Дидактическая логопедическая авторская игра "Сказка на руке"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Игра способствует формированию мотивации к правильному произношению звуков у детей с тяжелым нарушениями речи, синхронной работе артикуляциооного аппартата и руки. В процессе обследования варежки- сказочного персонажа ребенок знакомится с частями и основными движениями артикуляционного аппартата, соотносит движения ведущей руки и языка в процессе постановки и автоматизации звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varezhki.docx | 1006.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Сказка на руке»
авторское
Возраст: с 4 лет
Материал:
- Вязаные варежки (состоящие из 3 частей), соответствующие персонажам сказки «Зимовье», «Рукавичка».
- Пластмассовые части, детали.
- Большая сшитая варежка.
Цель: Формирование навыка координированной работы артикуляционного аппарата и руки.
Задачи:
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием внимания, памяти, мышления (II ступень);
- развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослым, детьми;
-формировать мотивацию к правильному звукопроизношению у детей с тяжелыми нарушениями речи;
-уточнить произношение гласных и согласных звуков с показом на руке их артикуляционных укладов.
- формировать обобщающие понятия (домашние животные) на полисенсорной основе (II- III ступень);
- расширять объем импрессивной и экспрессивоной речи через развитие пропреоцептиной деятельности и нескольких видов восприятия;
- продолжать обучать последовательности, содержательности в процессе составления пересказа, лексического и грамматического оформления связных высказываний;
- совершенствовать навыки связной речи (задавать вопрос, отвечать на него).
-формировать мотивацию к сотрудничеству со взрослым.
-способствовать включению родительского потенциала в логопедическую работу.
Особый интерес: определить на ощупь персонаж сказки, их количество в варежке; найти отличия между персонажами на основе зрительного и тактильного восприятия; установление эмоционального контакта со взрослым (педагогом, родителем).
Безопасность: материал мягкий; детали варежки прочно прикреплены, использованы натуральные гипоаллергенные материалы.
Упражнения:
- Обследовать и определить на ощупь персонажа сказки на основе зрительного внимания, тактильных ощущений.
- Обследовать варежки, проговорив все части. Учить надевать на обе руки (имитируя движение частей артикуляционного аппарата).
- Учить выполнять артикуляционную гимнастику с использованием варежек (синхронное выполнение артикуляционного упражнения с движениями кистей рук)
- Показать артикуляционный уклад звука с использованием трех частей варежки (верхняя челюсть, язык, нижняя челюсть), произнести звук («синхронно с героем»).
- Произнести слог, сопровождая соответствующими движениями рук в варежке.
- Произвести анализ звуко - слоговой структуры слова на основе синхронной работы артикуляционного аппарата и руки.
- Составить простое распространенное предложение на наглядной основе.
- Составить диалог героев в соответствии с ситуацией (по инициативе ребенка, предложенной педагогом).
- Составить пересказ сказки в соответствии с иллюстрациями (без них).
Обогащение словаря: предметный, предикативный, адъективный словарь
Связь с образовательными областями:
- Социально - коммуникативное развитие
1)Учить воссоздавать логическую цепочку игровых действий, объединенных в сюжет.
2)Учить располагать предметы в микропростанстве.
3) Учить детей использовать в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты.
4) Учить детей передавать в игре (инсценировке) характер персонажа.
- Познавательное развитие
- Развивать сенсорно - перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности, обучать выделению знакомых объектов из фона на основе зрительного, тактильного, слухового восприятия (представления о себе и об окружающем природном мире).
- Посчитать количество героев в варежке ;
- Определение качеств предмета на основе зрительного и тактильного восприятия.
- Развитие речи:
- Стимулировать речевую активность.
- Формировать мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности (II ступень).
- Развивать диалогическую форму речи в процессе театрализации
(II -III ступени).
- Коррекионно-развивающая работа
- Вызывать эмоциональные проявления к выполнению задания;
обеспечить ребенку возможность в игре проявлять активность.
- Профилактика дисграфии, дислексии.
- Формировать навыки правильного произношения звука на основе зрительного и тактильного восприятия.
- Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение игровых действий.
- Формировать коммуникативые умения и навыки («ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»).
- Учить понимать намерения, мотивы поведения персонажа
- Учить передавать характер персонажа (его эмоциональное состояние).
- Развитие просодической стороны речи, мимики.
Актуальность: обогащение чувственного опыта детей, развитие представлений о свойствах и качествах реальных предметов в ходе инсценировки, сюжетно – ролевой игры.
Правила использования варежек
1. Обследовать варежки, проговорив все части.
Надевать на обе руки.
2. Ведущая рука – язык. Надеть правую (ведущую) руку в варежку-язык (или нижнюю челюсть).
3. Соединить большие пальцы и мизинцы (уголки рта).
4. При необходимости поворачивать ведущую руку в языке (на свистящие – за нижние зубы, на шипящие – за верхние).
В результате
1. Работа руки и артикуляционного аппарата становится более координированной.
2. Моторика пальцев рук становится более развитой. Руки становятся более «послушными».
3. Более успешной становится работа по формированию навыка звукового и слогового анализа.
Автор пособия: Карагужева Галина Александровна, учитель - логопед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень дидактических и авторских игр
Перечень дидактических и авторских игрпо теме "Формирование у детей ретроспективного взгляда на предметы для детей старшего дошкольного возраста"...
Дидактическая игра (авторская) "Мы едем, едем, едем...."
Цель: Уточнение представлений детей о растительном и животном мире города Губкина в сравнении с южной страной Африкой.Задачи:1. Расширять представления детей о своеобразии животного и растительного ми...
Авторское наглядное пособие:«Рукам работа - душе праздник»
Данное пособие можно использовать для ознакомления детей с видами трудовых поручений,с инвентарем который используется в разных видах деятельности; как информационный материал для родителей о приобщен...
Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».
Данный проект предназначен для того, чтобы путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных дидактических игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...
Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».
Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском с...
Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Картотека дидактически игр и пособий Дидактическая игра «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...
Авторская работа Подготовка руки к письму
Актуальность темы: Речевое развитие личности определяется по уровню усвоения системы языка и уровню владения языковыми средствами в процессе общения.Однако в практике дошкольного образования определен...