ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии на тему

Пескография как средство обучения и развития детей,  имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_resursov_peskografii.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

И.Ю. Гришина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

         В условиях обновления содержания дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного  подхода к организации развивающей среды, поиска новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями, учитывающих специфику и особенности их развития.

Находят применение методики, способствующие более эффективному восприятию материала детьми дошкольного возраста, гармоничному развитию и саморазвитию детей с ОВЗ.  

В последние годы искусство рисования на песке приобретает все большую популярность не только среди взрослых, но и у детей.

Пескография (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.

 Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок (соль, кофе). Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др.          

         Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.

         Пескография как средство обучения и развития детей,  имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.

         Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

         Пескография становится все более  востребованной и эффективной формой работы с детьми. Бесспорно преимущество пескографии над традиционными средствами обучения и развития дошкольников с ОВЗ.

         Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.

          Применение ресурсов пескографии  даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.

          Представлена система работы по применению пескографии как наглядно-практического метода обучения. Разработан, апробирован и внедрён в практику работы специальный комплекс игр, практических приёмов и упражнений  с использованием техники пескографии.

         Ресурсы пескографии обладают огромными  дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать  педагог в целях оптимизации, обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования произвольной деятельности и развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.

         Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.

         В результате использования игр в пескографе значительно быстрее и разнообразнее проходят процессы автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формирование навыков звуко-буквенного анализа, развитие связной речи, дети легко заучивают стихи, чистоговорки, составляют рассказы, что в свою очередь влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.

          Эффективность применения пескографии зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать возможности средств, учитывать возрастные особенности детей, включать личностно-ориентированный подход к развитию каждого ребенка.

          Практика использования ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности и познавательную активность дошкольников с ОВЗ.

         Песочная анимация стимулирует ускоренное развитие и образно – логического мышления, и речи ребенка. Дети, занимающиеся рисованием на песке, гораздо более стрессоустойчивы, поскольку песок помогает эмоционально нестабильным дошкольникам с ОВЗ избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение.

          Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние, успешной подготовки к школе, развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции, развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.

          Гармоничное сочетание традиционных средств с применением ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решает задачи формирования социального опыта у дошкольников, развития творческой самостоятельной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.

В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук способ...

«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)

Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.Задачи:1. Продемонстрировать практи...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. ...