Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике на тему

Давыдова Елена Владимировна

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи

В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду  задача развития элементарных математических представлений у детей впервые ставится как самостоятельная в первой младшей группе и подразумевает формирование к концу учебного года умения образовывать группы однородных предметов и различать понятия “один” и “много”. Во второй младшей группе дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, а также понимать слова: верхний – нижний, слева – налево, справа – направо. К концу средней группы дети должны усвоить количественный и порядковый счет в пределах 5, научиться сравнивать по количеству группы предметов и уравнивать их разными способами. В этом возрасте у ребенка должны сформироваться представления о частях суток и их последовательности, умение различать правую и левую руки, определять и обозначать словами положение предмета относительно себя.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие у детей умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, строить сериационный ряд. У детей совершенствуются навыки счета в прямом и обратном направлении, закрепляется понимание отношений между числами натурального ряда. В этом возрасте дети учатся читать математические знаки, а также записывать с их помощью математические представления, у них формируются элементарные представления о времени, в активный словарь вводятся названия дней недели, месяцев, они учатся определять время по часам. Дети знакомятся с общепринятыми мерами и способами измерения, у них расширяются представления о способах измерения и сравнения предметов с помощью различных условных мерок. У детей совершенствуются навыки ориентировки в пространстве – они знакомятся с чертежами, планами, схемами, учатся ориентироваться на листе бумаги и обозначать в речи положение предметов по отношению друг к другу. Усвоение всего перечисленного выше материала является критерием готовности ребенка к обучению в первом классе общеобразовательной школы.

Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности . Это обусловлено тем, что у детей-логопатов в той или иной мере наблюдается отставание в развитии всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее неотчетливость. У них недостаточный объем сведений об окружающем мире, бедный словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей, мелкой и артикуляционной моторике. Эти дети часто теряются во время фронтальных занятий, ограничивают контакты с окружающими, так как стесняются своего дефекта, у них имеются определенные проблемы в понимании речи окружающих.

Речевой дефект отрицательно влияет и на развитие нервно-психической и познавательной деятельности у детей, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия. Все психические процессы формируются у них очень медленно и в более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость внимания, небольшой объем памяти, повышенная утомляемость, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, недостаточный уровень словесно-логического мышления. Дети-логопаты часто имеют дефекты зрительного восприятия, приводящие к запаздыванию сенсорного развития, к зеркальному написанию букв и цифр, затруднению в освоении числового ряда, к возникновению проблем с ориентацией на плоскости листа и в пространстве. Они не могут выполнить команды: отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны определить, что находится справа или слева от них или от названного предмета. Дефекты произвольного слухового внимания проявляются у этих детей в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме, а также в формировании фонематических процессов, развития и восприятия чувства ритма.

Таким образом, в логопедической группе необходим комплексный подход к работе, предполагающий сочетание коррекционной и педагогической работы и направленный на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, развитие умственных способностей, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Об особенностях формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представл...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено на развитие у детей умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности. В этом возрасте у детей закрепляю...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением речи.

Перспективный план разработан для детей с нарушением речи. Способствует более  эффективному усвоению математических представлений детьми с нарушениями речи....

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями слуха старшей группы и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в старшей группе и в раб...