Разработка материала по Фонетической ритмике.
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Пояснительная записка
Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.
ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:
- коррекция неречевых и речевых процессов;
- развивать слуховую, зрительную память, внимание;
- развивать оптико- пространственные представления и навыки;
- развивать статическую и динамическую координацию общих движений;
- развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;
- воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;
- воспитание темпа, ритма дыхания и речи;
- развивать фонетический слух.
Содержание занятий разработано с учётом нарушений психомоторных функций, речевых расстройств, а также возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.
На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.
Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.
Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.
Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков
Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.
Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:
- нормализовать речевое дыхание;
- менять высоту, силу голоса в различном темпе.
- воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
- воспроизводить звуки в заданном темпе;
- воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
- учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
- Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
- развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
- формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
- развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.
Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:
- нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- различение и воспроизведение ритмов;
- выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).
- Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
- Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
- Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.
В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.
При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организовать сотрудничество с дефектологом, воспитателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.
Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.
1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Звуки речи. 4. Голос. Изменение силы и высоты голоса. 5. Ритм. 6. Темп. 7. Интонация. 8. Развитие творческих способностей детей. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Голос. Изменение силы голоса. 4. Звуки речи. Дифференциация звуков речи. 5. Темп. 6. Ритм. 7. Голос. Изменение высоты голоса. 8. Логическое ударение. 9. Интонация. 10. Развитие творческих способностей детей. 11. Формирование навыков самоконтроля. |
Тематическое планирование.
ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ
№ п/п
1. | Работа над речевым дыханием и слитностью речи:
| Примечание Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Вся работа связана со слуховым восприятием учеников. |
2. | Работа над голосом:
|
Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом. |
3. | Работа над звуками речи:
|
Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ . |
4. | Работа над ритмом.
|
Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи. |
5. | Работа над темпом.
|
Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. |
6. | Работа над интонацией.
|
Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры. |
7. | Использование невербальных средств коммуникации. |
|
8. | Развитие творческих способностей. |
|
ВТОРОЙ КВАРТАЛ
№ п/п
1. | Работа над речевым дыханием и слитностью речи:
| Примечание Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Вся работа связана со слуховым восприятием учеников. |
2. | Работа над голосом:
|
Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом. |
3. | Работа над звуками речи:
|
Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ . |
4. | Работа над ритмом.
|
Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи. |
5. | Работа над темпом.
|
Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. |
6. | Работа над интонацией.
|
Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры. |
7. | Использование невербальных средств коммуникации. |
|
8. | Развитие творческих способностей. |
|
ТРЕТИЙ КВАРТАЛ
№ п/п
1. | Работа над речевым дыханием и слитностью речи:
| Примечание Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Вся работа связана со слуховым восприятием учеников. |
2. | Работа над голосом:
|
Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом. |
3. | Работа над звуками речи:
|
Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ . |
4. | Работа над ритмом.
|
Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи. |
5. | Работа над темпом.
|
Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. |
6. | Работа над интонацией.
|
Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры. |
7. | Использование невербальных средств коммуникации. |
|
8. | Развитие творческих способностей. |
|
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fr_kolotusha.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.
ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:
- коррекция неречевых и речевых процессов;
- развивать слуховую, зрительную память, внимание;
- развивать оптико- пространственные представления и навыки;
- развивать статическую и динамическую координацию общих движений;
- развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;
- воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;
- воспитание темпа, ритма дыхания и речи;
- развивать фонетический слух.
Содержание занятий разработано с учётом нарушений психомоторных функций, речевых расстройств, а также возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.
На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.
Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.
Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.
Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков
Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.
Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:
- нормализовать речевое дыхание;
- менять высоту, силу голоса в различном темпе.
- воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
- воспроизводить звуки в заданном темпе;
- воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
- учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
- Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
- развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
- формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
- развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.
Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:
- нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- различение и воспроизведение ритмов;
- выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).
- Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
- Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
- Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.
В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.
При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организовать сотрудничество с дефектологом, воспитателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.
Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.
1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Звуки речи. 4. Голос. Изменение силы и высоты голоса. 5. Ритм. 6. Темп. 7. Интонация. 8. Развитие творческих способностей детей. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Голос. Изменение силы голоса. 4. Звуки речи. Дифференциация звуков речи. 5. Темп. 6. Ритм. 7. Голос. Изменение высоты голоса. 8. Логическое ударение. 9. Интонация. 10. Развитие творческих способностей детей. 11. Формирование навыков самоконтроля. |
Тематическое планирование.
ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ
№ п/п 1. | Работа над речевым дыханием и слитностью речи:
| Примечание Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Вся работа связана со слуховым восприятием учеников. |
2. | Работа над голосом:
| Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом. |
3. | Работа над звуками речи:
| Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ . |
4. | Работа над ритмом.
| Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи. |
5. | Работа над темпом.
| Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. |
6. | Работа над интонацией.
| Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры. |
7. | Использование невербальных средств коммуникации. | |
8. | Развитие творческих способностей. |
ВТОРОЙ КВАРТАЛ
№ п/п 1. | Работа над речевым дыханием и слитностью речи:
| Примечание Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Вся работа связана со слуховым восприятием учеников. |
2. | Работа над голосом:
| Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом. |
3. | Работа над звуками речи:
| Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ . |
4. | Работа над ритмом.
| Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи. |
5. | Работа над темпом.
| Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. |
6. | Работа над интонацией.
| Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры. |
7. | Использование невербальных средств коммуникации. | |
8. | Развитие творческих способностей. |
ТРЕТИЙ КВАРТАЛ
№ п/п 1. | Работа над речевым дыханием и слитностью речи:
| Примечание Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Вся работа связана со слуховым восприятием учеников. |
2. | Работа над голосом:
| Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом. |
3. | Работа над звуками речи:
| Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ . |
4. | Работа над ритмом.
| Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи. |
5. | Работа над темпом.
| Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. |
6. | Работа над интонацией.
| Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры. |
7. | Использование невербальных средств коммуникации. | |
8. | Развитие творческих способностей. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...
Конспект комплексного физкультурного занятия с элементами фонетической ритмики
Занятие для старшей логопедической группы...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
Учебно – методическое пособие: « Фонетическая ритмика в работе логопеда».
Система упражнений...
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
«Фонетическая ритмика».
Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....
Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"
Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритм...