Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе
методическая разработка по логопедии по теме

Барышникова Светлана Михайловна

Обобщение педагогического опыта по  использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД №42 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Использование здоровьесберегающих

 технологий  

в коррекционно-образовательном процессе

Подготовила: Барышникова С.М.

учитель-логопед I кв.к.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» (ст. 2; 51), сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.         

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции - физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не

более 10-12%).
        Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
        Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Он должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению  на своих занятиях, в том числе через применение здоровьесберегающих технологий.
      Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие же «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья дошкольников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду, в т.ч. в коррекционно-образовательном блоке, технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (физминутки, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика и т.д.), тренажеры, приспособления для массажа стоп, пальцев рук.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: сухие бассейны, точечный массаж, самомассаж, физкультурные занятия, ролевые подражательные имитационные игры.
  3. Технологии музыкального воздействия: логоритмические занятия, музыкальные упражнения, направленные  на коррекцию речевых нарушений.

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.


       Передо мной, как перед логопедом, на современном этапе развития дошкольного образования одной  из актуальных
задач является повышение эффективности процесса коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста. 


       
Необходимое условие для реализации этой задачи – формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах,  используя разнообразные  методы и приёмы. И поэтому  данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое значение.


        Анализ литературы по  проблеме  речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и  т.д.) выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей  способов вариативности традиционных и  нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су Джок.  

В своей практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

  1. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения.
  2. Элементы Су Джок терапии.
  3. Кинезиологические упражнения.
  4. Биоэнергопластику.

1. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения (приёмы из технологии В.Ф.Базарного, приёмы из развивающей кинезиологической программы А.Л.Сиротюк).

2. Элементы Су Джок терапии

регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические  точки с целью активизации защитных функций организма, в частности,  профилактики и коррекции речевых нарушений.

  1. стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.

  1. Эффективен и ручной самомассаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется  на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

     В Японии массаж пальцев проводят во  всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

3. Кинезиологические упражнения

направлены на совершенствование высших психических функций  мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

       Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

       Применяя кинезиологические упражнения, соблюдала следующие условия:

  1. систематичность выполнения;
  2. постепенное увеличение темпа и сложности;
  3. точность выполнения движений и приемов;
  4. чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями; но во время занятий продуктивной деятельностью  упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.

         Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном и  младшем  школьном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.  

        Считаю, что целесообразно в структуру занятия включать несколько

кинезиологических упражнений, связывая их  общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп).

     

С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

«Лезгинка»

«Замок»

Ладони друг к другу прижмём,

Подержим их так немножко.

Пальцы в «замочек»,

«Замочек» к себе.

И улыбнёмся:

Ты мне, я тебе

Крест-накрест руки,

         От себя ладошки,

4. Биоэнергопластика

направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Формирует положительные личностные качества – уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.

Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Известно, что при правильном произнесении артикулем  органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Как и все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики  вполне закономерно.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

                

Рекомендации  и методические разработки А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк помогли в подборе специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. Немаловажную роль сыграли и  герои перчаточного театра Тяпа и Тёпа, «оживляя» упражнения.

Примерное планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой применялось мною в течение двух лет в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включало семь ступеней. Время перехода с одной ступени на другую варьировалось в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

На первой (диагностической) ступени в начале учебного года проходило обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подбирала комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На второй (подготовительной) ступени проводила индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомила  с органами артикуляции, учила упражнениям для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используя сказки о  Язычке. Упражнения выполнялись сидя перед зеркалом, причем я  сопровождала гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкал к движениям руки и запоминал их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекалась.

На третьей (подготовительной) ступени артикуляционная гимнастика также выполнялась по традиционной методике, ребёнка знакомила с персонажами перчаточного театра Тяпой и Тёпом. Причём опять только я сопровождала исполнение артикуляционной гимнастики движениями ведущей руки с перчаточным героем.

          На четвёртой (основной) ступени наряду с   упражнения для губ, челюсти и языка  подключала ведущую руку  ребёнка с перчаткой. Вместе с ребёнком выполняла упражнение, сопровождая показ движением кисти одной руки.

Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой проводилась в течение двух месяцев, за этот период ребёнок осваивал выполнение одновременно артикуляционных упражнений и движения кисти ведущей руки. Следила за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На пятой (основной) ступени к артикуляционным упражнениям подключала  другую  руку ребёнка с перчаткой. В этом случае так же сопровождала выполнения упражнений движениями руки.

        

На шестой (основной) ступени в помощь к артикуляционным упражнениям приходили обе руки в перчатках. Ребёнок выполнял артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитировал, повторял движения органов речевого аппарата.                      

        На седьмой (заключительной) ступени, когда ребёнок полностью освоил  упражнения, он самостоятельно выполнял их с движениями рук.

Такую пальцево-речевую гимнастику осуществляли весь учебный год. Моя роль как учителя-логопеда заключалась в наблюдении за ритмичным выполнением упражнений, применяя счёт, стихотворные строки. Занятия организовывала  индивидуально или с подгруппой из двух детей.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствовало:

  1. привлечению интереса детей к выполнению упражнений; поддержанию  положительного эмоционального настроя  воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.
  2. развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
  3. достижению максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
  4. значительному облегчению постановки и введения звуков в речь.

           При планировании работы предусматривала не только индивидуальные и подгрупповые занятия, но также использовала элементы самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж).

                 

      Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности установила  взаимосвязь   с педагогами, что  заключалось в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически организовывали работу, направленную на развитие у детей моторных функций кисти и артикуляционного аппарата, применяя также эле-

менты кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джок. Эта работа выполнялась в игровой форме с использованием наглядного материала. Вместе с педагогом-психологом проводилась психогимнастика, с музыкальным руководителем - логоритмика,  инструктором по физкультуре - дыхательные и общеукрепляющие упражнения.


      Вариативность использования  в логопедической практике разнообразных методов и приемов, выявила явные
преимущества: 

  1. сокращение сроков коррекционной работы,
  2. повышение  качество работы,
  3. снижение энергетических затрат,
  4. выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей.

Вывод:

эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они:

- повышают работоспособность детей,

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения,

- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

                                                                    Литература:

Бушлякова Р.Г. Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. http//festival.1september.ru  

Безруких М.В. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология,1999, №4.

Коноваленко  С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9лет. М.,1998.

Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: 1999.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 1999.

Сиротюк  А.Л. Коррекция обучения и развитие школьников. – М.: Сфера, 2002.

Сиротюк  А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников . – М.: Сфера, 2001

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления    межполушарного   взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

Ястребова  А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий  по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей с ОВЗ.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности ребенка является, в настоящее время актуальной проблемой. В статье авторы делятся опытом...

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья." Апрель 2016 г.

Данный материал знакомит с работой  по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы-интерната. Создание и развитие здоровой среды реализуется в 3х направлениях: физкул...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Данная тема очень актуальна, так как известно, что дошкольный возраст является решающим звеном в формировании основы физического и психического здоровья ребенка....

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР.»

Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию де...

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на...