Необходимость использования ИКТ в коррекционно-образовательном процессе
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья из опыта работы по применению ИКТ в коррекционно-образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_ispolzovaniya_ikt_v_korrektsionno-razvivayushchem_protsesse.docx | 52.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»
п.Усогорск, Удорский район Республики Коми
Учитель-логопед - Уланова Ольга Евгеньевна
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
- включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую компьютерные презентации.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
- Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- Обучение грамоте– формирование навыков фонематического анализа.
- Формирование зрительно-пространственных отношений.
- Работа над звукопроизношением– артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
- Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
- Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Для формирования мотивации к речевой деятельности, считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей дошкольного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия «Сказка о Весёлом Язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Создаваемые мною компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию навыка овладения чтением.
На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами или картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога иликартинки на другой. Ребенок читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово, либо называет картинки с автоматизируемым звуком.
На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из «Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются на мониторе в ярком виде.
Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
Компьютерные программы.
Наряду с использованием собственного ЦОР применяю в своей практике готовые электронные учебные пособия, компьютерные программы. Такие как, А.В. Молокова ЭУП «Азбука», Новосибирск, 2003; Компьютерная программа Л.Р. Лизунова «Игры дляТигры», Пермь, 2004; Компьютерная программа «Играем и учимся» Е.А. Котова, Пермь, 2003, http://www.logopedgame.ru; «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников) Руссобит-М, 2005. Лунтик «Пропавшие краски», «Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007., Гарфилд малышам «Учим цифры», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова», Гарфилд малышам «Учим цвета и формы предметов», Гарфилд малышам «Развиваем мышление», Гарфилд дошкольникам «Основы чтения», Гарфилд дошкольникам «Основы грамматики и письма».
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи («Игры дляТигры», «Азбука») представляют собой единые программно-методические комплексы и включают в себя:
- компьютерную программу;
- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).
Данные программы предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программыпозволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселые ведущие - все это делает программы привлекательными, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Применение этих программ способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Основные принципы, положенные в основу построения программ:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подхода к обучению. Программы содержат различные по сложности или объему варианты заданий;
- объективность. Программы позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:
- составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
- позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
- компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;
Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:
- повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
- формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
- обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Комплексы программ - веселая учеба с мультипликационными героями!Кроме того, программы помогают развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.
Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности.
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе
Обобщение педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....
Статья в газету "На пути к обновлению. Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ в соответствии с ФГТ"
Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ в соответствии с ФГТ...
"Использование элементов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми,имеющими общее недоразвитие речи"
В наши дни все больше внимания уделяется психологически ориентированному обучению,когда весь коррекционный процесс планируется « от ребенка», а не от «дефекта» и...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Из опыта использования ИКТ и КИС и СРО....
Использование иннформационно - коммуникативных технологий в коррекционно-образовательном процессе на логопункте. - статья и проект
В этой статье мы хотим поделиться опытом проведения онлайн логопедических занятий на логопункте....
Оздоровительная работа в ДОУ с использованием приёмов арт-терапии в коррекционно-образовательном процессе (1часть буклета)
Буклет об организации оздоровительной работы в ДОУ с использованием приемов арт-терапии (подготовлен к областному семинару руководителей МО инструкторов по физическому воспитанию дошкольников)...
"Использование проектного метода в коррекционном образовательном процессе."
Формы, методы проектной деятельности....