Коррекционно – развивающее занятие по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ТНР подготовительной к школе группе в форме образовательного квеста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Технологическая карта образовательной деятельности в форме
образовательного квеста
Тема: «В поисках портретов пап».
Цель: создание условий для совершенствования коммуникативной деятельности и предупреждения нарушений чтения и письма в процессе образовательного квеста «В поисках портретов пап».
Задачи:
Коррекционно - обучающие задачи: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Мужские професии»; закрепить умение писать слоги, составлять из букв слово, делить предложение на слова.
Коррекционно - развивающие задачи: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать фонематический слух, развить восприятия образа буквы, развивать любознательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать интерес, положительное отношение к явлениям и объектам своего труда, умение использовать речевую этикетную формулы «Приветствие», «Просьба».
Образовательные области: приоритетная - речевое развитие, в интеграции – познавательное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_zanyatie.docx | 154.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковский детский сад комбинированного вида»
Утверждаю
________________Жукова В.Т.
Заведующей МДОУ ИРМО
«Уриковский детский сад
комбинированного вида»
Коррекционно – развивающее занятие
по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ТНР
подготовительной к школе группе в форме образовательного квеста
Подготовили
учитель-логопед ВКК Ташлыкова Е.В.,
воспитатель Алдаранова С.Ю.
с.Урик, 2018 г.
Технологическая карта образовательной деятельности в форме
образовательного квеста
Тема: «В поисках портретов пап».
Цель: создание условий для совершенствования коммуникативной деятельности и предупреждения нарушений чтения и письма в процессе образовательного квеста «В поисках портретов пап».
Задачи:
Коррекционно - обучающие задачи: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Мужские професии»; закрепить умение писать слоги, составлять из букв слово, делить предложение на слова.
Коррекционно - развивающие задачи: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать фонематический слух, развить восприятия образа буквы, развивать любознательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать интерес, положительное отношение к явлениям и объектам своего труда, умение использовать речевую этикетную формулы «Приветствие», «Просьба».
Образовательные области: приоритетная - речевое развитие, в интеграции – познавательное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.
Оборудование: портреты пап, конверт, конверт 1 (картинки профессий - полицейский, охранник, водитель, автомеханик, репортер), конверт 2 (наложенные изображения букв - П, О, Ж, А, Р, Н, И, К, схема движения), конверт 3 (листы, карандаши, задание), название группы «КА-ПИ-ТО-ШКА, конверт 4 (слова ЗАЛ из полубукв для каждого, карандаши), надпись «ОНИВКАБИНЕТЕЛОГОПЕДА).
Этапы | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Организационный этап (3 минуты) | ||
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность. | Педагог обращается к детям и предлагает им оформить красивую выставку портретов пап, нарисованных накануне. | Дети слушают педагога. |
Постановка проблемы и мотивация детей | - Я очень хочу узнать, куда исчезли портреты. Ведь, пока мы их не найдем, мы не сможем оформить выставку. (Выставка не оформлена, праздник для пап может быть испорчен). - Кто хочет найти портреты? - Как вы думаете, куда исчезли портреты? - Кто их мог взять? Педагог предлагает детям внимательно осмотреть место пропажи портретов. - Похититель портретов мог оставить нам подсказки, которые помогут нам их найти. | Делают предположения, отвечают. Дети находят пустой конверт. |
II. Основной этап (15 минут) | ||
Задание на развитие фонематического слуха. Задание на развитие восприятия образа буквы, развитие гностических зрительных функций Задание на коррекцию ошибок на уровне слога, совершенствование моторных функций. Задание на коррекцию ошибок на уровне слова.
Задание на коррекцию ошибок на уровне предложения. | Дети находят в почтовом ящике 1 задание «Сложите слово» - Нужно из первых звуков слов сложить новое слово и тогда мы узнаем, куда нам идти дальше. Дети берут картинки, называют все слово, выделяют первый звук и составляют новое слово ПОВАР (полицейский, охранник, водитель, автомеханик, репортер). - Где находится следующая подсказка? (На кухне) Повар отдает детям 2 задание. «Найди меня» Детям предъявляются карточки с обгорелыми изображениями букв, нужно их восстановить, найти все спрятанные там буквы. Из полученных букв дети складывают новую подсказку «Пожарник» и схему движения по коридору «Встань спиной к двери, пройди три шага, поверни налево, поверни налево, пройди 5 шагов, поверни направо, иди прямо». Дети находят в коридоре 3 задание. «Самый внимательный»: Дети пишут под диктовку слоги различной конструкции. Педагог следит как за правильностью написания, так в дальнейшем и за четкостью прочтения слогов. Затем предлагается задание: - Какое слово спряталось среди слогов? КАПИТОШКА Дети находят на двери название группы «Капитошка». Спрашивают в группе, видели ли портреты их пап, получают 4 задание «Полубуковка»: Вот от слова что осталось - По полбуквы оторвалось. Слово вы восстановите, Правильно его прочтите! ЗАЛ 5 задание «Склеенное предложение»: Детям предъявляется надпись: «ОНИВКАБИНЕТЕЛОГОПЕДА». Им необходимо разрезать ее так, чтобы получились отдельные слова. Дети выполняют задание и узнают, где находятся портреты пап. Оказалось, что портреты никуда не пропадали, а Елена Владимировна взяла их для того, чтобы красиво оформить, но никому об этом не сказала. Как хорошо, что все закончилось благополучно. Теперь точно будет замечательная выставка портретов пап перед праздником. | Рассуждения детей. Дети идут на кухню. Дети спрашивают на кухне, не видели ли там портреты их пап, объясняя, что кто-то похитил портреты из группы «Жемчужинки». Дети идут по коридору и видят стенд по пожарной безопасности, в одном из карманов они находят след. задание. Дети рассуждают, что это такое. Решают, что это название группы и отправляются туда. Выполняют 4 задание. Дети поднимаются в музыкальный зал и находят там надпись на доске. Дети отправляются в кабинет учителя-логопеда. |
III. Заключительный этап (2 минуты) | ||
Рефлексивный компонент | - Вам понравилось открывать тайну исчезновения портретов? - Какие подсказки вам помогли это сделать? | Отвечают на вопросы. |
Организация перехода к другому виду деятельности | - Я рада, что вы справились со всеми препятствиями. Что нам осталось сделать? - | Дети оформляют выставку, вывешивают портреты, пишут красивую надпись. |
Уважаемые коллеги, благодарим Вас за внимание!
Разрешите представить Вам самоанализ, проведенного педагогического мероприятия с детьми.
Предложенный образовательный квест разработан и проведен в преддверие тематической недели «День защитника отечества»
Цель: создание условий для совершенствования коммуникативной деятельности и предупреждения нарушений чтения и письма в процессе образовательного квеста «В поисках портретов пап».
Задачи:
Коррекционно - обучающие задачи: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Мужские професии»; закрепить умение писать слоги, составлять из букв слово, делить предложение на слова.
Коррекционно - развивающие задачи: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать фонематический слух, развить восприятия образа буквы, развивать любознательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать интерес, положительное отношение к явлениям и объектам своего труда, умение использовать речевые этикетные формулы «Приветствие», «Просьба».
В ходе педагогического мероприятия был применён прием неожиданности. Ребята, занимаясь, своими делами услышали приглашение воспитателя помочь оформить выставку портретов пап. Портреты исчезли. Перед детьми поставлена игровая задача – найти портреты. Придя к выводу, что без портретов невозможно оформить выставку, дети приступили к выполнению заданий, поиску подсказок. И отправились на поиски пропавших портретов.
Образовательная деятельность состояло из вводной, основной и заключительных частей. В начале образовательного квеста была использована мотивацию личной заинтересованности. Для достижения планируемых результатов, занятие построено с применением методов и приёмов, помогающих связывать этапы между собой, выстраивая логическую цепочку при выполнении заданий.
Дети, работая с первой подсказкой, определили, что портретов в группе нет и искать их нужно у повара. Эту подсказку они получили, выполнив задание на развитие фонематического слуха, сложив первые звуки из названий предложенных мужских профессий – полицейский, охранник, водитель, автомеханик, репортер. Сделав вывод, что повара они смогут найти на детсадовской кухне, ребята отправились в сопровождении педагога на первый этаж. Перед этим они обговорили правила поведения вне группы, вспомнили все речевые этикетные формулы приветствия и просьбы.
У повара портретов не оказалось, но дети получили новый конверт с заданием. Им предстояло выполнить задание на развитие восприятия образа буквы «Найди меня». Детям были предложены карточки с обгорелыми изображениями букв, которые нужно было восстановить, найти все спрятанные там буквы. Из полученных букв дети сложили новую подсказку «Пожарник» и получили схему движения по коридору «Встань спиной к двери, пройди три шага, поверни налево, поверни налево, пройди 5 шагов, поверни направо, иди прямо».
Пройдя путь согласно схеме движения, воспитанники увидели стенд по пожарной безопасности. В одном из карманов стенда ребята обнаружили новое задание, хотя очень надеялись найти портреты.
Задание, которое им предстояло выполнить, заключалось в том, что под диктовку воспитателя они записали новую подсказку КАПИТОШКА и догадались, что это название одной из групп детского сада, где, скорее всего и находятся портреты их пап. Педагогом же при выполнении этого задания преследовалась цель на корректировку ошибок на уровне слога, с поставленной педагогом целью дети справились.
Выполнив задание, дети поспешили в группу «Капитошка». Поприветствовать ровесников, ребята поинтересовались, не находили ли их друзья портреты пап. В этой группе портретов не было, но нашелся новый конверт с новым задание. Оказывается, чтобы найти новую подсказку надо сложить разорванные буквы и прочитать получившееся слово. У всех получилось слово «Зал». В нашем детском саду всего один зал. И ребята, поблагодарив друзей и пожелав им успехов, отправились на второй этаж, в музыкальный зал.
Найдя в музыкальном зале 5 задание «Склеенное предложение» «ОНИВКАБИНЕТЕЛОГОПЕДА» ребята забеспокоились, получится у них все таки найти портреты или придется рисовать новые. Но вовремя получили поддержку музыкального руководителя, который подсказал им, что необходимо разрезать надпись так, чтобы получились отдельные слова. Ребята увлеченно принялись выполнять задание и поняли, что это не одно слово, а целых четыре. Прочитать предложение вызвались Алиса и Дима. И что же прочитали ребята «ОНИ В КАБИНЕТЕ ЛОГОПЕДА». Кто они? Ура! Портреты в кабинете учителя – логопеда!
Оказалось, что портреты никуда не пропадали, а Елена Владимировна взяла их для того, чтобы красиво оформить, но никому об этом не сказала.
Как хорошо, что все закончилось благополучно. Теперь точно будет замечательная выставка портретов пап перед праздником.
На протяжении всей игры ребята отвечали полными ответами, не боялись высказывать своё мнение, доказывали выбор своего решения. Дети получили удовлетворение от личной значимости в достижении цели, в успешно проведённой операции по нахождению портретов пап. Об этом свидетельствовали ответы детей на рефлексии.
Занятие способствовало формированию ключевых компетенций в области коммуникативной деятельности. Способствовало развитию таких качеств личности как: коммуникабельность, способность к эффективному общению, способность к оценке и анализу. А самое главное, предупреждению нарушений чтения и письма.
В игре реализована интеграция таких видов детской деятельности, как коммуникативная и познавательная. Дети взаимодействовали и общались между собой. Показали командную игру, определились лидеры, которые вели всю команду за собой к конечному результату. Речевое развитие непрерывно связано с разными видами деятельности. В заданиях дети высказывали своё мнение, строили предложения, обосновывали свои решения, делали выводы, отвечали на вопросы полными ответами.
На занятии созданы условия для активизации опыта детей, их личностного общения. Подобранные приёмы побуждали детей к проявлению инициативы, самостоятельности. Стимулировались и поощрялись индивидуальные достижения детей.
Замысел образовательного квеста реализован, задачи выполнены. Содержание занятия оптимально, содержательно, познавательно, доступно с точки зрения понимания детьми особенностей и овладения ими, со сменой видов деятельности.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии: активные, интерактивные, групповые, индивидуальные. Учитываются особенности каждого ребёнка, темп деятельности, эмоциональное состояние, темперамент.
Таким образом, нам удалось показать, как через образовательные квесты можно решать задачи по развитию коммуникативной деятельности и предупреждению нарушений чтения и письма.
ЗАДАНИЕ 1.
«Сложите слово»
Нужно из первых звуков слов сложить новое слово и тогда Вы узнаете, куда Вам идти дальше.
ПОВАР
ЗАДАНИЕ 2.
«Найди меня»
Рассмотрите карточки с обгорелыми изображениями букв. Нужно восстановить все спрятанные буквы и из них сложить новое слово.
Двигайтесь дальше по плану, и Вы найдете подсказку.
Встаньте спиной к двери, пройдите три шага, поверните налево, поверните налево, пройдите 5 шагов, поверните направо, идите прямо.
ПОЖАРНИК
ЗАДАНИЕ 3.
«Самый внимательный»:
Напишите слоги под диктовку. Сложите из них слово, и Вы узнаете, куда Вам двигаться дальше.
КА – ПИ – ТО - ШКА
ЗАДАНИЕ 4.
«Полубуковка»:
Вот от слова что осталось -
По полбуквы оторвалось.
Слово вы восстановите,
Правильно его прочтите!
ЗАЛ
Прочитайте слово и Вы узнаете, куда Вам идти дальше.
ЗАДАНИЕ 5.
«Склеенное предложение»
Прочитайте надпись
«ОНИВКАБИНЕТЕЛОГОПЕДА».
Разрежьте ее так, чтобы получились отдельные слова.
И Вы узнаете, куда Вам идти дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Занятие построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...
Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» для детей с ОВЗ (подготовительная к школе группа)
Цель: способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детской мультипликации.Задачи: · развивать фантазию, ...
Конспект занятия по развитию речи «Посуда», «Продукты питания» для детей с ЗПР подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи «Посуда», «Продукты питания» для детей с ЗПР подготовительной к школе группе....
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Конспект будет интересен нетолько, учителям - логопедам, но и воспитателям комбинированных групп ДОУ....
Консультация для воспитателей « Предупреждение нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста».
Изложен материал для воспитателей групп для детей с ТНР по профилактике нарушений письменной речи....
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы в форме образовательной ситуации на основе восприятия детьми произведения художественной литературы Тема: Чтение рассказа «Бабушкин подарок» М.Зощенко
Развитие социального и эмоционально интеллекта, становление способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование само осознанности и самообладани...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Дикие животные зимой»
Цель:расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Задачи: Образовательные: соотносить внешние особен...