Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
тест (младшая группа) по теме
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa.docx | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах | |
1 | Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | 3 2 1 |
2 | Как засыпает Ваш ребенок? | Быстро за 10 минут Медленно | 3 1 |
3 | Что Вы делаете чтобы ребенок заснул? | Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. | 3 1 |
4 | Какова длительность сна ребенка? | Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен | 3 2 1 |
5 | Какой аппетит у Вашего малыша? | Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | 3 2 1 |
6 | Просится ли на горшок? | Просится Нет, но предпочитает быть сухой Нет, ходит мокрый | 3 2 |
7 | Как относится к высаживанию на горшок? | Положительно Отрицательно | 3 1 |
8 | Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) | Нет Есть (указать какие именно) | 3 1 |
9 | Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? | Проявляет всегда Проявляет только в привычной обстановке | 3 2 |
10 | Проявляет ли активность, интерес при обучении? | Проявляет Недостаточно Не проявляет | 3 2 1 |
11 | Инициативен ли в игре? | Способен сам найти себе дело Играет только с взрослыми Не умеет играть | 3 2 1 |
12 | Инициативен ли в отношениях с взрослыми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых Не идет на контакт с взрослыми | 3 2 1 |
13 | Инициативен ли в отношениях с детьми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми | 3 2 1 |
14 | Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? | Нет Да | 1 2 |
15 | Как он перенес разлуку ? | Очень тяжело Спокойно | 1 3 |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.
Минимальное количество баллов – 16.
Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;
2,5 – 2,1 балла – готов условно;
2,0 – 1,6 балла – не готов.
Таблица 2
Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей
Вопросы к матери ребенка | Ответы младшей подгруппы в баллах | Ответы старшей подгруппы в баллах | |||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 | Какое из перечисленных настроений преобладает? | 5 | 3 | 8 | 2 | 4 | 10 |
2 | Как засыпает Ваш ребенок? | 8 | 8 | 6 | 10 | ||
3 | Что Вы делаете чтобы ребенок заснул? | 14 | 2 | 14 | 2 | ||
4 | Какова длительность сна ребенка? | 2 | 5 | 9 | 1 | 5 | 10 |
5 | Какой аппетит у Вашего малыша? | 1 | 4 | 11 | 5 | 11 | |
6 | Просится ли на горшок? | 2 | 4 | 10 | 2 | 3 | 11 |
7 | Как относится к высаживанию на горшок? | 3 | 13 | 1 | 15 | ||
8 | Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) | 1 | 15 | 16 | |||
9 | Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? | 3 | 2 | 11 | 3 | 13 | |
10 | Проявляет ли активность, интерес при обучении? | 1 | 3 | 12 | 1 | 2 | 13 |
11 | Инициативен ли в игре? | 2 | 3 | 11 | 1 | 3 | 12 |
12 | Инициативен ли в отношениях с взрослыми? | 7 | 4 | 5 | 3 | 6 | 7 |
13 | Инициативен ли в отношениях с детьми? | 2 | 8 | 6 | 1 | 9 | 6 |
14 | Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? | 4 | 12 | 3 | 13 | ||
15 | Как он перенес разлуку ? | 3 | 9 | 2 | 11 | ||
Итого | 57 | 57 | 122 | 37 | 64 | 136 |
Для проведения в дальнейшем анализа диагностирования адаптации детей к детскому саду ответы родителей обеих подгрупп на вопросы таблицы 1, систематизированы в виде таблицы 2.
Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и детьми, чем дети первой подгруппы (Табл. 2). Практически одинаковую активность в игре и обучении проявляют дети обеих подгрупп. Но вот интерес к игрушкам у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Одинаков аппетит и длительность сна у детей обеих подгрупп. Менее раздражительны дети второй подгруппы.
Таблица 3
Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми (критерий Пирсона)
Первая подгруппа | Вторая подгруппа | |||||
Да | Нет | Затруднились ответить | Да | Нет | Затруднились ответить | |
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? | 8 | 8 | 10 | 5 | 1 | |
2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). | 12 | 4 | 14 | 2 | ||
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника? | 7 | 7 | 2 | 14 | 2 | |
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми | 10 | 6 | 15 | 1 | ||
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? | 11 | 2 | 3 | 13 | 1 | 2 |
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей)? | 10 | 4 | 2 | 6 | 7 | 3 |
Итого | 58 | 25 | 13 | 72 | 15 | 9 |
В таблице 3 приведены результаты опроса родителей детей раннего возраста (двух подгруппы) по степени активности общения их ребенка с другими детьми.
Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.
Для первой подгруппы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.
Опрос родителей также показал, для этой подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.
Во второй подгруппе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.
Таким образом, для первой подгруппы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для второй подгруппа – субъектный аспект.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети второй подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми первой подгруппы.
Следующим этапом диагностирования является выявление корреляционной зависимости между психолого-педагогическими параметрами готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ по методу Печора К.Л..
По этой методике выявляется корреляционная зависимость привычек, интереса, настроения, активности с эмоциональным состоянием, его социализацией, уровнем сна и аппетита по результатам предварительного анкетирования родителей, которые приведены в таблицах 2 и3.
Выявление корреляционной зависимости проводится в группе детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, отдельно в первой и второй подгруппах.
В первую подгруппу собраны дети 1,5 -2 лет, а во вторую 2-3 лет.
Таблица 4 -
Корреляционная зависимость психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателей психофизиологической адаптации детей к условиям детсада
Эмоциональное состояние | Социальные контакты ребенка | Сон ребенка | Аппетит ребенка | |
Какое из перечисленных настроений преобладает? | -0,08 | 0,34 | -0,26 | 0,52 |
Как засыпает Ваш ребенок? | 0,22 | -0,28 | 0,75 | 0,20 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? | -0,02 | -0,39 | -0,10 | 0,34 |
Какова длительность сна? | -0,20 | -0,02 | 0,68 | 0,13 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? | 0,47 | 0,09 | 0,47 | -0,59 |
Просится ли на горшок? | 0,63 | -0,25 | -0,04 | 0,05 |
Как относится к высаживанию на горшок? | 0,40 | -0,15 | 0,10 | -0,13 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? | 0,38 | -0,35 | 0,16 | -0,12 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? | 0,52 | -0,19 | 0,22 | 0,17 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? | 0,20 | -0,16 | -0,43 | -0,23 |
Инициативен ли в игре? | 0,33 | -0,20 | 0,26 | -0,32 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? | -0,16 | -0,03 | 0,51 | -0,35 |
Инициативен ли в отношении с детьми? | -0,07 | -0,26 | 0,39 | 0,16 |
Был ли опыт разлуки с близкими? | -0,02 | -0,39 | -0,10 | 0,34 |
Как перенес разлуку? | - 0,68 | -0,15 | 0,10 | -0,13 |
Как видно в таблице 4, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.
Фактор «Как засыпает Ваш ребенок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,75).
Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).
Фактор «Просится ли на горшок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Эмоциональное состояние ребенка» (r=-0,63).
Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,68).
Таким образом, особенности адаптации, детей раннего возраста младшей подгруппы к условиям детсада определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Полученные данные по результатам опроса родителей старшей подгруппы, были статистически обработаны с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) (Табл. 2 и 3). Вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы (Табл. 5).
По этой методике, анализу подлежали следующие аспекты:
1) Поведение ребенка, связанное с удовлетворением его органических потребностей.
2) Уровень нервно-психического развития.
3) Некоторые черты личности.
В таблице 5 корреляционные связи просматриваются по показателям эмоционального состояния ребенка, его социальных контактов, сна и аппетита ребенка и психолого-педагогических параметров его состояния в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.
Таблица 5.
Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами, определения готовности поступления ребенка в ДОУ, (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ старшей подгруппы
Эмоциональное состояние | Социальные контакты ребенка | Сон ребенка | Аппетит ребенка | |
Какое из перечисленных настроений преобладает? | 0,08 | -0,17 | -0,46 | -0,21 |
Как засыпает Ваш ребенок? | -0,47 | 0,29 | -0,07 | 0,07 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? | -0,16 | -0,03 | 0,80 | -0,35 |
Какова длительность сна? | -0,16 | -0,11 | 0,68 | 0,22 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? | 0,21 | 0,08 | 0,12 | 0,87 |
Просится ли на горшок? | -0,10 | 0,31 | -0,32 | -0,35 |
Как относится к высаживанию на горшок? | -0,07 | -0,26 | 0,39 | 0,16 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? | 0,27 | -0,39 | 0,18 | -0,25 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? | 0,91 | -0,55 | 0,37 | -0,24 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? | -0,41 | -0,09 | 0,50 | -0,52 |
Инициативен ли в игре? | 0,43 | 0,18 | 0,47 | 0,48 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? | 0,47 | 0,09 | 0,47 | -0,59 |
Инициативен ли в отношениях с детьми? | 0,63 | -0,25 | -0,04 | 0,05 |
Был ли опыт разлуки с близкими? | 0,40 | 0,68 | 0,10 | -0,13 |
Как перенес разлуку? | 0,80 | -0,35 | 0,16 | -0,12 |
В таблице 5, были выявлены следующие значимые корреляционные связи:
Фактор «Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,80).
Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).
Фактор, «Какой аппетит у Вашего ребенка» имеет положительную корреляционную связь с фактором «аппетит ребенка» (r=0,87).
Фактор «Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,91).
Фактор «Инициативен ли в отношении с детьми» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,63).
Фактор «Был ли опыт разлуки с близкими» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Социальные контакты ребенка» (r=0,68).
Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,80).
Таким образом, адаптация детей раннего возраста старшей подгруппы к условиям детсада определяется не только психофизиологическими особенностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные проблемы поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Для многих родителе...
Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
Уважаемые родители! Предлагаем Вам определить, насколько Ваш малыш готов к поступлению в дошкольное учреждение. Надеемся, что данный материал поможет Вам обратить внимание на ошибки в воспитании и на ...
Консультация для родителей: "Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение".
Чем лучше ребенок готов к поступлению в детский сад, тем легче будет проходить его адаптация....
Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Результаты анкетирования родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ».
Целью анкетирования: узнать, как по мнению родителей дети готовы к поступлению в детский сад....
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения...