Статья "Дидактика в подвижных играх как средство коррекции двигательной активности и мыслительных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью"
статья по теме
В статье приводятся примеры использования дидактического материала, заданий в подвижных играх.
Скачать:
Предварительный просмотр:
48 – е Евсевьевские чтения
Актуальные проблемы психологии и дефектологии
Л.И. Едукова
Дидактика в подвижных играх как средство коррекции двигательной активности и мыслительных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью
Гиподинамия проникает в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно, при этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду не только качество движений, но и обучение, и воспитание детей. В этой связи особая роль отводится подвижной игре.
Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности (ПИДН) достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоравливающие влияние и обеспечивается укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижная игра становится эффектным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, грамота, ознакомления с окружающим, движения под музыку, коммуникабельность и т.д.), такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребенку возможность личностного выражения [1, с.21].
Физические упражнения и положительные эмоции способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы. В условиях игры получает развитие один из важнейших компонентов учебной деятельности – произвольность.
Однако необходимо отметить, что подвижная игра дидактической направленности не всегда подходит для обучения. Часто ее можно использовать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности, а так же как часть других занятий (в том числе тактических) для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений и навыков. В целях обучения можно использовать игры средней и малой подвижности, так как при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Важным аспектом подвижной игры дидактической направленности является общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. В процессе игры старшие дошкольники учатся понимать:
- достичь успеха в одиночку невозможно, выполнить задачу должны все члены команды;
- важность индивидуальной ответственности – необходимость личного вклада в достижение цели;
- значение совместной оценки результата деятельности, успешности или не успешности выполнения задачи.
Названные элементы частично присутствуют в подвижной игре дидактической направленности для детей среднего возраста.
Необходимо отметить, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста на начальном этапе превалирует двигательный компонент, причем не качественный, а скоростной. У старших дошкольников чаще ведущим является дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного подчас отступает на последнее место. Поэтому педагог не должен забывать о разновидности двигательного и дидактического компонентов подвижной игры дидактической направленности. В таком случае пострадает сама суть использования подобной игры.
Занимательная, дидактическая часть игры и динамическая задачи должны быть доступными и интересными ребенку, чтобы создалось благоприятное и эмоциональное отношение к ней, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс.
Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечивается необходимая двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние.
При отборе игр необходимо учитывать следующие требования:
- дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно-образовательной программы для данной возрастной группы;
- игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные и временные отношения и т.д.);
- степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям и навыкам данной группы детей;
- постепенное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей;
- постепенный переход от индивидуальных игр к играм с соответствующими действиями, с разделением на подгруппы.
При организации и проведении подвижной игры дидактической направленности следует придерживаться следующих условий:
1. Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.
2. Игра должна активизировать мыслительную и двигательную деятельность.
3. Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
4. Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
5. В играх должны решаться двигательные и обучающие задачи.
6. Игру нельзя оставлять не завершенной.
7. Инвентарь должен быть красивым, интересным, безопасным [2, с.41].
Приведем пример подобной игры.
«Фанты» (4-7 лет).
Дети становятся в круг. Один ребенок кидает вверх мяч, ловит его и так все дети. Ребенок, уронивший мяч, выходит в центр круга и выполняет движения по своему усмотрению, а дети повторяют за ним. Следующий ребенок, уронивший мяч, выходит в центр и называет обобщающее слово (животное, насекомое, овощ и т.д.), кидает мяч любому, поймавший его называет предмет, относящийся к обобщающему слову, возвращается мяч к водящему.
Динамическая задача: развитие двигательного творчества, ловкости, внимания.
Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей.
Желание играть у детей возникает, если сюжет игры соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, которые пополняют сознание детей самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.
Подвижная игра рассматривается часто как средство для закрепления двигательных умений и навыков, по принципу «движение ради движения». Осваивая с детьми новую подвижную игру, педагоги обычно ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап – совершенствование движений в игре. Поэтому, с нашей точки зрения, отмечается снижение интереса у детей к подвижным играм.
Детям надоедает выполнять правила игры, им хочется скорее приступить к той части, где непосредственно начинается бег. Поэтому мы стараемся сначала разучить игру, потом закрепить, и только затем предлагаем различные варианты проведения.
Различные варианты проведения игр предусматривают сохранение их правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Использование разнообразных вариантов подвижных игр способствует развитию у детей инициативы и творчества.
Литература
1. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – С.20-47.
2. Мойкина, О.Н. Учить и воспитывать по законам гармонии / О.Н. Мойкина // Педагогика. – 1995. - №12. – С.37-42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста
Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...
Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.
Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...
«Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»
Консультация предназначена для воспитателей. Раскрыты вопросы методики организации и проведения подвижной игры с дошкольниками, а так же рекомендации по оснащению развивающей предметно -пространственн...
"Подвижная игра-как средство повышения двигательной активности детей"
Мастер-класс на районном методическом объединении.“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя...
Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Народные подвижные игры...
Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОС ДО»
Цель данного мастер-класса приобщить педагогов к работе по развитию двигательной активности дошкольников....
Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет молодым педагогам детского сада познавательно и интересно организовать и провести народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....