Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»
рабочая программа по психологии

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в  ДОУ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

«Принято»:

На заседании методического Совета

Протокол № 1 от 12.09.2023г.

Приложение №

«Утверждаю»

Заведующая

МБДОУ № 15 «Ромашка»

_________________ Е,АТопоева

Приказ № 135/х от 13.09.2023 г.

Программа

«Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в  ДОУ»

 

 

Разработала: Марьясова Г.А.

педагог-психолог

г. Шарыпово, 2023г.

Пояснительная записка

        Детский сад - это новый период в жизни ребенка. Малыш  впервые  осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение (Приложение №1).         

        Не все дети переносят эту перемену легко, они находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.

Привыкание ребенка к новым условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Поступление ребенка в дошкольное учреждение влечет за собой изменения образа жизни и деятельности, как ребенка, так и семьи. Семья также испытывает нарастание эмоционального напряжения, общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений, поэтому следует рассматривать профилактику дезадаптации детей и семьи в целом.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя.

          Педагог - психолог дает  родителям пакет печатных материалов, которые помогают изучить работу детского сада и приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Они имеют возможность познакомиться  с режимом дня, культурой приема пищи, задачами развития детей младшего возраста.         

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, малыш осваивает речь, предметные действия, отражающие функциональное назначение предметов, делает первые попытки нарисовать и строить из кубиков, проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремится участвовать в совместной деятельности. У него появляются первые формы сюжетной игры.

 Программа разработана с учетом  принципов развития и концентричности.

Принцип развития предлагает, что в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым ему будет оказана помочь в выработке нового способа жизнедеятельности.

Принцип концентричности выражается в том, что программа психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в  ДОУ построена с учетом особенностей усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.

Цель: создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития. 

Задачи:

  • обеспечивать физический и психологический комфорт ребёнка в группе;   
  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
  • развивать познавательны процессы,   мелкую моторику и координацию движений;
  • повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста;
  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Реализация программы обеспечит безболезненную адаптацию ребенка к условиям ДОУ, повысит уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста, что приведет к благополучному развитию ребёнка в период дошкольного детства.

Целевая аудитория: дети раннего и младшего дошкольного возраста и их родители (законные представители)

 Сроки реализации: июнь – октябрь (ежегодно).

Периоды реализации проекта (сроки)

1. Подготовительный – июнь-августВключает реализацию направлений:

- ознакомление родителей с условиями и воспитанием в детском саду: экскурсия по ДОУ, беседы с руководителем, медицинским и педагогическим персоналом,  ознакомление с памятками, индивидуальные беседы (приложение №2);

- заполнение анкет родителями («Давайте познакомимся», «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад?») с целью выявления индивидуальных особенностей и предпочтений детей, а так же степени социализации ребенка, приученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка;

- изучение карт здоровья детей позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы; 
 2. Практический   1 сентября – 30 октября.

Включает в себя:

- наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.

- заполнение адаптационных листов.

- игры-занятия педагога – психолога с детьми 10-15 минут 1 раз в неделю (фронтальная и подгрупповая работа);

- игры-занятия, разучивание потешек, стихов в совместной образовательной деятельности воспитателя  с детьми 10-15 минут 5 раз в неделю (фронтальная и подгрупповая работа), (Приложение №3);  

- заполнение карт наблюдения за ребенком в адаптационный период;

- консультативные встречи с родителями по вопросам воспитания и развития детей  (ежедневно);

- проведение консультаций для педагогов по организации взаимодействия с детьми в период адаптации.

 

Адаптация детей происходит поэтапно:

Первый этап

 Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания. Стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.      Для формирования чувства уверенности в окружающем мире сотрудники в группе создают эмоционально благоприятную атмосферу. Первое знакомство с воспитателями и детьми проводится в игровой форме, в насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.    

Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства.  

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчинятся правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

Третий этап – формирование контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника – сострадание; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

3. Итоговый октябрь 2013 год.

-  диагностика степени социальной адаптации ребенка в ДОУ;

- обобщение результатов адаптационного периода (справка по итогам адаптации);

Основные направления реализации программы

1. Диагностическое:

- диагностическая методика для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В.Н. Меркуловой, Л.Г. Самоходкиной;

- карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;

- анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей и предпочтений детей «Давайте познакомимся».

2. Просветительское и консультативное:

  консультации, круглый стол, рекомендации, памятки по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода,

3. Занятия с детьми педагога-психолога и воспитателя. 

 Тема занятия №1 Адаптационные игры. Давай поиграем!

Цель занятия: Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.

Содержание занятия

 приветствие.

-игра «Мой малыш»

-игра «Меленькая детка»

-игра «Баю-баю».

Тема занятия №2 Адаптационные игры. Давай поиграем!

Цель занятия: Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.

Содержание занятия

приветствие.

-игра «Догонялки-обнималки».

-игра «Наши пальчики».

-игра «Ку-ку».

Тема занятия №3 Адаптационные игры. Давай поиграем!

Цель занятия: Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.

Содержание занятия  

приветствие.

-игра «Ладушки».

-игра «Скачем на лошадке».

-игра «Топ-топ».

-игра «Пичужки».

Тема занятия №4: «Наши игрушки»

 Цель занятия:  Развивать речедвигательные, зрительно-слуховые координации; умение устанавливать связь слова, предметами образа.

Содержание занятия:  

-вводная часть;

-игра «Повтори как собачка»;

-игра «Киска по двору гуляет»;

-игра «К нам пришла лисичка в гости»;

-игра «Кто, где живет»;

-подведение итогов.

Приложение №1

Особенности организации предметно-пространственной среды в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия ребенка

Интерьер групповых комнат должен напоминать ребенку образ дома. Воспитатели должны стараться приблизить оформление групповых комнат, спален к домашней обстановке, чтобы малыши не испытывали дискомфорта от их размеров. Для этого необходимо подобрать красивые шторы в спальные комнаты в прохладных тонах (синий, фиолетовый), а в групповые – теплые, пастельные тона (бежевый, светло-розовый).

В игровых комнатах, как и в квартирах детей, должна быть крупногабаритная детская мебель: стол, стулья, диван, кресло, мойка, плитка. Она размещается так, чтобы образовать «маленькие комнатки», где дети могут чувствовать себя комфортно.

В группе могут быть размещены подвесные фигурки, бабочки и птички, которые помогают малышу снять напряжение, отвлечься от расставания с мамой, знакомить их с формой и цветом, размером предметов.

Наибольшие трудности в период адаптации связаны с приучением ребенка к дневному сну. Малышу необходимо показать кроватку, где он будет спать, объяснить, где он будет оставлять свою одежду. В первое время воспитатель может сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: качает ребенка, если он к этому привык, сидит рядом, рассказывают сказки, даёт игрушку.

Почувствовать связь с семьей малышам помогают фотографии мам, помещенные на спинки детской кроватки. Перед сном можно включить спокойную музыку, которая помогает детям расслабиться и уснуть. Ни в коем случае нельзя насильно укладывать ребенка спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Постепенной адаптации к окружающему миру способствуют любимые игрушки, вещи детей, которые приносят из дома и хранят в своем шкафчике или носят с собой.

Приложение 2

Психологические особенности детей раннего возраста

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства. Рассмотрим особенности психических процессов детей раннего возраста.

Восприятие.  Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Воображение. Никакой вид человеческой деятельности не может обойтись без воображения. Эта особая форма отражения человеком действительности заключается в создании новых образов на основе имеющихся, ранее возникших.

Зачатки воображения можно наблюдать уже в конце раннего возраста: ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы воображаемыми действиями. Однако воображение предметов дошкольника ещё слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникает без сознательно поставленной цели.

В игровой деятельности детей второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только те предметы-заместители, которые предложил взрослый. Позднее малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты.

Внимание. Успехи ребёнка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. В младенческом и раннем возрасте внимание ребёнка носит непроизвольный характер, возникает без заранее поставленной цели, без волевого усилия и обусловливается яркими, сильнодействующими раздражителями. На протяжении всего 1-го года жизни (и позднее) наиболее сильнодействующим для ребёнка раздражителем, способным вызвать и поддержать его внимание, является взрослый.

Овладение ребёнком новыми видами деятельности (игровая, учебная) неуклонно повышает требование к его вниманию. В деятельности возникает новый вид внимания – произвольное, сугубо человеческое. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребёнка к определённым сторонам деятельности. В дальнейшем сам малыш начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания. Направленность, сосредоточенность внимания в данном случае зависят уже не столько от особенностей предметов, сколько от поставленной цели и применения волевых усилий. Поэтому этот вид внимания называют ещё волевым. Его формирование теснейшим образом связано с развитием речи ребёнка.

На протяжении раннего периода увеличивается продолжительность сосредоточения внимания, его объём, способность к распределению, переключению.

Память. Память ребёнка (запоминание, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение того, что было) в раннем возрасте носит преимущественно непроизвольный, непреднамеренный характер и на начальном этапе включена в процессы ощущения и восприятия (или тесно связана с ними). Качество непроизвольного запоминания в большой степени зависит от самого материала (легче запоминается ребёнком наглядное, конкретное, близкое его жизненному опыту). Очень важно и то, насколько активно ребёнок действует с этим материалом. Он лучше запоминает предметы (игрушки, картинки), если ему предлагается их ощупать, поиграть с ними, разложить по определённым местам. Большое значение при этом имеет речь, которая существенно изменяет восприятие и запоминание. Память ребёнка раннего возраста избирательна. Ребёнок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. Наиболее развита в этом возрасте двигательная, образная, эмоциональная память.

Мышление. Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены, – он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Это соотносящие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной работы мышления – взрослые дают образцы нужных действий и показывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления. Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. Например, невзначай нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю и др.

Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические, ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных внутренних форм мышления.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок манипулирует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образцами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более сложные малыш решить не может, или решает их в наглядно-действенном плане.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

Мышление, как внутренняя психическая функция, вначале отстает от практической деятельности ребенка. В раннем возрасте оно существует и развивается внутри этой практической деятельности: ребенок «мыслит», действуя одним предметом над другим, соотнося размеры и свойства разных предметов, устанавливая последовательность предметных действий и формируя образ своих действий.

Овладение предметными действиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим признакам. Например, чашка – это предмет, из которого можно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса и пр. Но именно эти чисто физические признаки являются более очевидными для ребенка при непосредственном восприятии и поэтому именно они являются первым основанием для классификации и обобщения предметов.

Овладение речью. Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков,  а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым.  За каждым словом должно стоять то,  что оно обозначает,  т.е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет,  первые слова могут не появиться. Потребность и необходимость говорить предполагает  два главных условия:  потребность  в  общении  со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт.  И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка с взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово.

Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни.

В середине   второго  года  происходит  «речевой  взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже  могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.  Это  значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

         Все эти  достижения становятся возможными благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую форму речи,  которая позволяет связывать  между  собой отдельные слова,  независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.

Развитие личности ребенка раннего возраста 

           Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка с взрослым. В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом  человеческих действий с предметами.  Такое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.  Теперь необходимо соучастие  взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и  того  же  дела.  В  ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и  внимание  взрослого,  и его участие в действиях ребёнка и,  главное  –  новые,  адекватные способы действия с предметами.  Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Благодаря сотрудничеству со взрослым к концу раннего возраста ребёнок  в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Общение со сверстниками. Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником  складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое  содержание.

Содержание контактов  детей раннего возраста,  несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка с взрослым.  Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко  эмоционально  окрашено,  вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на  индивидуальность  партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально – практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются:  непосредственность,  отсутствие предметного содержания;  раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность  коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети  демонстрируют  и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных  экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие  эмоциональные  переживания.  По-видимому,   такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость.   Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Развитие потребности  в  общении  со сверстником проходит ряд этапов. 

Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему  свои  успехи;  на  третьем  году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному,  собственно коммуникативному взаимодействию  становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам.  Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного  взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность.

Рождение игры. Действия маленького ребёнка с предметами  – это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала ребенок относится к игрушкам, как к любым другим предметам. Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но он просто повторяет за взрослым действия, показанные ему. Ничего он пока не хочет изобразить. На другие игрушки действия эти не переносятся – если взрослые показали, как баюкают зайца, то баюкать мишку «ребёнок не додумается». Но уже очень скоро, примерно с 1 года 3 месяцев, малыши начинают выполнять в игре не только те действия, которые им показали взрослые, но и те, которые они наблюдали сами: они наряжаются, причесываются, прижимают к себе куклу, целуют ее. Появляется много новых игр: дети моют куклу, обливают ее, заставляют ее прыгать с дивана, скатываться с горки, идут с ней гулять. В это же время ребенок начинает изображать различные действия, реально их не выполняя. Он «ест» из пустой чашки, «пишет» палочкой на столе, «читает».

После полутора лет в дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают привлекать всевозможные предметы, делая из них «заместителей», «дублеров» отсутствующих. Малыш моет куклу, используя вместо мыла кубик, катушку, камешек. Палочкой, карандашом измеряет температуру (это «заместители» градусника). Главное – чтобы предметом –«дублером» можно было действовать так же, как реальным, а сходства в цвете, форме, величине пока не требуется.

Примерно в то же время, когда появляются предметы-«дублеры», дети начинают изображать в своих играх действия конкретного взрослого человека. Конечно, до развернутого исполнения роли взрослого в игре еще далеко, и все-таки это уже не просто изображение отдельного действия, которое наблюдал малыш (на это он был способен и раньше, когда «варил кашу», «читал»). Например, ребёнок моет тряпочкой пол, изображая уборщицу или прутиком – «ножницами» подстригает волосы кукле, изображая парикмахера. Так игра аккумулирует появление элементов труда в деятельности ребенка.

Элементы труда. Начиная с раннего возраста, у детей формируются навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, которые связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе с взрослыми поливают цветы, кормят живых обитателей.

Подражание. В развитии ребенка подражание является одним из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, так как подражание – это эффективный способ усвоения нового. Подражание включает в себя множество компонентов и выполняет различные функции в зависимости от возраста ребенка.

В первые два года жизни подражание отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми уже полностью овладели или которые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 месяцев, не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками. Так же и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.

На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. К двум годам большинство детей уже способны отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики, замечая свое сходство с отцом и другими мужчинами, начинают относить себя к той же категории. Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу. Добиваются этого дети путем подражания окружающим.

Своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций – как положительных, так и отрицательных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекает его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает поведение именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку.

Итак, подражание вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на другого человека или достичь определенных целей.

Приложение №3

Занятия с детьми младшего дошкольного возраста

        Каждое занятие-игра проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит игра-занятие, варьируются педагогом.

        Занятия длительностью 8-10 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из игр-занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

  1. «Божья коровка»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие зрительного восприятия (цвет, форма).

Чтение потешки «Божья коровка».

Рисование «Божья коровка».

  1.  «Листопад»

Цель: Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие творческих способностей.

Упражнение «Зашагали наши ножки».

Игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Листопад».

  1. «Мячик»

Цель: Сплочение группы; развитие умения взаимодействовать со сверстниками; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве.

 Упражнение «Цвет, форма, величина»

Психогимнастика по стихотворению «Мой веселый звонкий мяч»

  1. «Веселый Петрушка»

Цель: Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи, воображения.

 Игра «Паровоз»

Игра «Где же, где же наши ручки».

Игра «Какого цвета у тебя прищепка?»

Игра «Прыгай, прыгай веселей»

  1.  «Друг веселый»

Цель: Развитие коммуникативных навыков; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения.

Упражнение «Большой круг, маленький круг»

Релаксация

Игра «Друг веселый»

Рисование «Спирали»

  1. «Зайка»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Упражнение «Мы слепили снежный ком»

Игра «Зайка серенький сидит» (под музыку)

Игра с мешочком.

  1.  «Веселые музыканты»

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы; развитие образного слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие внимания, речи, воображения.

 

Театрализованное представление с музыкальными инструментами

Упражнение «Заводите хоровод»

  1.  Новый Год»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей; развитие общей и мелкой моторики

 Стихотворение «В нашей группе». Танец «Где же, где же наши ручки».

Игра «Пальчики у нас пляшут».

Рисование.

  1.  «Мыльные пузыри»

Цель: Снятие эмоционального напряжения и агрессии; обучение детей установлению контакта друг с другом; развитие внимания, речи и воображения.

 Загадка

Песенка «Ладушки, ладушки»

Упражнение «Надувайся пузырь»

Упражнение с мячом

  1.  «Мишка»

Цель: Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей; развитие координации движений; развитие внимания, речи, воображения.

 Хоровод для медвежонка

Игра «Левая, потом правая»

Упражнение «Как под горкой»

Песенка-игра «У медведя во бору»

Рисование «Банка меда»

  1. «Непослушные мышата»

Цель: Формирование положительной самооценки; преодоление упрямства; развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью; развитие чувства юмора, речи и воображения.

 Игра «Непослушные мышата».

Упражнение «Скачут мышки-шалунишки».

Игра: «Мышки спят». «Мышки и часы».

  1.  «Колобок»

Цель: Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие координации движеий; развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного).

 Упражнение «Приключения колобка»

Игра «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты)

Песенка «Пальчик о пальчик»

Игра-хоровод «Колобок»

  1.  «Мамин День»

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений; отношения любви к маме; развитие речи и внимания.

 Упражнение. Вопросы о маме

Потешка «Водичка, водичка».

Игра «Чей голос?»

«Колокольчик»

  1.  «Котята»

Цель: Формирование положительной самооценки; развитие чувства сопереживания; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное; развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения.

 Прослушивание аудиозаписи.

Упражнение «Мяу…».

Игра «Собака», «Бабочка лети…».

 

 

 Приложение 3

          

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
  3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Воспитание эмоциональной и познавательной активности малыша. Книга для работников дошкольных учреждений. – Сыктывкар, 2007.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Воспитание и обучение детей раннего возраста. /под ред. Л.Н. Павловой. –М.: Просвещение, 2008.
  7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М.: Просвещение, 2007.
  8. Заводчикова О. Г.Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003
  10.  Радуга:   программа   воспитания,   образования   и  развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.   сада /   [Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Просвещение,  2010. — 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения....

"Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Рекомендации для родителей, которые планируют отдать своих малышей в детский сад. Материал также будет полезен воспитателям ДОУ....

Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»

Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...

Статья "Успешная адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к ДОУ как условие его эмоционального благополучия"

Не все дети сразу принимают незнакомых взрослых и новую обстановку. В этот момент очень важен процесс адаптации. Чем скорее ребенок адаптируется к условиям доу, тем быстрее начнет всесторонне раз...

Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Процесс адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения - это процесс и результат приспособления качественных характеристик психики ребёнка к новым условиям социальной среды. Адаптация ребёнка к д...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Статья посвящена раскрытию проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного воз- раста к дошкольному образовательному учреждению в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошк...