«Формирование графических умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в изобразительной и свободной деятельности».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Постникова Валерия Григорьевна

Конспект выступления в рамках Мастер-класса "Штрих. Линия."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830»

          125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45

ИНН/КПП 7733826016/773301001    ОГРН 1127747247100   ОКПО 13265763    E-mail: 830@edu.mos.ru

Мастер-класс

«Штрих. Линия.»

Конспект выступления

Тема: «Формирование графических умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в изобразительной и свободной деятельности».

                                                                         Подготовила воспитатель:           Постникова В.Г.

Москва, 2016 год

       

           Так как современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, а основная задача ДОУ – подготовка детей к школе, то педагоги ДОУ должны формировать графические умения и навыки у детей уже с младшего дошкольного возраста.

Формирование графических умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Методика обучения рисованию в младшей и средней группе ДОУ

          Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2-3 года ребёнок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими.

           В программе воспитания детей младшего дошкольного возраста на первом месте стоят задачи развития руки, умений производить ею несложные движения для создания простейших форм. Для детей средней группы программой предусмотрено расширение материала по содержанию, так как изобразительные умения более развиты.

          С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями. При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей  двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.

          Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением

 Итак, задачи обучения в первой младшей группе следующие:

  • вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
  • познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
  • научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
  • научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

Первая младшая группа. Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребёнок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему (показ).

Например, при показе, как рисовать ёлку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зелёный цвет. Но эти признаки характерны и для других деревьев. Чтобы сохранить образ ёлки, воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху – короче, внизу – длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимания малышей. Показ приёмов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм.

  •              Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, обводит рукой её контуры, всё время поясняя свои действия.
  •               Слово, подкреплённое наглядным материалом, поможет ребёнку проанализировать увиденное, лучше запомнить задание. Но у ребёнка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое (объяснение педагога). Вот почему воспитатель должен ещё раз объяснить задание каждому ребёнку. Но одного подражания недостаточно для развития способностей самостоятельно мыслить, свободно использовать приобретённые знания. Поэтому приёмы обучения детей также последовательно усложняются.
  •               В работе В.Н.Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда дети дорисовывают начатую им работу – проводит ниточки к нарисованным им шарам, стебельки  к цветам, палочки к флажкам и т.п.
  •                Положительным в этом приёме является то, что ребёнок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняться в проведении линий (разного характера - сплошная линия (линия контура), волнистая, пунктирная) и, наконец, получения радости от результата своего труда! Чуть позже(вторая полугодие второй младшей группы, средняя), воспитатель может использовать только словесное объяснение, дети будут сами выполнять задания.

         Рассмотрим программный материал по рисованию для второй младшей группы. Здесь закрепляются умения в проведении прямых линий (изображение ленточки, дорожки, карандаша, забора) и округлых линий (мячика, шарика, колеса, баранки).

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить.

 Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Нужно учитывать, что дошкольнику, особенно 3-4-летнему, труден такой путь изображения. Он не может представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка - закончив одну часть, он вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

              Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

    В младших группах освоение нового материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков, в ср.гр. продолжает занимать центральное место.

         

Формирование графических умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободной деятельности

         Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном, это время  во второй половине дня, отводимое для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует этому препятствовать. Такое желание иногда говорит о способностей у ребёнка (способность – не врожденное качество, оно существует только в процессе развития), и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.

             Поэтому дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятия. В групповых комнатах в уголках, на полочках, в доступном месте для детей должны храниться принадлежности для рисования, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретают элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходиться ограничиваться карандашами, так как работа с красками требует постоянного контроля воспитателя. В средней группе к карандашам можно добавить пластили.

            Чтобы помочь воспитанникам в формировании графических умений, мы рекомендуем использовать трафареты, пунктирные изображения для дорисовки и обведения контуров простейших фигур, линий, форм. Такие трафареты рекомендуется использовать уже с младшей группы, но работать с такими трафаретами нужно в индивидуальном порядке, с помощью воспитателя. Если такие занятия будут регулярными, то уже к концу второй младшей группы, началу средней некоторые дети с большим интересом и (уже!) самостоятельно будут выполнять графические здания по трафаретам. В последствии дети проявляют инициативу и сами раскрашивают и дорисовывают трафареты (додумывают художественный образ)!  

                 Рекомендуем использоваться следующие трафареты:

  1. Младший дошкольный возраст (дорисовать стебелёк, ниточку, лучики, обвести контур и т.д.)C:\Users\User\Pictures\рыбки-линии.jpg

C:\Users\User\Pictures\траф.шариков.png

C:\Users\User\Pictures\фигуры.jpgC:\Users\User\Pictures\трафарет круга.gif

C:\Users\User\Pictures\траф.одуванч..gif

  1. Средний дошкольный возраст (обвести контур, дорисовать фигуры, заштриховать по образцу и т.д.)C:\Users\User\Pictures\офощи трафареты.jpg

C:\Users\User\Pictures\лепестки.pngC:\Users\User\Pictures\дорисовать фигуры.jpg

C:\Users\User\Pictures\зарядка-линии.jpgC:\Users\User\Pictures\ракета.jpg

C:\Users\User\Pictures\цветок.jpg

Такие распечатанные трафареты должны быть распечатаны и находиться в свободном доступе для детей (особенно во второй половине второй младшей группы и в средней), очень удобно их использовать на прогулке в летний период, как в свободной деятельности так и для индивидуальной работы. Также нужно использовать и пластиковые трафареты.

C:\Users\User\Pictures\1013266888.jpg

C:\Users\User\Pictures\пластиковые   трафареты.jpg

  C:\Users\User\Pictures\1068626168.jpg

Список литературы:

  1. Аранова С.В. «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического». СПб; Каро – 2004 г.
  2. Алексеева В.В. «Изобразительное искусство и школа». Советский художник – 1968 г.
  3. Кузин В.С. «Психология живописи» ; Оникс-2005 г.
  4. Шаповаленко И.В. «Возрастная психология»; Гардарики – 2005 г.
  5. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты»; Просвещение – 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Практическая значимость моей работы в разработке и реализации комплекса мероприятий, обеспечивающего формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного озрастаВведениеДорого вовремя времяВремени много и малоС. Я. МаршакТемой времени пронизаны произведения мног...