Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы в форме образовательной ситуации на основе восприятия детьми произведения художественной литературы Тема: Чтение рассказа «Бабушкин подарок» М.Зощенко
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Развитие социального и эмоционально интеллекта, становление способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование само осознанности и самообладания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

 В ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: Чтение рассказа «Бабушкин подарок» М.Зощенко

                                                    Авторы:     Карпунина Елена Георгиевна, воспитатель

Высшая квалификационная категория

        

Мирный,2023

 

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие».

Цель: развитие социального и эмоционально интеллекта, становление способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование само осознанности и самообладания.

 Задачи:

ОТНОШЕНИЕ (желания, интересы, отношение, гуманистические чувства)

1) Учить понимать мотивы поступков героев, чувств и эмоций, которые они при этом испытывали.

2) Продолжать развивать эмоциональную сферу ребенка, его способность к рефлексии.

ЗНАНИЯ (нравственные представления)

1)Формирование образов должного регулирования поведения в ситуации описанной в рассказе.

2)Воспитание нравственных качеств и нравственных понятий.

ДЕЙСТВИЯ (умения эмоционально-практического опыта)

1) Развивать умение руководствоваться в своем поведении нравственными представлениями, мотивами морали.

2) Формировать способность различать базовые эмоции, выражать их через мимику, действия, речь.

3) Развивать умение находить выход из ситуации взаимодействия героев, описанной в произведении художественной литературы.

Методы и приемы:

Практические: игровые упражнения, театрализованная игра; 

Словесные: чтение рассказа, вопросы, беседа-диалог, пояснения, объяснения.

Наглядные: книга с текстом, подарки : игрушки, монетки,  кондитерские изделия; 

иллюстрации к  рассказу,  монетки по несколько штук на каждого ребёнка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации  

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение рассказа

Коммуникативная

Беседа-диалог по содержанию рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения

Двигательная

Физминутка «Доброе животное»

Игровая

Игра  «Собери настроение», театрализованная игра по мотивам рассказа

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно - организационный

Приветствие детей-участников образовательного процесса.

Выражают готовность к новой совместной деятельности

Деятельностный

Упражнение «Секрет»

 (На полу по кругу разложены разноцветные кружочки.)

- Посмотрите, у нас сегодня круг радости с секретом!

- Возьмите каждый свой кружок, переверните его, и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, рассмотрев свой кружок, вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга.

- У кого нарисована улыбка - улыбнитесь другу, у кого ладошка - пожмите руку, у кого сердечко - обнимет друга, у кого солнце - скажет доброе слово.

Другу руку протяну,

Слово доброе скажу,

С ним сердечно обнимусь

И, конечно, улыбнусь!

Дети встают в круг и выполняют задание.

Создан эмоциональный настрой.

Включены в образовательную деятельность.

Игровая ситуация «Подарок»

Предлагает подойти к столу и посмотреть, что на нём лежит.

-Хотите посмотреть, что там?   

Открывает оба подарка: один подарок игрушка, а другой монетки в коробочке.

Спрашивает детей, понравились ли им оба подарка, почему?

А какой подарок они выбрали бы? И почему?

Уточняет, что игрушкой можно сразу играть, а на монетки придётся ещё что- то купить, пройдёт какое - то время.

Обращает внимание, что такой подарок, как монетки, однажды привёл к не очень приятной истории.

Подходят к столу, обращают внимание на 2 подарка в упаковке.

Рассматривают подарки, выбирают понравившийся, отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью, настроены общаться.

Чтение рассказа «Бабушкин подарок»

Предлагает послушать рассказ  «Бабушкин подарок».

 Предлагает попробовать определить какие эмоции переживали дети, как часто менялось их  состояние, эмоции.

Дети присаживаются, внимательно слушают.

Эмоционально воспринимают содержание литературного произведения

Беседа - диалог по содержанию рассказа

- Назовите главных героев рассказа? 

- Кто из них был старше? 

- Какие подарки привозила бабушка внукам? 

- Какой подарок получил Минька, но не получила Лёля? 

- Вы бы могли тоже обидеться, когда с вами так поступили бы? 

- По какой причине Лёля с силой ударила Миньку по руке? (Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.)

- Почему папа причислил Миньку к «не лучшим» мальчикам на свете? - Сколько всего монеток выделил Минька для своей сестры Лёли? 

- Сколько монет в итоге стало у Лёли, и на что она их потратила? 

-  Как должен, по мнению папы, вести себя мальчик, которого

можно назвать «лучшим мальчиком на свете»? (он должен сделать что-нибудь хорошее и не хвастаться при этом) 

- Меняется в конце рассказа отношение Миньки к сестре?

- Понял ли он, что вызвало раздражение Лёли? 

- Легко или трудно стать очень хорошим? (по мнению автора рассказа, очень трудно).

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Развито умение понимать мотивы поступков героев, чувств и эмоций, которые они при этом испытывали.

Сформированы образы должного регулирования поведения в ситуации описанной в рассказе.

Физминутка «Доброе животное»

 «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Встают в круг, берутся за руки, выполняют движения

Проявляют активность.

Развита координация речи с движением, снято мышечное напряжение.

                Игра «Собери настроение»

Предлагает пройти за столы и рассмотреть  игровые наборы

Предлагает с помощью карточек, показать эмоции мальчика и девочки, что они испытывали в начале рассказа, в конце?

Подобрать необходимые выражения глаз и губ.

Рассматривают наборы. Выкладывают на силуэте лица карточки с глазами, носами, губами, передающие настроение героев рассказа, объясняют свой выбор.

Развито умение различать базовые эмоции, умение выражать их через мимику

Заключительный

Игра - драматизация «Семья»

Предлагает обыграть рассказ.

Демонстрирует коробки с подарками (с игрушками монетами, пирожными)

Предлагает на время превратится в семью Лёли и Миньки, и поиграть. Подводит к выводу, что рассказ учит быть добрыми и правдивыми в жизни. Не выставлять свое добро на показ, а просто делать его.

Распределяют роли, подготавливают нужные атрибуты, инсценируют рассказ.

Сформировано умение руководствоваться в своем поведении нравственными представлениями, мотивами морали. Развита способность рефлексии, могут  управлять эмоциями и чувствами.

Развито умение находить выход из ситуации взаимодействия героев, описанной в произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Золотая осень»

Стимулировать желание создать свой рисунок (осенний лес) с помощью нетрадиционной техники рисования манной крупой, (заранее окрашенной в различные оттенки). Совершенствовать технику рисования. Заклады...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Морозные узоры»

Изобразительная деятельность "Морозные узоры".Методические приёмы:1. Игровая ситуация «Путешествие в сказку».2. Игровая ситуация «Письмо от деда Природоведа».3. Игров...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы «Путешествие по стране Математике»

Образовательная деятельность по ФЭМП способствут формированию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация), логического мышления, сообразительности, внимания через использование...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Родина у нас одна»

Цель: Гражданско-патриотическое воспитание детей через формирование представлений о России и Самаре как о большой и малой Родине.Задачи: - Формировать представления детей о России и Самаре как о больш...

Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: «Автомобили для автодома»

Технологическая карта совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группе общеразвивающей направленностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развити...