ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии на тему
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Ю. Гришина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В условиях обновления содержания дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного подхода к организации развивающей среды, поиска новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями, учитывающих специфику и особенности их развития.
Находят применение методики, способствующие более эффективному восприятию материала детьми дошкольного возраста, гармоничному развитию и саморазвитию детей с ОВЗ.
В последние годы искусство рисования на песке приобретает все большую популярность не только среди взрослых, но и у детей.
Пескография (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.
Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок (соль, кофе). Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др.
Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми. Бесспорно преимущество пескографии над традиционными средствами обучения и развития дошкольников с ОВЗ.
Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.
Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.
Представлена система работы по применению пескографии как наглядно-практического метода обучения. Разработан, апробирован и внедрён в практику работы специальный комплекс игр, практических приёмов и упражнений с использованием техники пескографии.
Ресурсы пескографии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать педагог в целях оптимизации, обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования произвольной деятельности и развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.
Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.
В результате использования игр в пескографе значительно быстрее и разнообразнее проходят процессы автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формирование навыков звуко-буквенного анализа, развитие связной речи, дети легко заучивают стихи, чистоговорки, составляют рассказы, что в свою очередь влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Эффективность применения пескографии зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать возможности средств, учитывать возрастные особенности детей, включать личностно-ориентированный подход к развитию каждого ребенка.
Практика использования ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности и познавательную активность дошкольников с ОВЗ.
Песочная анимация стимулирует ускоренное развитие и образно – логического мышления, и речи ребенка. Дети, занимающиеся рисованием на песке, гораздо более стрессоустойчивы, поскольку песок помогает эмоционально нестабильным дошкольникам с ОВЗ избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение.
Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние, успешной подготовки к школе, развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции, развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решает задачи формирования социального опыта у дошкольников, развития творческой самостоятельной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-630826-1455138729.jpg)
Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!
Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/12/picture-58364.jpg)
Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.
В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук способ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-786808-1462527340.jpg)
«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)
Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.Задачи:1. Продемонстрировать практи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914403-1491660698.jpg)
Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-917065-1492366281.jpg)
Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...
Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"
Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1132536-1603641021.jpg)
Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. ...