Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников с ОНР в процессе создания и реализации проектов».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Кокоревич Раиса Николаевна

современные нормативно-правовые документы в сфере дошкольного образования подчеркивают важность взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) в вопросах воспитания дошкольников.  Так в ФГОС ДО в п. 3.2.5. говорится о «необходимости взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Во-вторых, технология проектирования активно используется в нашем детском саду уже более 10 лет. В багаже методическом детского сада имеются как долгосрочные проекты («Мама, папа, я – читающая семья», «Народные мотивы», «Мы жители планеты Земля»), так и среднесрочные («Малые олимпийские игры», «Мастерская Деда Мороза», «Метеоплощадка «Солнышко») и другие.

Уникальность и ценность технологии проектирования заключается в том, что она мотивирует ребенка самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания, расширяя спектр социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

Опыт нашего детского сада показывает, что в процессе реализации проекта родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 

В третьих, за многие годы работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР для себя определила необходимость использования практико-ориентированных форм взаимодействия с детьми и родителями. Главное в детской проектной деятельности – это интерес, с которым ребёнок рассказывает о своём проекте, о поддержке со стороны родителей и друзей, т.е. возможности личностного роста дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37

Августовское педагогическое совещание педагогических работников дошкольного образования

Сообщение из опыта работы по теме

«Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников с ОНР в процессе создания и реализации проектов».

Подготовила: воспитатель Кокоревич Р.Н.

г. Новочеркасск

2017 год

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинский

(Слайд 2)Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю опыт работы по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников с ОНР в процессе создания и реализации проектов».

В начале выступления хотела бы раскрыть актуальность данной темы.

Во-первых, современные нормативно-правовые документы в сфере дошкольного образования подчеркивают важность взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) в вопросах воспитания дошкольников.  Так в ФГОС ДО в п. 3.2.5. говорится о «необходимости взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Во-вторых, технология проектирования активно используется в нашем детском саду уже более 10 лет. В багаже методическом детского сада имеются как долгосрочные проекты («Мама, папа, я – читающая семья», «Народные мотивы», «Мы жители планеты Земля»), так и среднесрочные («Малые олимпийские игры», «Мастерская Деда Мороза», «Метеоплощадка «Солнышко») и другие.

Уникальность и ценность технологии проектирования заключается в том, что она мотивирует ребенка самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания, расширяя спектр социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

Опыт нашего детского сада показывает, что в процессе реализации проекта родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 

В третьих, за многие годы работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР для себя определила необходимость использования практико-ориентированных форм взаимодействия с детьми и родителями. Главное в детской проектной деятельности – это интерес, с которым ребёнок рассказывает о своём проекте, о поддержке со стороны родителей и друзей, т.е. возможности личностного роста дошкольника. Дети с общим недоразвитием речи на таких занятиях раскрепощаются, овладевают навыками диалогической и монологической речи, выступлению перед аудиторией. Это поможет им успешно адаптироваться в период перехода на уровень начального общего обучения, пригодится в общении со сверстниками и родителями.

(слайд 3) Соответственно целью работы считаю создание  условий для взаимодействия взрослых и детей в процессе разработки и реализации проектов, стимулирующих развитие познавательного и творческого потенциала дошкольников.

Для того  чтобы достичь данной цели,  я поставила  несколько задач:

- при выборе темы проекта учитывать особенности развития дошкольников, интересы и возможности детей и их родителей. Для решения этой задачи провела опрос среди родителей и детей на тему «Какое общее дело в группе было бы интересно вашей семье?».  В результате выявлено, что 45% семей предложили подготовить кукольный спектакль или драматизацию какой-либо сказки, 25% семей интересны проекты спортивной тематики, 15% семей предложили проекты по созданию коллекций, выставок, и столько же семей не определились в выборе;

- учитывать все виды детской деятельности: игровую, познавательно-практическую, художественно-речевую, трудовую, общение и т.д. при проектировании  содержания проекта;

-  особое внимание уделять организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность;

- максимально привлекать родителей (законных представителей) к участию на этапах создания, реализации и презентации итогов проектов.

(слайд 4) Евгения Александровна Сыпченко  в книге «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ»  представила три этапа развития проектной деятельности в ДОУ.

(слайд 5) Первый этап  подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. Именно в этом возрасте была сформирована моя группа, состав которой достаточно неординарен: 17 детей с ОНР, из них 2 человека с ЗПР, 4 человека согласно заключению МПМПК имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Учитывая особенности развития детей, им на этом этапе было предложено участие  в проекте «на вторых ролях», выполнение действий по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Роль взрослых на данном этапе достаточно высока: именно воспитатель или родители являются инициаторами проекта.

Так, в рамках долгосрочного  сетевого проекта «Мама, папа, я – читающая семья», который реализовывался детскими садами микрорайона Молодежный, я предложила родителям создать библиотечку русских народных сказок. Читая детям сказки, проводя беседы по их содержанию, показывая кукольный театр по русским народным сказкам,  увидела у детей желание    научиться владеть куклами и показывать спектакль друзьям и родителям.  Чтобы развить у детей интерес к детской книге, кукольному театру, а так же показать родителям воспитательную ценность художественной литературы и театра был разработан творческий проект  «В гости к сказке «Рукавичка».

(слайд 6) Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед,  родители.

Срок реализации: 2 месяца.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Цель: воспитание  у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи:

Для детей:

  • воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры;
  • формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа;
  • обучать элементам кукловождения, основам кукольного театра;
  • расширять представление детей о сказках;
  • укреплять дружеские отношения в семье;
  • прививать любовь и интерес к русским народным сказкам. 
    (слайд 7) Для родителей:
  •  создать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  •  развивать совместное творчество родителей и детей.
    Для педагогов:
  • развивать творческий потенциал каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
  •  продемонстрировать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

В ходе реализации проекта  дети познакомились со сказкой, рассмотрели иллюстрации, побеседовали о характере персонажей, выбрали желающих исполнять роли.  Учитель-логопед помогла   выучить текст ролей и выразительно передать диалоги между персонажами. Музыкальный руководитель  подготовила музыкальное сопровождение сказки, на  занятии с детьми выучили логоритмическое упражнение «Про медведя»: «Ходит по лесу медведь, Хочет сесть и посидеть», с целью развития интонационной выразительности речи и координации речи и движения рук.  Родители приняли активное участие в этом проекте:  нарисовали афишу к спектаклю, сделали макет рукавички. Вместе с детьми нарисовали пригласительные билеты. В проекте принимали участие дети всей группы. Итогом нашего проекта стало выступление перед детьми младшей группы и перед родителями. Результаты проекта: речь детей стала более эмоциональной, пополнился словарный запас,  дети стали внимательнее относиться друг к другу, помогать, договариваться друг с другом.  Родители заинтересовались театральной жизнью в группе и предложили пополнить  кукольный театр новыми куклами. Эмоциональный фон в группе между детьми, родителем и педагогами стал более доверительным, родители  положительно откликались на просьбы о помощи, принимали участие в групповых мероприятиях (праздники, оформление и участие в выставках, участие в общественных мероприятиях).

Проанализировав среду группы, я пришла  к выводу, что  развивающая  предметно – пространственная  среда нашей группы не в полной мере соответствует ФГОС. На родительском собрании я предложила родителям принять участие в изменении РППС, способствующей развитию художественно-эстетических качеств дошкольников. Вместе мы смоделировали максимально возможную среду, и,  исходя из этого, я разработала (слайд 8) проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней  группе».

Участники проекта – воспитатель, дети средней группы и их родители.

Тип проекта – творческий, практико-ориентированный.

Срок реализации – долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016).

Цель проекта: разработка и реализация  модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей для решения задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».

Задачи проекта:

  • изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников;
  • организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения разных видов продуктивной деятельности дошкольников;
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

(слайд 9) В ходе реализации данного проекта в нашей группе  не только пополнились атрибутами, играми, демонстрационными материалами изостудия «Веселый карандаш»,  музыкальный уголок и кукольный театр, но и сформировалась команда педагогов,  детей и родителей, объединенным общим делом.

К концу средней группы повысилась заинтересованность родителей не только к развитию собственного ребенка, но и к делам группы в целом. Стали активными участниками всех наших дел и бабушки, старшие братья, сестры. У детей появилось желание что-либо создавать вместе с друзьями и родителями. Таким образом, все были готовы к реализации более сложных и интересных проектов.

(слайд 10) Евгения Александровна  Сыпченко характеризовала второй этап развития проектной деятельности как  развивающий, который характерен для детей 5–6 лет. Они  уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

 Благодаря целенаправленной работе в средней группе,  кукольный театр стал любимым делом дошкольников. А поскольку театрализованная деятельность одна из самых эффективных форм организации коррекции речи дошкольников,  у педагогов возникла идея разработать долгосрочный проект (слайд 11) «В кукольный театр играем - речь развиваем».

Цель проекта:  создание условий  для развития  у детей речи, воображения,  мышления, творческой активности  через театральную деятельность

(слайд 12) Задачи проекта:

  • Развитие звуковой культуры  речи (артикуляционная  моторика, фонематическое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение).
  • Совершенствование  грамматического  строя  речи, монологической  и диалогической формы  речи, интонационной выразительности речи детей.
  • Активизация  психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
  • Знакомство  детей с многообразием окружающего мира через образы,  звуки, музыку.
  • Привлечение  детей к совместной театрализованной деятельности.
  • Заинтересовать родителей в совместной театрализованной деятельности с детьми;  привлечь к изготовлению     экспонатов  и атрибутов к спектаклям.

(слайд 13) Ожидаемый результат:

  • у детей увеличится словарный запас, совершенствуется звуковая культура и грамматический строй речи, интонационный строй, диалогическая речь;
  • дети научаться пользоваться   куклами  би-ба-бо;
  • у детей сформируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
  • у родителей повысится интерес  к  совместной театрализованной деятельности с детьми.

Совместно со специалистами составили план  проекта. Учитель-логопед в ходе реализации проекта  проводила с детьми артикуляционную гимнастику; учила   чистоговорки и скороговорки на формирование речи и движения, формировала произношение, четкость проговаривания слов и фраз, работала  над дикцией.

В обязанности воспитателя входило:  чтение сказок, беседа по их содержанию, пересказ сказок, заучивание текста ролей, отработка  практического владения куклой, работа с родителями.

Музыкальный руководитель репетировала все эпизоды спектакля с использованием декораций,  музыкального сопровождения. Для закрепления выразительного чтения диалогов, на музыкальном занятии пропевала с детьми речевой материал. Знакомила детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.

Для родителей подготовили  консультации  «Ребенок застенчив – дайте в руку куклу», «Развитие интонационной выразительности речи в театральной деятельности», предложили принять участие в изготовление фигурок кукольного плоскостного театра, в  выставке «Театр своими руками».

Выполнение родителями совместно со своими детьми творческих заданий  позволило сделать проект эмоционально насыщенным, поскольку они вместе проживали тут или иную ситуацию, например,  передавали голосом характер героев сказки, и на утро делились впечатлениями со мной, другими родителями и детьми.

Подводя итоги реализации проекта можно сказать, что:

  • у детей увеличился словарный запас, совершенствовалась  звуковая культура и грамматический строй речи, интонационный строй, диалогическая речь;
  • дети научились пользоваться   куклами  би-ба-бо;
  • у детей сформировалось  умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
  • у родителей повысился интерес  к  совместной театрализованной деятельности с детьми.

(слайд 14) Результативность реализации проекта могут подтвердить и результаты диагностического обследования детей учителем-логопедом:

  • 75% детей психофизическое и речевое развитие в пределах возрастной нормы;
  • 71% детей – общительны, адекватны, доброжелательны, проявляют интерес к различным видам деятельности;
  • 87,5% детей воспроизводят ритм в соответствии с возрастными нормами;
  •  96% детей словарь соответствует возрастной норме;
  • 44% детей четко, связно и последовательно пересказывают текст.

(слайд 15) Все задачи, которые были  в проекте выполнены. Но мы решили на следующий год расширить его рамки и включить подготовку мини-спектаклей для малышей. Поэтому на третьем этапе  творческом, который характерен для детей 6–7 лет, нам -  педагогам и родителям очень важно создать условия для самостоятельного решения детьми небольших проблемных ситуаций, организации взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе театрализованной деятельности и, конечно же, развития творческого потенциала дошкольников, уверенности в своих возможностях, умения взаимодействовать с окружающими людьми.

Я убеждена, что именно эти качества помогут нашим дошкольникам успешно обучаться в школе, а родители, получив опыт сотрудничества,  смогут в дальнейшем развиваться сами и помогать развиваться своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы вместе-а это значит..."- обобщение опыта работы по вопросам взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Создание системного подхода к технологии социального партнерства делает сотрудничество с родителями увлекательным, творческим процессом общения, имеющим целью обоюдное участие в формировании личности ...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»

Тема «Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе». Я выбрала ее не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правил...

Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период».

Сообщение из опыта работы на тему:«Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период»....