Авторская работа Подготовка руки к письму
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Актуальность темы: Речевое развитие личности определяется по уровню усвоения системы языка и уровню владения языковыми средствами в процессе общения.
Однако в практике дошкольного образования определение уровня развития речи дошкольников в рамках преемственности часто сводится к таким умениям детей, как умение читать и писать. Это влечет за собой еще одну проблему — дублирование дошкольным учреждением программ и учебного материала по обучению грамоте и письму начального обучения.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т.С. Комарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovim_ruku_k_pismu.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75 «Ивушка»»
городского округа «город Якутск»
Авторская работа
Подготовка руки детей к письму
учитель-логопед высшей категории
МБДОУ д/с №75 «Ивушка» ГО «город Якутск»
Кривошапкина Мария Семеновна
г. Якутск
Актуальность темы: Речевое развитие личности определяется по уровню усвоения системы языка и уровню владения языковыми средствами в процессе общения.
Однако в практике дошкольного образования определение уровня развития речи дошкольников в рамках преемственности часто сводится к таким умениям детей, как умение читать и писать. Это влечет за собой еще одну проблему — дублирование дошкольным учреждением программ и учебного материала по обучению грамоте и письму начального обучения.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т.С. Комарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его.
Цель: Развитие пальцев и кисти рук детей старшего дошкольного возраста для овладения навыками письма.
Задачи:
- обучить детей правильной посадке за столом во время работы с бумагой и карандашом (или ручкой);
- формировать умения правильно держать в руке карандаш (ручку);
- формировать умения ориентироваться на странице, на строке, чему предшествует развитие пространственных представлений (вправо, влево, вниз, вверх и т.п.);
- Познакомить с правилами письма: пишут слева направо, последовательно заполняя страницу, соблюдая величину элементов и расстояние между ними;
- формировать умения вести линию (прямую, изогнутую, плавную, ломаную), следя при этом за нажимом;
- Научить детей ограничивать свои движения определенными графическими задачами (штриховка, раскрашивание, черчение по контуру, рисование предметов, узоров, элементов букв и т.д.);
- Развить глазомер, точность зрительного восприятия, двигательной и зрительной памяти, аккуратность, соблюдению гигиенических правил письма.
Гипотеза нашей работы для овладения навыками письма важным этапом работы является развитие пальцев и кисти рук детей.
Работа по подготовке руки детей старшего дошкольного возраста для овладения навыками письма реализуется поэтапно.
- Этап 1. Подготовительный этап
- созданием гигиенических условий:
правильный подбор и расстановка мебели, соответствие стола росту ребенка, удобства ее конструкции для письма, должного уровня освещенности рабочих мест, группы в целом и другого.
Гигиенические условия письма выделяют Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, Т.П. Сальникова, М.М. Безруких, Т.Е. Козлова и другие методисты. По их мнению, формирование навыков письма у детей не может выполняться без условия гигиены при письме.
На всех занятиях неоднократно нужно повторять правила посадки при письме. Для наглядности педагог демонстрирует таблицу «Правильно сиди при письме» и обращает внимание на то, что: сиденье стула должно заходить за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, кулак; если парта и стул соединены неподвижно, то это обеспечивает более устойчивые посадку и расстояние от плоскости стола до глаз, которое должно равняться приблизительно 30 см; руки на столе лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой; обе ноги всей ступней опираются на пол.
Для формирования правильной и устойчивой позы на занятиях письма очень важно научить детей готовить рабочее место, правильно размещать тетрадь и другие учебные принадлежности, а также научить правильно держать ручку и тетрадь. Необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических учебных материалов.
Свет должен падать слева для большинства детей, пишущих правой рукой, чтобы тень от руки не мешала процессу письма
Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в старшей группе - 5 минут, в подготовительной группе – 8 минут.
Таким образом, при обучении письму педагогу важно опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей, замечать отклонения в моторике (подергивание руки во время письма, дрожание пальцев, частая смена положения тетради и руки на столе и другое). Педагог должен видеть каждого ученика не в общих, а в конкретных его действиях. Так же при работе с детьми дошкольного возраста необходимо проведение 2-3 физкультминуток и специальных подготовленных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки.
- Этап 2. Основной этап.
- знакомим детей с приемами письма.
Приемы письма:
- умение сравнивать образец с результатом письма;
- приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
- приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
- приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
- приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
- письмо букв между линиями строки и на линии;
- начало письмо. Запоминание строки;
- приемы правильного наклонения письма.
Каждое занятие должна проводиться, поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, интереса и внимания с помощью разнообразия методических приемов, наиболее занимательной и интересной форме (игровой).
Поэтому, для основного этапа работы мы разработали логопедический тетрадь для подготовки руки детей старшего дошкольного возраста для овладения навыками письма.
Собранный и предложенный в пособии материал для логопедического тетради надо понимать как возможные варианты заданий к подготовке руки к письму с логопедическими заданиями, позволяющие расширить знания, умения и навыки, предусмотренные программой по логопедии.
Тетрадь состоит из 25 страниц, задания усложняются:
- Обведение контуров и маленькие раскраски.
- Начертание прямых линий;
- Начертание кривых линий;
- Знакомство с клеткой
- Работа по клеткам
- Графический диктант
- Раскраска сюжетных картинок для работы с родителями
Особенностью пособия, является ее «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с автором и художником доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором пособия по ее «оформлению». Задания подготовки руки к письму, по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.
Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Переживаемые положительные эмоции, в случае удачного решения задачи – удивление, радость успеха, гордость, создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Данная тетрадь ориентирована на практическое использование учителями – логопедами, воспитателями, родителями для подготовки руки к письму и по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Формы взаимодействия с педагогами и родителями.
- Проводятся семинары-практикумы, анкетирование родителей, психологические тренинги, консультации для родителей
- Совместные утренники, праздники (вместе с родителями): «Наши руки не для скуки» (с элементами самомассажа рук, умения завязывать шнурки, самостоятельного одевания); «Праздник правильной речи» (с элементами речевых заданий и заданий, включающих использование навыков ручной умелости); «Спектакль пальчикового театра» (с использованием пальцев рук, перчаток).
- Оформление консультативно-информационных папок: «Ваш ребенок», «Советует логопед», «Поможем ребенку говорить правильно», «Сегодня мы вместе, а завтра ребенок сам правильно говорит, читает, пишет», «Родителям о воспитании».
- Публикация сборника «Копилка методиста» опубликована статья: «Развитие артикуляционного аппарата у детей старше дошкольного возраста с ОНР».
- Разработка детских анимационных фильмов по рисункам детей (Русские народные сказки, стихотворения и т.д.)
Заключение
В заключении хотим сказать:
- формирование навыков письма у дошкольников не может выполняться без условий гигиены при письме.
От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма.
- разработка логопедической тетради способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна.
Исходя из выше изложенного, процесс формирования навыков письма имеет и большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая дошкольников к аккуратному и четкому письму, педагог воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Статья: "Опыт работы по подготовке руки к письму". Автор: Лейченок О.Н.
В статье "Опыт работы по подготовке руки к письму" рассказывается о методах и приёмах, способствующих развитию тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук....
Кружковая работа в ДОУ как условие подготовки руки к письму
Школа предъявляет высокие требования к детям, в том числе и к навыкам письма. Кружковая работа является вариативной формой взаимодействия с детьми в старшей и подготовительной группах, кот...
Конспект занятия по кружковой работе « Подготовке руки к письму» в старшей группе.
Конспект занятия по кружковой работе « Подготовке руки к письму» в старшей ...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...