Программа по пескографии
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Комплексная программа коррекции эмоциональной сферы для детей дошкольного возраста с ОВЗ
«Вариации на песке»
Составитель: педагог – психолог
МАДОУ ЦРР д/с №2 Т. В. Лабуткина
г. Калининград 2017
Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка
К. Д. Ушинский
Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике
К. Г. Юнг
Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья
В. М. Бехтерев
Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т.е. «искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления. А еще ярче данная деятельность звучит с музыкальным сопровождением.
Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, в основе которого лежит исцеляющее действие музыки на психологическое состояние человека. Позитивное действие музыкотерапии на детей с ОВЗ заключается в следующем:
- способствует установлению доверительной атмосферы, взаимопонимания между участниками процесса;
- усиливают эффект от проводимой терапии, так как с помощью музыки легче проникнуть во внутренний мир, переживания ребенка, чем при помощи обычных бесед;
- музыкотерапия обостряет все чувства человека, способствует их проявлению;
- помогает достичь внутренней гармонии, усиливает внутренний контроль и порядок.
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.
Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Песочная анимация как нельзя кстати подойдет чрезмерно активным детям, детям с ОВЗ. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается", открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Показания для применения арт-методов в песочной терапии:
- трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей с ОВЗ;
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки детей с ОВЗ;
- эмоциональные трудности воспитанников с ОВЗ;
- оптимизация психического развития в детском возрасте;
- нарушение внимания у детей с ОВЗ.
В зависимости от возраста меняются объемы и технологи проведения занятий. В зависимости от личных особенностей детей может быть расширен возрастной диапазон применения программы (до 10 лет).
Ожидаемые результаты программы:
1. Расширение спектра возможностей ребёнка к выбору приемов саморегуляции
2. Повышение стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности
3. Улучшение психосоматического состояния ребёнка
Цель и задачи программы
Цель программы - стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния детей с ОВЗ, развитие самоконтроля, коммуникативных навыков, улучшение адаптивных свойств личности ребенка с ОВЗ (ТНР) в рамках ФГОС ДО
Задачи:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого(творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей);
- формирование навыков саморегуляции,
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.
Метод рисования песком позволит детям:
- Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства.
- Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности.
- Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования.
- Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни
- Повысить мотивацию в деятельности.
- Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.
Актуальность программы.
На современном работа с детьми с ОВЗ является необходимым требованием в рамках ФГОС ДО. Развитие социальных навыков, адаптивных и поведенческих функций у этих воспитанников ставится во главу угла современного дошкольного образования. Художественно – эстетическое развитие дошкольника является наиболее актуальным, так как именно в дошкольном детстве закладываются фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем – то стихотворения, песни, танцы. Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения традиционными материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает продуктивной деятельности творческий характер.
В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие детям. Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования условия для вхождения ребенка – дошкольника в расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.
Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать, обогащать. А эти качества нужны любому человеку. А в совокупности с необычайным воздействием музыки на душу ребенка?... Это способ невербальной коммуникации, способ оздоровления, а также как один из возможных способов познания мира. Огромно воздействие классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
Содержание программы
Каждое занятие разделено на три этапа: вводный, развивающий – основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).
1. Вводный этап
-создание положительного настроя на совместную работу,
-установление эмоционального контакт.
2. Развивающий этап
Задачи:
-формирование навыка саморегуляции,
-расширение кругозора и общей осведомленности,
-развитие познавательной сферы,
-развитие творческих способностей, воображения и фантазии,
-развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук,
-формирование стрессоустойчивости,
-стабилизация и гармонизация эмоционального состояния.
Основные технологии работы:
-игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц-рук, ног, туловища, шеи, лица, комплекс психомышечной тренировки,
-психогимнастика и психотехнические игры, включающие упражнения на способность к произвольному расслаблению,
-дыхательная гимнастика,
-свободное и тематическое песочное рисование.
3. Заключительный этап
Задачи:
-подведение итогов.
-развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
-обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Основные технологии работы:
-беседа и дискуссии.
-свободное и тематическое песочное рисование.
Организационно-педагогические условия
Занятия проводятся в кабинете, имеющий световой песочный планшет или стол. Для рисования используется мелкий песок, антистатик, цветной песок. Цветные карандаши, краски, кисти, бумага формата А4. Занятия проводятся 1 раз в неделю от 20-40 мин, в зависимости от темпа работы ребёнка. Режим занятий - 8 занятий: 1 раз в неделю по 20 минут (2 месяца) +диагностика - первое и последнее занятие.
Для более эффективного решения поставленных задач в каждое занятие включены разные виды деятельности: двигательные упражнения, песочное рисование и обсуждение результатов. Каждое занятие имеет музыкальное сопровождение.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание работы | Кол-во занятий |
1. | Диагностический блок-первичная диагностика (Приложение №3). Знакомство с песком | 1 |
2. | Упражнения на песке «Путешествие в подводный мир» | 1 |
3. | Упражнения на песке. Тема «Я горжусь» | 1 |
4. | Метод саморегуляции при помощи дыхательных упражнений: тема «Я волнуюсь» | 1 |
5. | Тема «Я сержусь». Метод саморегуляции при помощи дыхания | 1 |
6. | Тема: «Я расстраиваюсь». Метод саморегуляции через рисунок | 1 |
7. | Тема: «Я злюсь». Метод саморегуляции при помощи дыхательных упражнений | 1 |
8. | Тема: «Я боюсь». Метод саморегуляции через рассказ | 1 |
9. | Тема: «Я боюсь». Метод саморегуляции через рассказ | 1 |
10. | Закрепления навыков саморегуляции. Диагностический блок - повторная диагностика. | 1 |
Занятие 1.
1.Знакомство с песком «Здравствуй песок!»
Психолог предлагает ребёнку различными способами дотрагиваться до песка.
- Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? – (сухой, шершавый, мягкий)
- Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его погладим между ладонями.
- Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок!
- А теперь будем вместе рисовать. Психолог знакомит ребёнка с различными способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по песку, на песке.
2. Упражнение: «Нити»
Ребёнок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и, раскачивая вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпает стол песком. Психолог демонстрирует выполнение упражнения.
3.Упражнение «Дорожка»
Провести пальцами по песку волнистую линию. Затем двумя руками нарисовать различные дорожки.
4.Упражнение «Радуга»
Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.
Обсуждение эмоционального состояния ребёнка. Трудности при рисовании на песке. Что больше понравилось ребёнку? Что запомнилось?
- Используемые музыкальные произведения – для уменьшения чувства тревоги и снятия неуверенности – «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
Занятие 2
1.Упражнение «Круг».
Ребёнок одним пальцем оставляет отпечаток на песке, делает капельку, Затем с помощью большого пальца выталкивает песок из середины круговым движением. Поставив ладонь на ребро, продолжает всей кистью выполнять круговые движения, постепенно увеличивая диаметр круга.
2.Упражнение «Волна»
Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставиться на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». В зависимости от амплитуды движения, изменяется площадь покрытия песком. Ребёнку предлагается проделать его сначала правой рукой, затем левой.
3.Упражнение «Путешествие в подводный мир»
Психолог предлагает ребёнку под музыкальное сопровождение самостоятельно изобразить на песке «Подводный мир». Ребёнок самостоятельно рисует подводный мир.
После - обсуждение готовой работы. Какие чувства испытывал при рисовании? Какие чувства испытываешь сейчас, когда нарисовал? Гордишься своей работой?
- Используемые музыкальные произведения- для повышения чувства принадлежности к прекрасному, снятия напряжения, уменьшения тревожности – И. С. Бах «Кантата №2», Л. В. Бетховен «Лунная соната».
Занятие 3
1.Упражнение «Следы» (Приложение №1)
Ребёнку предлагается внимательно присмотреться к своим рукам. Подумать какие отпечатки ими можно оставить. Психолог показывает какие «следы» можно оставить пальцами, щепотками, кулаками, всей кистью. Затем ребёнку предлагается оставить свой след «ладошками» и пофантазировать на тему «Кто может получиться из этих следов или что? (Приложение № 1)
2.Упражнение «Игра»
Психолог с закрытыми глазами рисует у себя на столе какую-нибудь закорючку и задает вопрос:
-А на что похоже?
Двумя. Тремя движениями он пытается дорисовать ее до узнаваемого образа. Тоже предлагается проделать ребёнку.
4.Упражнение «Шарик»
Психолог ребёнку говорит: представь, что наш живот- это воздушный шар. Давай сделаем вдох носом - воздушный шарик надувается. Выдох- шарик сдулся».
5.Упражнения по теме «Я горжусь» (см. методический источник «Я горжусь» - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.
- Используемые музыкальные произведения- для снятия напряжения, уменьшения чувства тревоги – Л. В. Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брасм «Колыбельная».
Занятие 4
1.Упражнение «Цветок»
Психолог: «Давай сделаем глубокий вдох через нос (вдыхаем аромат цветка), а затем продолжительный выдох через рот (сдуть одуванчик). Повторить 3-4 раза.
2.Упражнения на тему «Я волнуюсь» (см. методический источник «Я волнуюсь» - Крейри Э.).
Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.
3. Упражнение «Апельсин»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
4. Работа на световом песочном столе рисуем «Цветок»
- Используемые музыкальные произведения- для снятия напряженности в общении – «Концерт ре-минор для скрипки» И. С. Баха.
Занятие 5
1.Упражнение «Вырезание»
Ребёнок ставит ладонь на ребро и мизинец, как лопаткой по контуру обводит изображение, «вырезает» его, убирает лишний песок.
2. Упражнение «Рисуем погоду»
Ребенку предлагают нарисовать свое настроение, отобразив его с помощью погоды.
3.Упражнения на тему «Я сержусь» (см. методический источник « Я сержусь» - Крейри Э. ). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.
4. Игра «Дотянись до звезд»
Эта игра представляет собой прекрасную комбинацию воображения и физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться оптимизма. Они могут здесь не просто потянуться физически, но и укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели.
Инструкция: Встаньте по - удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд)
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку. Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше.
- Используемые музыкальные произведения- для повышения чувства принадлежности к прекрасному, снятия напряжения - «Венгерская рапсодия № 1»Ф. Листа, сюита «Маскарад»С. Хачатуряна.
Занятие 6
1.Упражнения на тему «Я расстраиваюсь» (см. методический источник «Я расстраиваюсь» - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.
2. Упражнение «Апельсин» (см. занятие 4).
3. Упражнение «Черепаха»
Упражнение делается лёжа, лучше на боку или животе. Попросите ребёнка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на жёлтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по желанию ребёнка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая её и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки, ноги, как бы втягивая их под панцирь, 5 – 10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и её шея, ручки, ножки стали тёплыми и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.)
4.Упражнение «Узоры на песке». (Приложение №3)
Психолог: «Я надеюсь, что ты хорошо рисуешь. Я предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками, локтями. Давай нарисуем красивые узоры на песке, а потом придумаем про них историю. Посмотри, какие узоры можно нарисовать. Психолог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки и др.)
- Используемые музыкальные произведения- для повышения чувства принадлежности к прекрасному – «Времена года» П. И. Чайковский, «Лунный свет» К. Дебюси.
Занятие 7.
1.Упражнения на тему «Я злюсь» (см. методический источник «Я злюсь » - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.
2. Упражнение «Апельсин»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
3. Упражнение «Воздушный шар»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представь, что ты — большой воздушный шар, наполненный воздухом. (Постой в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела.) Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.
- Используемые музыкальные произведения- для повышения чувства принадлежности к прекрасному, повышения умственной активности Э. Гринт «Пер Гюнт», «Симфония №5» Мендельсона.
Занятие 8.
1.Упражнения на тему «Я боюсь» (см. методический источник «Я боюсь» - Крейри Э. ). Совместное чтение с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.
2.Упражнение «Исцеляющие силы песка»
Ребёнку предлагается на выбор несколько музыкальных произведений (звуки природы или классические произведения разных темпов - быстрый и медленный). Ребёнок сам выбирает ему понравившуюся музыку. И самостоятельно на песочном столе рисует то, что хочется ему. Обсуждение песочной картины вместе с ребёнком.
3.Упражнение «Покажем, как мы выросли»
Обсуждение результатов методом незаконченных предложений: «Я научился…». «Я знаю…», «Когда мне трудно, я могу…».
- Используемые музыкальные произведения- для снятия напряжения, уменьшения чувства тревоги и страха – «Аве Мария» Шуберта. «Увертюра Эдмонд» Л. В. Бетховена.
Литература
Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.-2013г.
Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. СПб.-2001г.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.-2002г.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.-2000г.
Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.-2000г.
Семинар Никитиной О.Н. Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии «Иматон». - 2013г.
Крейри Э. Учимся владеть чувствами. «Я боюсь», «Я злюсь», «Я расстраиваюсь», «Я сержусь», «Я волнуюсь», «Я горжусь». СПб.-1995г.
Романова Е.А. Проект «Пескография «Sand-art» как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка. «Волшебный песочек» / Е.А. Романова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/16/proekt-na-temu-peskografiya-sand-art-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy (дата обращения: 24.06.2017).
Солодкий М.Б. Измерение на линейной шкале уровня развития дошкольника [Текст] / М.Б. Солодкий, А.А. Маслак, С.А. Поздняков, А.А. Данилов, Н.В. Толстоброва // Актуальные проблемы раннего обучения детей: Материалы международной научно-практической конференции (11–18 ноября 2008 г.) / Под ред. д-ра техн. наук, профессора А.А. Маслака. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – С. 23–40.
Приложение № 1
Приложение №2.
Приложение № 3
Диагностические методики
- Методика «Волшебная страна чувств».
Цель: исследование психоэмоционального состояния.
Возраст: от 4 до 11 лет
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер».
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной, и узнают много интересных историй.
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
- Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
- Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.
- На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
- голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
- руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);
- тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
- ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В ногах живут чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.
Авторы методики «Волшебная страна чувств» - Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. // Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – М.: Речь, 2005
- Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением.
Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статистических поз, речи, вегетативных сдвигов.
Поведение (баллы)
- Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность
- Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т.п.)
- Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования
- Частая смена настроений, раздражительность
Мимика, пантомимика
- Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты.
- Мимика и пантомимика не отличаются от обычных
- В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре
- Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция
Движения
- Движения замедленные, вялые
- Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно
- Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет
- Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела
Статистические позы
- Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статистические положения
- Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене
- Позы неудобные, частая их смена
Речь
- Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий
- Обычная речь
- Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно
- Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (апатии); оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения; оценка 4 балла – чрезмерная интенсивность проявления эмоций.
Результат наблюдения заносится в протокол.
12 баллов – норма в эмоциональном состоянии.
6 – 11 баллов – низкий эмоциональный фон.
13 – 18 баллов – эмоциональное возбуждение.
18 – 24 баллов – чрезмерное проявление эмоций.
Источник: Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. — М.: Физическая культура и спорт, 1977. — С. 120-121
Итоги реализации программы
Анализ результатов первичной и итоговой диагностической деятельности контрольной группы
- Снижение чувства страха – на 25 %
- Повышение уровня самооценки – 18,5%
- Снижение уровня личностной агрессии, повышение положительного эмоционального фона – 14,5%
В результате коррекционной деятельности наблюдались положительные изменения у детей:
- эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
- появляется постоянная дружба со сверстниками;
- развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
- наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
- снизился уровень тревожности.
Родители:
- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;
- повышается психолого-педагогическая культура.
Вывод: таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод об эффективности системного использования данной программы для развития эмоционально – волевой сфера детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект -сценарий "осень" с использованием пескографии
итоговое занятие ОСЕНЬ с детьми ЗПР...
Конспект занятия по пескографии "Веселый Дед Мороз" + работы детей.
ПЕСКОГРАФИЯРабота с песком-развивает мелкую моторику, координацию движений, устойчивость внимания, аккуратность и эстетический вкус. Учить намазывать клеем ПВА участки силуэта (Деда Мороза)...
Занятие по пластилинографии с элементами пескографии « Рыжая лисица»
Цели занятия:1.Познакомить детей с характерными особенностями рыжей лисицы: местом обитания. Строением тела, образом жизни, с привычками.2.Продолжить расширять кругозор детей. Рассказать о разнообразн...
Пескография для детей 2-3 лет
Комплексно- тематическое планирование....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса....
План-программа по пескографии
Тематическое планирование по пескографии...
Программа кружка по пескографии "Волшебный песок"
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, котор...