая кувшин ягод девочка).

Знакомство с пословицами

- А сейчас послушайте пословицы, подумайте, подходят ли они к нашему мультфильму :

- Ради земляники земле надо поклониться.

- Ягодка земляника поспевает , ребятишек в лес созывает.

- Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год.

Итог:

Где мы сегодня побывали? Какие собирали ягоды? Что можно из них приготовить? Можно ли собирать в лесу ягоды до последней ягодки? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

" Мое село" НОД для дошкольников старшей группы. Для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов по патриотическому воспитанию.

НОД предоставлена для дошкольников старшей группы с использованием нетрадиционной формы рисования,по сырому слою через марлю....

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...

Конспект организованной образовательной деятельности учителя – логопеда на развитие лексико-грамматического строя в подготовительной к школе группе. Тема «Мой Город»

Цель организованной образовательной деятельности:активизировать словарь по лексической теме «Город Волгодонск»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие лексико-грамматических средств языка и связного высказывания дошкольников путем использования мультфильмов»

Мульттерапия помогает справляться с различными влияниями на ребенка( эмоциональную сферу ребенка и речевую)В последнее время широко сталиприменять мультипликацию воспитательной работе. Эти способыусил...

Мастер-класс "«Развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР с применением ИКТ».

    Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....