Консультация для воспитателей « Предупреждение нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста».
консультация по логопедии (подготовительная группа)

кузнецова светлана алексеевна

Изложен материал для воспитателей групп для детей с ТНР по профилактике нарушений письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 « Предупреждение нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста».

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

    В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них-овладение  навыком чтения. Около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

   Стойкие специфические ошибки при письме (дисграфии) и чтении (дислексии) нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребёнка сосредоточиться, недостаточным вниманием. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, нарушение звукопроизношения и т.д.

Для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как:

  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • развитие речи;
  • совершенствование тонкой и общей моторики;
  • формирование навыка звукового анализа и синтеза;
  • совершенствование зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственно-временных представлений;
  • развитие памяти, внимания, мышления;

Для реализации поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

I        Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

  1.  Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игра: УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Ход игры: педагог предлагает послушать, как они звучат. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» – спрашивает он ребенка.

«СЛУШАЕМ И ПОКАЗЫВАЕМ»

Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.

Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка, колокольчик..

Ход игры: Дети стоят полукругом перед педагогом. Перед педагогом звучащие игрушки, например: барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же.  После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало?»,

Педагог проводит описанные выше упражнения с перечисленными игрушками: барабан - шагать на месте, произнося, как могут, папапа, бубен - хлопать в ладоши - татата; дудка - «играть» на дудочке – у-у-у ; гармошка - танцевать - ля-ля-ля; свисток - поднимать руки вверх - пи –пи-пи ; металлофон - ударять кулачком о кулачок -татата; шарманка - «играть» на шарманке - ааа.

Игра: УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ.

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование: барабан, большой экран или ширма, таблички.

Ход игры: Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает на месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (неслитно), топает одной ногой, произнося та та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то неслитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та та та. В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та та та(неслитно).

По мере того, как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухо-зрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой.

Игра: УГАДАЙ, где ЗВУЧИТ.

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывают глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

ЧТО ЭТО?

На диске записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, ш

 “НАЙДИ ПАРУ”,

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

 У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Игра: ТЕАТР.

Наглядный материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры: Педагог произносит гласные звуки с различной интонацией. Ребенку предлагается найти соответствующую картинку.

А! - плачет девочка.

А - качаем малыша.

А - поет певица.

А - показывают горло врачу.

2. Развитие речевого слуха.

“Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет, например,  животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

а) Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.

« СКАЖИ ПРАВИЛЬНО».

Наглядный материал: картинка с изображением из сказки «Три медведя».

Ход игры: Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме?И т. п.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

Когда ребёнок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

“Угадай, кто сказал”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем Педагог произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

в) Дифференциация фонем.

 б) Различение слов, близких по звуковому составу.

« ПОКАЖИ И НАЗОВИ».

Наглядный материал: картинки с изображениями предметов: бочка, почка, кошка, ложка, сетка, ветка, ком, дом, мак, бак, уточка-удочка, дочка-точка

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком картинки (бочка– почка, кошка– ложка, сетка– ветка, ком– дом, мак– бак). Далее логопед просит ребенка: – «Покажи, где изображена почка, а где – бочка. Назови картинки». Ребенок должен безошибочно определить, показать и назвать картинку предмета.

«ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ»

Цель: развитие фонематического слуха

Педагог называет цепочку из 3-х слов, различающихся 1 звуком. Ребенок должен повторить цепочку в той же последовательности.

Игра: СТАНЦИЯ «СПОРТИВНАЯ».

Ход игры: Дается инструкция: - «Присядь, если услышишь гласный звук». Логопед произносит звуковой ряд, ребенок выполняет задание.

Звуковой ряд: [А]– [У]– [М]– [И]– [С]– [О] – [Э]– [Р]– [Ш]– [Ф]– [Л]– [В]– [Ж ]–[Ы]– [А]

 

«Делай как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен»,

«Послушай и сделай»,

 «Какое слово отличается от других?»,

«Четвертый лишний»,

«Определи на слух самое короткое слово»,

«Какие пары слов похожи по звучанию?».

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Игра: КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

Ход игры: Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук [Ш]. Затем логопед предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [Ж]; чайник, ключ, очки – [Ч]; щетка, ящик, щавель – [Щ]; коса, усы, нос– [С]; селедка, Сима, лось – [С’]; коза, замок, зуб – [З]; зима, зеркало, вазелин – [З’]; цветок, яйцо, курица – [Ц]; лодка, стул, лампа – [Л]; липа, лес, соль – [Л']; рыба, ковер, крыло – [Р]; рис, крепость, букварь –[Р’].Педагог следит, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.

  *Поднимите руку, услышав название предметов (например, одежды или слова на звук А и т.д.)

*Какой звук чаще встречается в предложении.

 4. Развитие речеслухового внимания.

* Прослушайте ряд предложений и запомните только те, в которых говорится о лете или все слова имеют заданный  звук.

* Найдите ошибки в рассказе (все предложения о зиме, а несколько предложений о мокром, о тающем снеге и др.).

 *Определите, какое слово встречается чаще всего (слова читаются быстро).

“Запомни слова, предложение»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия и памяти на речевом материале.

Педагог называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

*«Телефон»

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания: длительная сортировка и нанизывание бусинок; лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); чтение алфавита, которое перемежается со счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.

Отстукивание ритмов, игра «Телеграфист» (можно выполнять хлопками, стуком карандаша, ножным перетопом).

Рядоговорение (перечислить по порядку: времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Развитие оперативной памяти: тесты: «Кулак-ребро-ладонь»,

«Повторение цифр»,

игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), например, игра «Найди клад»;

по памяти (словесной инструкции) – «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);

«Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображен схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребенка) – собрать цепочку в прежней последовательности;

«Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физминутки.

  II. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия и наглядно образного мышления.

Сюда входит совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий - узкий, длинный – короткий) .

Развитие зрительного восприятия.

1. Найдите две одинаковые фигуры в ряду.

2. Соедините линией похожие фигуры в верхнем и нижнем ряду (теневые изображения и контурные).

3. Соедините линией одинаковые фигурки зверей и др.

4. Найдите в каждом ряду изображение, которое соответствует данному слева образцу.

5. Укажите рисунок, который следует перенести в пустую клетку.

6. Узнавание предметов, изображенных контурно, в условиях наложения.

7. Узнавание вписанных друг в друга, геометрических фигур;

8. Соберите картинку из осколков.    

 

 Развитие буквенного гнозиса

Лучше запомнить зрительный образ буквы, а значит избежать в дальнейшем определённых ошибок при письме и чтении,  ребёнку помогает совершение действий с этой буквой. Осуществлять манипуляции с буквами позволяют такие игры, как:

1. Выкладывание    букв    из    палочек,    веревочек,    проволоки;    лепка   из пластилина; письмо на манке.

2. Определение правильных букв и исключение ложных.

3. Ощупывание букв из наждачной или шершавой бумаги.

4. Дописывание   недостающего   элемента   буквы. (“Жук-буквоед”. “Буква   сломалась").

5. Обведение букв по шаблону и трафарету.

6. «Допиши букву»

7. Демонстрация букв в разном положении.

8. Определение букв написанных на спине.

9. Нахождение букв, наложенных друг на друга.

10. Нахождение букв в геометрических фигурах.

11. Придумывание слов на заданную букву в определенной позиции.

12. Письмо в воздухе.

13.  «Мастерская букв». Выкладывание букв из палочек и верёвочек помогает детям поддерживать устойчивое внимание к образу, а стихотворный текст уточняет, из каких элементов состоит буква и как она расположена относительно другой.

14. Сравнение сходных букв и их реконструирование.

Ы – Ь – Ъ – Б – В – З

Т – Г – П – Н – И

Ж – Х – К

А – Д – Л – М

15. Целостному восприятию буквы, выделению её характерных признаков, а также появлению положительного отношения к письму способствует чтение стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме (Маршак, Шибаев, Тарлапан). Буква Б проснется рано.

Буква Б — бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

Говорил недавно кто-то:

П похожа на ворота,

Возражать мне было лень,

Я-то знал, что П как пень.

Буква Ц —

Смотрите сами —

Как скамейка

Вверх ногами.

16. «Зашумлённые буквы»

17. «Кто внимательнее» (назвать из предложенных букв те, которые смотрят вправо, влево, прямо;  перепечатать буквы, которые состоят из 1 элемента (о,с), 2-х (у,г,з), 3-х элементов.

18. «Зачеркни неправильную букву»

19. «Найди и покажи» (выделение букв в геометрической фигуре)

20. «Дорисуй по точкам»

21. «Живая буква» - Часто при изучении новой буквы с дошкольниками  использую игру (в которой с помощью поз и движений дети должны показать букву. Кроме того «живые» буквы могут объединятся в слова) 

22. «Буквенные дорожки» (в этой игре дошкольники из разноцветных лент  составляют буквы, слова, а затем по этим буквам  совершают различные  действия под музыку(ходьба, бег, прыжки))

23.«Изографы»

Развитие пространственного восприятия

I этап: Ориентировка “на себе”.

Система работы (Т. А. Мусейибова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

 1.Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

 Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях.

Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

 Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека". Это, во-первых. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. И, наконец, в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

II этап: Ориентировка “от себя”.

 В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

 Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

 Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

 Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

 Вариант 1. Ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

 Вариант 2. Ведущий или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Ведущий просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

 Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Ведущий задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

  Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

  Игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Ведущий называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

  Игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

 Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

 Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

 Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.

 Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

   Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

 Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

 Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место,  где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

В роли ведущего может быть как педагог, так и ребёнок.

   Игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д. Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, – это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда ведущий спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает педагог, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

  Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

  Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Ведущий даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

  Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

 V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

 Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

  Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т.п.

 Игра «Лабиринт». Ведущий раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован  лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: ведущий этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

      Для формирования навыков схематического изображения пространственных отношений может служить игра "Куда спряталась кукла?». В этот игре ребенок отыскивает в комнате (игрушечной комнате) спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.

  Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции ведущего, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Ведущий начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

  Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

  Игра «Укрась ёлку». У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции педагога.

К моменту поступления в школу дети должны:

   свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад»

4. Развитие тактильных ощущений.

При работе по профилактике дислексии нужно задействовать у ребёнка все анализаторные системы: зрительную, слуховую, тактильную. В этом помогают следующие игры:

-«Умные ручки» (дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в мешке букву)

 -«Угадай подаренную букву» (ребёнок должен узнать, какую букву ему написал на спине товарищ)

    5. Для профилактики нарушения у детей чтения  очень важно уделять внимание развитию его сукцессивных способностей

I. Развитие последовательности действий и планирование. Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.

     Например, игра "Телефон". Ребенку предлагается (в ситуации сюжетно-ролевой игры) позвонить какому нибудь зверю или сказочному герою.  Наборный диск телефона вместо цифр (для детей,  плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки разного цвета (или ряд геометрических фигур и значков). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружочков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей порядку набора цветовых «номеров». При правильном наборе стрелка на диске телефона указывает на изображение «абонента», расположенного в ряду других изображений вокруг диска.

      2. Для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравнения рядов реалистических изображений фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определенной последовательности. В зависимости от возможностей ребенка необходимо дифференцированно подобрать исходную длину ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.

      Например, игра «Собери бусы» (нанизать, раскрасить) различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3-х до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6).

     Игра «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности  3-6 предметов).

       Игра «Живые цепочки». Воспитатель строит детей в определенной последовательности. У каждого из них на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок расположения картинок  изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задача ведущего - собрать «цепочку» в прежней последовательности.

     Игра «Запомни карточку и выбери такую же». Ребенку предлагается запомнить ряд картинок или фигур на карточке и найти такую же среди второго набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой.  Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.

    3 Игры на развитие последовательности во времени:

     а) Отстукивание ритмов по образцу или графической схеме:

     симметричных - !!  !!  !!, !!!  !!!  !!!

      асимметричных - !  !!,   !!  !,   !!  !  !, !  !!!,   !!  !!!  

     б) «Зарядка»: последовательность движений (от 3 до 6)

     в) Порядок времен дня, времен года, дней недели (для младших по картинкам, для старших – словесно).

     Развитие последовательности в речи.

     Например, последовательность в сказках: «Репка», «Колобок» и др.

     Игра «Повтори и добавь». Первый участник игры называет слово, второй повторяет его и добавляет свое; третий – повторяет оба слова и добавляет свое. Сделавший ошибку выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

     Полезно также выполнять упражнение  «Продолжи ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры или значки).

     Большое внимание следует уделять  развитию способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.  У детей встречаются как избирательные (только зрительного или слухового внимания), так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. Поэтому надо предусмотреть упражнения адресованные и к слуховой и к зрительной модальностям. Основной акцент следует делать на формирование произвольной регуляции внимания.

     а) На развитие устойчивости внимания можно использовать длительную сортировку и нанизывание бусинок. Для этой же цели годятся задания на прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (игры «Кто с кем разговаривает по телефону?»,  «Какая бабочка на какой цветок полетит?» и т.д.)

     б) Умение переключать внимание развивается с помощью «синхронного счета». При этом требуется подсчитать количество двух видов, не обращая внимания на другие изображения на картинке.

     в) Для развития способности произвольно переключать внимание подходят такие упражнения: чтение алфавита, которое перемеживается счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д. Аналогичным по развивающему эффекту является задание на отыскивание чисел от 1 до 20, где числа расположены в клетках в случайном порядке.

В результате целенаправленного и систематичного использования данных игр и упражнений у детей:

-повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение  и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Привитие любви к природе детей старшего дошкольного возраста"

Заложить основы экологического образования на понятном и доступном детям старшего дошкольного возраста-одна из задач воспитателей.Как научить детей правильно общаться с природой?Роль экскурсии дл...

консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»

Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...

Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

       Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять  достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...

консультация для родителей: "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации для родителей раскрыта работа детского сада по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму»

С целью своевременной выработки у детей тонкой моторики, точной координации, ловкости, освоение предметной деятельностью, быстрого и правильного развития навыка письма необходимо использовать развиваю...