«Интеллектуальная недостаточность. Особенности детей. Диагностика и коррекция»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Маслова Ирина Васильевна

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка»                     г. Сальска

Сообщение

«Интеллектуальная недостаточность. Особенности детей.                                            Диагностика и коррекция»

Педагог – психолог: Маслова

Ирина Васильевна

2018 год.

Интеллектуальная недостаточность – это форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды

В большинстве случаев интеллектуальная недостаточность возникает вследствие внешних  и внутренних факторов.

К внешним факторам относят:

1. Тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие;

2. Различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они могут нарушить развитие плода.

3. Тяжелые дистрофии во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении,

4. Заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров — или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз).

5. Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка. Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная умственная отсталость.

Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение интеллектуальной недостаточности, следует выделить:

1. Нарушения белкового и углеводного обмена в организме.

2.  Болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспалительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения),

3.  В последние годы все больше случаев, когда умственная отсталость оказывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где живет семья,

4. Неблагополучная экологическая обстановка.

5. Фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях.

Наиболее распространенное хромосомное нарушение, приводящее к умственной отсталости, — это синдром Дауна, названный так по имени британского врача Лэнгдона Дауна, впервые описавшего эту болезнь. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.

 Синдром Дауна — форма умственной отсталости, возникающая из-за аномалий в двадцать первой хромосоме.

Традиционно принято детей с синдромом Дауна относить к детям с интеллектуальной недостаточностью, поэтому для них характерно психическое недоразвитие, при котором действуют законы тотальности и иерархичности недоразвития. Люди с синдромом Дауна в определенной степени демонстрируют интеллектуальную недостаточность, но разброс нарушений умственного развития достаточно велик: от нижней границы нормы до среднетяжелой степени умственной отсталости. Снижение уровня интеллектуального развития принято считать одной из главных особенностей людей с синдромом Дауна.

У детей с синдромом Дауна обычно маленькая голова, плоское лицо, косящие глаза, высокие скулы, иногда язык может высовываться изо рта.

Для детей с синдромом Дауна характерно:

 -Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики. Движения неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются движения пальцев рук: дети с трудом учаться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

-Проблемы с развитием речи, как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций. Речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остается недоразвитой. Недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники.

  - Нарушение слуха и зрения.

-Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво, низкая  концентрация, повышена утомляемость и истощаемость, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий, дети легко отвлекаются.

-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений. Объём памяти снижен, поэтому требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

- Слабый уровень слуховой кратковременной памяти, поэтому преобладает зрительное запоминание

-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать.  Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

- Поведение таких детей различно. Одни из них вялы и апатичны, другие - наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

- Сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть.

- В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность дайствиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большенству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны.

Диагностика

В работе с ребенком с синдромом Дауна педагогом-психологом в течение учебного года последовательно используются следующие виды диагностики: 
1. Входная диагностика – исследуется уровень актуального и зона ближайшего развития.

2. Промежуточная диагностика - динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса. 

3. Итоговая диагностика. 

Требования к психодиагностическому инструментарию

  1. Психодиагностические методики должны давать возможность построить взаимодействие взрослого и ребенка, таким образом, чтобы:

- не допустить переутомление ребенка, быть экономичным по процедуре;

- дать возможность ребенку максимально свободно выразить свой внутренний мир;

- учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка, структуры и степени выраженности нарушения психического развития.

2.   Материал  должен быть наглядным, так как лучше развито зрительное восприятие, чем слуховое.

3. Инструкции должны быть короткие и четкие, при необходимости их можно повторять и разъяснять.

4.Так как дети не умеют самостоятельно рассматривать картинки,  Необходимы стимулирующие, наводящие  вопросы  педагога.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Е. А. Стребелева

Направления развития

Диагностические методики

Интеллектуальное развитие

Сформированность знаний об окружающем мире.

Исследование зрительнойпамяти.

Методики Ж.М. Глозман,

А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева.

Изучение особенностей установления причинно-следственных связей.

Методика «Последовательные картинки»

С.Д. Забранная (3-4 года), Н.Я. Семаго,

Н.М. Семаго (4-6 лет).

Уровень развития мышления.

Методика работы с разрезными картинками. С.Д. Забранная

Выявление умения анализировать и сравнивать изображения.

Методика «Найди пару»

Е.А. Стребелева

Определение объема непосредственной образной памяти.

Методика «10 картинок для запоминания» Т.Д. Мартенковская (4-5 лет)                                                                                                       Методика «10 предметов» Т.Д. Мартенковская (5-6 лет)

Развитие мелкой моторики.

Методика «Соедини точки» О.В. Коноплева, А.Ю. Меньшутина (4-6 лет)

Особенности развития внимания.

Методика «Найди отличия» Черемошкина Л.В. (4-6 лет)

Особенности развития памяти.

Методика нахождения недостающих деталей» Н.Я Семаго, М.М. Семаго (4-6 лет).

Сформированность пространственных представлений.

Методика «Простые невербальные аналогии» Н.Я Семаго, М.М. Семаго.

Эмоционально-волевая сфера

Наблюдение за поведением ребенка в группе.

Карта наблюдения (Е.Г. Юдин).

Эмоциональное состояние ребёнка.

Модификация цветового теста М.Люшера, методика «Поезд»

Выявление понимания детьми эмоциональных состояний по мимике.

Методика С.Д.Забрамной, О.В.Боровик

Исследование тревожности ребенка по отношению к жизненным ситуациям общения с другими людьми.

«Детский тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Коррекция

По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут обучения. Обучение проводится по этапам:

  • совместная деятельность со взрослым;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по словесной инструкции.

При подаче материала необходимо:

  • минимально дозировать материал с постепенным усложнением после усвоения пройденного;
  • наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;
  • постоянная положительная оценка каждого достижения;
  • постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни;
  • частая смена наглядного материала и видов деятельности;
  • учить переносить усвоенные знания в новые условия;
  • игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач.
  • на первом году обучения необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении.
  • в наглядном материале не должно быть ничего лишнего, в поле зрения ребенка должны быть только те предметы, которые соответствуют цели занятия.

В рамках коррекционно - развивающей работы  в работе с детьми широко используем: пирамидки, вкладыши, пазлы, шнуровки, мозайка, лабиринты, конструкторы, доски Сегена, матрешка, «Волшебный мешочек», коробка форм, счетный материал, геометрические фигуры, кубики, а так же специализированное новое оборудование, полученное в рамках программы доступная среда.

Набор психолога «Дары Фребеля» - это  первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста, которые является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Название набор получил в честь его создателя Фридриха Фребеля  (1782-1852) – это известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

 В один из даров Фребеля входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Еще один дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр  одинакового размера. Он дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, куб неподвижен, у него есть ребра, а цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», с помощью которых дети  строят из деталей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети это делают по образцу – картинке, или по образцу взрослого.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). Используя их в работе с детьми, мы знакомим их с различными фигурами, разными видами треугольников, разными цветами симметричные формы;   развиваем мышление, зрительно-моторную координацию. Так же дети знакомятся  с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнают понятие длины, ширины. Один из вариантов  упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках  ниже.

Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета и формы. С помощью этого ребенка развивается восприятие цвета, формы предметов, классификация по цвету и форме  и тонкая моторика пальцев рук.

Для развития тонкой моторики используются различные варианты застежек, а так же замочки, крючки, липучки, лабиринты.

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой.

Для развития мелкой моторики, зрительного восприятия мы используем сенсорную черепаху.

Для развития эмоциональной сферы, снятия напряжения проводятся релаксационные и расслабляющие упражнения в сенсорной комнате с использованием сухого душа, сухого бассейна, воздушно- пузырьковой  колонны, где дети наблюдают за плавающими рыбками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

Нарушение внимания и гиперактивность у детей: диагностика, пути коррекции.

Нарушение внимания и гиперактивностьу детей: диагностика, пути коррекции. В последнее десятилетие растет число детей в мире с перинатальной патологией. Это обусловлено рядом факторов: заболевания...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Проект программы для детей с интеллектуальной недостаточностью для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....