Психолого-педагогическая коррекционная программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Данная психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_pedagoicheskaya_korektsionnaya_programma_po_adaptatsii_detey_k_detskomu_sadu.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая коррекционная программа адаптации ребенка
к дошкольному учреждению
Цель программы: помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, детей раннего дошкольного возраста.
Задачи программы коррекции:
- Нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у детей раннего возраста.
- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
- Формировать чувство принадлежности к группе.
- Формировать позитивное отношение к своему «Я».
- Развитие навыков социального поведения
Основными принципами содержания программы являются:
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога,началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Принцип системы коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих
Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия ход психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития
Критерии отбора в коррекционную группу и организация занятий:
дети раннего возраста 3-4 лет, родители этих детей и педагоги адаптационных групп. Формирование групп основано на диагностическом обследовании, по результатам которого у детей выявлены проблемы в адаптации.
Занятия по коррекционно-развивающей программе проводятся в течение 2 -3 месяцев, два раза в неделю по 10 – 15 минут, в подгруппах состоящих из 5 -7 человек
Структура занятия:
- Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
- Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
- Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
Блоки коррекционной работы:
Диагностический - диагностический материал:
- Анкета-опросник для родителей «Исследования особенностей эмоционального развития детей» (Е. И. Изотовой);
- Анкета - опросник для родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (Печора К.Л.)
- Методика «Оценка эмоционального состояния детей дошкольного возраста в адаптационный период». (Л.П.Клименко);
- «Диагностический тест младших дошкольников в самообслуживании» (Т.Н. Филютиной);
- Методика «Проявления самостоятельности у адаптирующихся детей 2-3 лет в игре и в общение со сверстниками, воспитателем» (Т.Н.Филютиной);
- Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой).
Коррекционный – коррекция отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и формирование коммуникативных навыков происходит через внедрение в работу следующих компонентов:
– расширение у детей раннего возраста представлений о пространственном расположении группы и прилегающей к ней территории, о детском саду в целом - его наполненностью многообразием профессий (музыкальный работник, мед. сестра, физкультурный работник, художник, повар, прачка и т.д.) и организация экскурсий.
– получению поддержки со стороны воспитателей и экспериментатора; развитие у детей чувства взаимопомощи по отношению к сверстникам, сочувствия, сострадания; создать положительный эмоциональный климат в группе; развивать у детей способность оценивать свои желания; направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений;
- моделирование новых форм поведения; развивать навыки общения; вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий; учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций;
учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно употреблять различные формы извинений; воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.
Профилактический - состоит из игровых упражнений, рефлексии и включает по одному заданию в каждом занятии, игр направленных на закрепление освоения окружающей среды и персонала детского сада (« Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти» и д.р.), представляет собой элементы социально – психологического тренинга, домашние задания направленные на снижение низкого уровня адаптации и обыгрывание смоделированных ситуаций в домашних условиях.
Структура психолого-педагогической коррекции
Блоки | Цели и задачи | Игры и упражнения | Ожидаемые результаты |
Организационно – установочный | Первый цикл (2 занятия): формирование позитивного отношения к своему «Я» и к сверстникам, осознание ребенком своего имени; развитие эмпатии и навыков общения; вытеснение негативных эмоциональных состояний; формирование эмоционального контакта, доверительного отношения к воспитателю; формирование коммуникативных навыков. | Упражнения направленные на осознание ребенком своего имени; общение детей друг с другом по имени, запоминание имён своих товарищей; «Скажи как я», «Имена», «Ласковые слова», «Отражение в зеркале», «Дотронься до…», «Ребенок и кукла», «Угадай кто это», «Прячем мишку», «Солнечные зайчики», «Игра с собачкой», «Кто в кулачке», «Покатаемся по ладошке», «Собираем игрушки», «Передай колокольчик» | Сформируется по позитивное отношение к своему «Я», сформируются положительное эмоциональное состояние, доверительное отношение к педагогу. |
Коррекционно – развивающий | Второй цикл (2 занятия): усвоение навыков социального поведения и совместных действий детей; обучать детей ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями и вопросами. Третий цикл (4 занятия): развивать у детей способность оценивать свои желания, обучать детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу, воспитывать у детей навыки партнерского общения; освоение окружающего пространства. | Упражнения направленные на усвоение навыков социального поведения и совместных действий детей, способствующие плавному переходу от игры «рядом» к игре «вместе» «Лесная зарядка», «Качели», «Веселый танец», «Ау –ау», «Передай другому», «Ищу друга», «Дружба начинается с улыбки» Упражнения направленные на развитие у детей способность оценивать свои желания, обучение пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу, воспитание у детей навыки партнерского общения (этюд «Зайчики», «Чудесный сундучок», «Просим извинения», «Гнездышко», «Нам не тесно», «Сборщики», «Помоги Тане», «Нам не тесно», «Ласковый мелок», «Портрет семьи» | Будут сформированы навыки социального поведения. |
Профилактический | Четвертый цикл (3 занятия): обучение детей видеть недостатки в своем поведении и их исправлять; расширение диапазона эмоций у детей через понимание и переживание чувств радости, формирование представления о хороших и плохих поступках; обогащение чувственного опыта детей; формирование коммуникативных навыков, обучение разрешению проблемных ситуации. | Упражнения направленные на обучение детей видеть недостатки в своем поведении и их исправлять; расширение диапазона эмоций у детей через понимание и переживание чувств радости, формирование представления о хороших и плохих поступках «Волшебные слова», «Выполни задание», «Дружба начинается с улыбки», «Клоун Тяп – Ляп», «Делай как я», « Пушинка», «Узнай себя», «Упрямые козлики», «Я принес тебе подарок» | Будут сформированы представления о поведении в ДОУ, коммуникативные навыки. |
Блок семейной и педагогической психокоррекции (по 3 лекции для родителей и воспитателей): просветительская, консультационная, тренинговая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках экспериментальной деятельности дошкольного учреждения
Всякая экспериментальная деятельность в учреждении является зоной повышенного педагогического риска. Для того чтобы в детском саду эксперимент состоялся, у всех субъектов педагогического пр...
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)...
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Необходимые условия,этапы работы с детьми, родителями и воспитателями в период адаптации....
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждениюМАДОУ Детский сад № 4 «Ивушка» 2016Содержание Пояснительная записка21. Возраст...
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»...
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения...