Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению
рабочая программа (младшая группа) по теме
Необходимые условия,этапы работы с детьми, родителями и воспитателями в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа адаптации ребенка
к дошкольному учреждению.
Цель: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения,способствующие повышению его адаптацил=оных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей дошкольного возраста.
Методы: наблюдение,информирование.анкетирование,опрос и беседа.
Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.
Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДУ
Ребенок приходит в детский сад .Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкаясмена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.Процесс адаптации можно условно разделить на первичный и вторичный.
Чаще всего ,проблемы адаптации,связаны с несоответствием особенностей новых требований характеристикам детей группы по разным показателям ,например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания в ДУ особенностям домашней кухни семьи ребенка. Тяжело приходится и тем детям,которые не посещали МДОУ до 6 лет. Дезадаптированность таких детей объясняется чаще всего перенесением особенностей общения ребенка со взрослым на способ общения со сверстниками. Все же проблема адаптации к детскому саду в старшем школьном возрасте – это единичные случаи,поэтому в большей степени психолог концентрирует свою деятельность на оптимизхации процесса адаптации детей 1-й и 2-й младших групп.
Для выполнения поставленной задачи необходимо:
1.Сотрудничество воспитателей и психолога
2.Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды
3.Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя заботу и оказывая помощь
4.Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с детьми
5. В процессе общения способствовать объединению детей,закладывая традиции групповых взаимоотношений
6. Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности,уверенность в себе, самостоятельность и инициативность
7. Проводить наблюдения за степенью адаптации ребенка к условиям детского сада.
8. Согласовать действия родителей и педагогов для сближения подходов к детям в семье и в детском (выработка единых требований).
9.Создание для ребенка фона уверенности,обеспечивающего психологический комфорт в группе.
10. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка
11. Формировать у ребенка адекватные формы общения со взрослыми и сверстниками.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
Вся работа психолога в основном сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Для этого психологу необходимо чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо ещё и для того, чтобы обеспечить полноценное общение с родителями.
№ | Этап | Формы работы |
1. | Знакомство | Ребенок знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду с целью привыкания к условиям МДОУ. Совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: игры, развлечения ,ритуалы встреч, прощания, совместные прогулки. Знакомство с детским садом, воспитателями, шкафчиком, кроваткой…. |
2. | Индивидуальный режим | Для ребенка устанавливается первичный индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей- это дневная или вечерняя прогулка, где ребенку доступны условия совместного общения .Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна. Постепенно по мере привыкания.время пребывания увеличивается. |
3. | Наблюдение за адаптацией и заполнение данных . | В группе пребывания детей 2-3 лет педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов воспитателем происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания в группе. Легкая степень : к 20-му дню : нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми ,сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней без осложнений . Средняя степень : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Снижается речевая активность, нервно-психическое развитие замедляется. Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней без осложнений. Тяжелая степень : поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала. ОРВИ более 3-храз сроком более 10 дней. Ребенок не растет не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала. |
4. | Организация диагностической работы | Диагностика проводится совместно с двумя воспитателями. |
5. | Сбор сведений о раннем развитии ребенка | Диагностика |
6. | Психолого-педагогическая коррекция | |
7. | Групповые коррекционные занятия | Песочная терапия Игровая терапия |
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
- Информирование о проблемах адаптации.
- Составление семейного анамнеза.
-анкетирование
-тестирование
ЭТАП РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛМЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
1.Беседа
2.Составление педагогической характеристики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57784.jpg)
"Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"
Памятка для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ » Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил ...
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллектив...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-899660-1488221559.jpg)
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждениюМАДОУ Детский сад № 4 «Ивушка» 2016Содержание Пояснительная записка21. Возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-610107-1589997040.jpg)
Психолого-педагогическая коррекционная программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Данная психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адапт...