Необходимость использования ИКТ в коррекционно-образовательном процессе
статья по коррекционной педагогике на тему

Уланова Ольга Евгеньевна

Статья из опыта работы по применению ИКТ в коррекционно-образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»

п.Усогорск, Удорский район Республики Коми

 

Учитель-логопед -  Уланова Ольга Евгеньевна

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
              У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую  компьютерные презентации.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

  • Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • Обучение грамоте– формирование навыков фонематического анализа.
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Работа над звукопроизношением– артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
  • Формирование лексико-грамматических категорий  словообразование, словоизменение.
  • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Для формирования мотивации к речевой деятельности, считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей дошкольного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия «Сказка о Весёлом Язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Создаваемые мною компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию навыка овладения чтением.

На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами или картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога иликартинки на другой. Ребенок читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово, либо называет картинки с автоматизируемым звуком.

 На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и  выполнять задания вместе с человечком из «Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются  на мониторе в ярком виде.

 Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать  изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.

Компьютерные программы.

Наряду с использованием собственного ЦОР применяю в своей практике готовые электронные учебные пособия, компьютерные программы.  Такие как,  А.В. Молокова ЭУП «Азбука», Новосибирск, 2003; Компьютерная программа Л.Р. Лизунова «Игры дляТигры», Пермь, 2004;  Компьютерная программа «Играем и учимся» Е.А. Котова, Пермь, 2003, http://www.logopedgame.ru; «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников) Руссобит-М, 2005.  Лунтик «Пропавшие краски», «Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007., Гарфилд малышам «Учим цифры»,  Гарфилд малышам «Учим буквы и слова», Гарфилд малышам «Учим цвета и формы предметов»,  Гарфилд малышам «Развиваем мышление»,  Гарфилд дошкольникам «Основы чтения»,  Гарфилд дошкольникам «Основы грамматики и письма».

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи («Игры дляТигры», «Азбука») представляют собой единые программно-методические комплексы и включают в себя:

- компьютерную программу;

- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Данные  программы  предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

        Программыпозволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселые ведущие  - все это делает программы привлекательными, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

http://bagdasaevalogoped.shkola19.net/images/ss1.jpgtigra

Применение этих программ  способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Основные принципы, положенные в основу построения программ:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подхода к обучению. Программы содержат различные по сложности или объему варианты заданий;

- объективность. Программы позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Преимущества использования ИКТ в работе  для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде  сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Комплексы  программ  - веселая учеба с  мультипликационными героями!Кроме того, программы помогают развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
     – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
     – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
     – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
     В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по  использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Статья в газету "На пути к обновлению. Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе  в ДОУ в соответствии с ФГТ...

"Использование элементов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми,имеющими общее недоразвитие речи"

В  наши  дни все больше внимания уделяется  психологически ориентированному обучению,когда весь коррекционный процесс планируется  « от ребенка», а не от  «дефекта» и...

Использование иннформационно - коммуникативных технологий в коррекционно-образовательном процессе на логопункте. - статья и проект

В этой статье мы хотим поделиться опытом проведения онлайн логопедических занятий на логопункте....

Оздоровительная работа в ДОУ с использованием приёмов арт-терапии в коррекционно-образовательном процессе (1часть буклета)

Буклет об организации оздоровительной  работы в ДОУ с использованием приемов арт-терапии (подготовлен к областному семинару руководителей МО инструкторов по физическому воспитанию дошкольников)...