"Использование методов народной педагогики в воспитании творческой личности ребенка"
календарно-тематическое планирование по развитию речи
Самообразование направлена на познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно - важной проблемы. Народная педагогика, как система знаний и навыков воспитания подрастающего поколения на основе народных представлений о мире и взаимоотношения человека с ним, складывались веками, воплощаясь в этнокультурных традициях и художественном творчестве народа. Пройдя через века и вобрав в себя культурный опыт нации, народная педагогика сконцентрировала в себе и отобрала самое характерное, что есть в национальном характере, в системе личностных отношений, эстетических представлениях, нравственных и духовных основах народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема самообразования | 52.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию на период с 2019 по 2024 г.г.
воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвиващего вида № 15»
Ибрагимовой Ольги Николаевны.
Тема самообразования:
«Использование методов народной педагогики в воспитании творческой личности ребенка».
Цель:
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на развитие детей методами народной педагогики и через ознакомление народным творчеством. Привлекать родителей в воспитание нравственности у детей и уважительного отношения к народному творчеству.
Задачи:
1. Развитие интереса к познанию окружающего мира, народному слову и народным обычаям.
2. Воспитание уважительного отношения к культуре и национальным традициям.
3. Развитие монологической и диалогической речи, обогащение активного словаря через знакомство с произведениями устного народного творчества.
4. Активизация познавательной, творческой деятельности на основе приобщения детей к истокам народного творчества.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Самообразование направлена на познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно - важной проблемы. Народная педагогика, как система знаний и навыков воспитания подрастающего поколения на основе народных представлений о мире и взаимоотношения человека с ним, складывались веками, воплощаясь в этнокультурных традициях и художественном творчестве народа. Пройдя через века и вобрав в себя культурный опыт нации, народная педагогика сконцентрировала в себе и отобрала самое характерное, что есть в национальном характере, в системе личностных отношений, эстетических представлениях, нравственных и духовных основах народа.
Творческое осмысление и применение этого опыта является основой развития современного общества. Обращение к народной педагогике в современном дошкольном воспитании и актуально и естественно. Игровые, художественно - образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые с жанром детского фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребёнка, отвечает его возможностям и потребностям. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.
К устному народному творчеству относятся произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, в развитии и становлении личности ребенка.
Формы работы: ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление, игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно - тематические, комплексные)
Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические.
Предполагаемые результаты:
- дети владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, обладают начальными знаниями о различных фольклорных жанрах;
- дети проявляют умения использовать знакомый фольклорный материал в речевом творчестве, в продуктивной деятельности.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования | 2019 - 2020 учебный год |
Диагностический | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса | 2020 - 2021 учебный год |
Практический | Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) | 2021 - 2022 учебный год |
Обобщающий | Распространение опыта своей работы | 2022 – 2023 учебный год |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития | 2023 - 2024 учебный год |
План по самообразованию
2019 – 2020 г.г.
Подготовительный этап: Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования
Цель: Изучить проблему воспитания творческой личности детей дошкольного возраста, используя методов народной педагогики, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы.
Раздел плана | Форма и содержание работы | Сроки выполнения |
Работа с детьми | ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные) | Сентябрь - май |
Работа с родителями | - родительские собрания на духовно-нравственные темы; - лекторий для родителей; - открытые показы воспитательно-образовательного процесса; - вечера вопросов и ответов; - проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО); - индивидуальные консультации специалистов; - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы. - театральные постановки сказок совместно с родителями позволяют раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают гордость у детей за мам и пап. | Сентябрь - май |
Самореализация | Освоение педагогических принципов: Принцип системности Принцип активности детей Принцип разнообразия и полноты. | Сентябрь - май |
Изучение методической литературы | 1. Бередникова Н.В. Веселая ярмарка, Ярославль, Академия развития, 2013. 2. Жукова Н.С. Уроки логопеда, Москва «эксмо», 2014. 3. Зименко Л.В. Большая книга загадок, 2013. 4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург, 2014. 5. ФедороваГ.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2014 6. Ушаков О.С., Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2014. 7. Яхнин Л. Потешки. Эксмо, Тверь, 2013. 8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с. 9. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с. 10. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240с.11. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-934 12. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с. 13. Сазонова С.Е., Малинина О.В. 5.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с. 14. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с. 15. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» Изучение методик и технологий педагогов в Интернете | Сентябрь - май |
План по самообразованию
2020 – 2021 г.г.
Диагностический этап: Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса.
Цель: Разработать перспективные планы работы по воспитанию детей дошкольного возраста, используя методов народного творчества, изготовить демонстрационный и раздаточный материал.
Разработать перспективные планы работы по воспитанию детей дошкольного возрас- та, используя методов народной педагогики по всем возрастным группам | Сентябрь - октябрь | Календарно - тематическое планирование |
Составление индивидуальной работы с детьми с низким уровнем развития | Ноябрь | Индивидуальный план работы с детьми с низким уровнем по развитию речи. |
Составить сценарий по теме кружковой работы | Декабрь | Наглядный материал |
Изготовление демонстрационного материала и костюмов для проведения театрализованного развлечения | Январь - февраль | Демонстрационный материал и атрибуты |
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | Март - Апрель | План работы с родителями. |
Родительское собрание: выступление на тему: «Сегодня - фантазёр, завтра - творческий человек» | Май | Родительская встреча Консультация для родителей на тему: «Ак Бабай киңәшләре» |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС | В течении года | Оформление татарского и русского центра для изучения народного творчества с детьми . |
План по самообразованию
2021 – 2022 г.г.
Практический этап: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Цель: Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми интегрированных занятий непосредственно образовательной деятельности.
Тема: Использование колыбельных песен, частушек Работа с детьми: Использование народного творчества в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Сентябрь В течение года |
Тема: Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста Работа с детьми: Разучивание потешек, песенок Работа с родителями: Консультация «Роль фольклора в развитии детей». | Октябрь Сентябрь - октябрь |
Тема: Сказки в воспитании детей. Работа с детьми: 1. Применять потешки в режимных моментах. 2. Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок» Работа с родителями: 1. Создание библиотеки красочных книг с потешками. 2. Консультация «Потешки помогут справиться с детским непослушанием» | Ноябрь Ноябрь - декабрь Ноябрь - декабрь |
Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей Работа с детьми: 1.Чтение русских народных сказок 2.Участие во всероссийских интернет – конкурсах: «Первое сентября», «Все для детского сада» и др. Работа с родителями: 1. Консультация «С какими книгами можно дружить» 2. Участие во всероссийских интернет – конкурсах: «Первое сентября», «Все для детского сада» и др. | Декабрь В течение года Декабрь |
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием народного творчества» | Январь |
Тема: Влияние сказки на психологию ребенка. Работа с детьми: 1. Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Работа с родителями: 1. Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами. 2. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам. | Февраль |
Тема: Театрализованные игры как средство развития речи детей. Работа с детьми: 1. Учить детей обыграть знакомые сказки. Работа с родителями: 1. Пополнить театральный уголок в группе | Март |
Тема: «Особенности произведений устного народного творчества, их значение в развитии ребенка - дошкольника» | Апрель |
Конкурс совместных творческих работ детей и родителей на тему «Моя любимая сказка». | Май |
План по самообразованию
2022 – 2023 г.г.
Обобщающий этап: Распространение опыта своей работы.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru. | Сентябрь - Май | Публикации в социальной сети |
«Устное народное творчество - как средство развития речи».
| Ноябрь | Семинар - практикум для воспитателей. |
Выступление на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | Декабрь | Выступление на педагогическом совете (Обмен опытом) |
Литературно – музыкальный вечер «Путешествие в страну сказок» | Январь - Март | Выставка детских рисунков по сказкам. Консультации. |
Показ открытого занятия для педагогов по ФЭМП с использованием народной педагогики | Апрель | Конспект образовательной деятельности |
«Народная игра - как средство всестороннего воспитания ребенка» | Май | День открытых дверей родителям. |
Составить Авторскую программу кружка на тему: «ЛАДУШКИ». | В течении года | Изучение литературы, сбор игр и упражнений (беседы, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр) |
План по самообразованию
2023 – 2024 г.г.
Аналитический этап: Анализ созданных педагогических условий для развития.
Цель: Подвести итоги проделанной работы.
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Народная педагогика». | Сентябрь - октябрь |
Обобщение опыта работы по организации работы по воспитании детей используя методов народной педагогики |
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Ноябрь - декабрь | |
Семинар - практикум для воспитателей | Январь | |
Участие во всероссийских конкурсах в интернете. | Февраль | |
Обобщение опыта работы на республиканском уровне. Участие в конференции. | Март | |
Оформление папки с результатами новых разработок | Апрель - май |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №15» НМР РТ
Муниципальное автономное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
План
по самообразованию на период с 2019 по 2024 г.г.
воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвиващего вида № 15»
Ибрагимовой Ольги Николаевны.
Тема самообразования:
«Использование методов народной педагогики в воспитании творческой личности ребенка».
г. Нижнекамск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста
В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...
«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...
Доклад «Использование традиций народной педагогики в воспитании детей»
Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. д....
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...
"Формы и методы использования средств народной педагогики в старшей группе ДОУ"
Одним из средств формирования познавательных способностей у дошкольников является сказка. Потому что только сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. С ...
Консультация для педагогов «Роль театра, музыки, живописи в преемственности поколений и воспитании творческой личности ребенка-дошкольника»
С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятель...