Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраст (5-7 лет) в условиях реализации ФГОС ДО
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопедический кабинет..
Коррекционно-речевая работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется учителем-логопедом с учетом программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».
Занятия с логопедом — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Настоящая Программа описывает курс занятий по исправлению звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya-logopeda.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя-логопеда
по коррекции звукопроизношения у детей
старшего дошкольного возраст (5-7 лет)
в условиях реализации ФГОС ДО
Разработчик:
А.С.Дмитриенко
учитель-логопед
Содержание.
1. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..............3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы ...............................................6
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Система коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР..........8
2.2. План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению ........11
2.3.Индивидуальная или подгрупповая образовательная деятельность для
детей с ФФН ................ ................................................................................................16
2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ......................................22
2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников ...24
3. Организация предметной среды речевого развития детей ............................25
4. Список литературы ................................................................................................26
1. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда гимназии имени Ф.К.Салманова (дошкольное отделение).
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопедический пункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на педагогическом совете и утвержденном заведующим МДОУ.
Коррекционно-речевая работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется учителем-логопедом с учетом программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».
Занятия с логопедом — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Настоящая Программа описывает курс занятий по исправлению звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты.
Цель Программы: построение системы коррекционно-развивающей работы для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, ФНР в возрасте от 5 до 7 лет, осуществления своевременного и полноценного личностного развития и предупреждения возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Основные задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- изучение уровня и динамики речевого развития дошкольников;
- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- развитие коммуникативно-познавательных процессов речевых способностей, успешности в общении.
Отличительной особенностью данной Программы является ее индивидуальный подход к организации занятий по исправлению звукопроизношения детей с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, скорости усвоения материала.
Продолжительность индивидуальных занятий составляет 15-20 минут, подгрупповых занятий - 20-25 минут
Исходной теоретической и методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е.Левиной (о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального образования), В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.
Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
- воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом;
- опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
- учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
- учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
- поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции (мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков); оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
- учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонение, индивидуален;
- взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей результатов освоения данной программы, осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Логопедическое обследование в ДОУ в первую очередь проводится у детей в возрасте 5-6 лет, а остальные дети обследуются в течение года.
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
При проведении логопедической диагностики учитываются следующие принципы:
- принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка (всестороннее обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторно-психологической базы);
- принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных, вторичных);
- принцип динамического изучения (учет зоны актуального и ближайшего развития);
- принцип качественного и количественного анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Объектом изучения при обследовании является речь и ее моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста.
Диагностика речи детей носит комплексный характер и проводится учителем-логопедом с использованием специальных методик и диагностического материала (иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста Иншаковой О.Б., иллюстрированную методику логопедического обследования Волковской Т.Н., элементы методики Фотековой Т.А., тестовую методику Колесниковой Е.В.(все возрастные группы).
При проведении диагностики учитываются возрастные особенности дошкольников.
Приёмы диагностического изучения:
- Сбор анамнестических данных
- Беседы с родителями
- Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
- Беседа с детьми.
- Беседа с воспитателями
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звуко-слоговой структуры
- Грамматический строй речи (словоизменение и словообразование)
- Словарный запас
- Фразовая и связная речь
При успешной коррекционно-логопедической работе дети должны научиться:
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов с исправленными звуками, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи исправленными звуками в простых распространенных и сложных предложениях, при пересказе, в диалогической речи;
• владеть навыками словообразования с исправленными звуками: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;
• грамматически правильно оформлять фонетическую сторону самостоятельной речи в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий с правильным их произношением (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
Ожидаемый результат реализации рабочей программы: соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Система коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР
Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР).
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
К ФФНР, осложненному стертой формой дизартрии и сложной дислалии отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей с ФФНР и ФНР, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты
Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
На занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.
Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:
1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?)
3. Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед каким?)
На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.
Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану:
1. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Назови первый, второй, третий?);
2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;
3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного;
4. Фонематический анализ слова.
В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:
1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).
2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)
3. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).
4. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).
5. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).
6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.)
7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).
8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива).
9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.)
10. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится:
1. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание;
2. На основе собственного произношения;
3. На основе слухопроизносительных представлений.
Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.
Дети с ФФНР данной возрастной категории при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами, облегчающими и направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания.
Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и «свёртывания» смоделированного плана:
Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);
Составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;
Составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию; Составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине;
Составление рассказа по серии сюжетных картин;
Пересказ рассказа с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда, по нарисованному ребенком плану, по плану-схеме.
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
Самостоятельное составление рассказа на заданную тему; пересказ
Организация индивидуальных занятий
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий.
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д.
4. Постановка звуков разными способами.
5. Автоматизация звуков в речи.
6. Дифференциация звуков в речи.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.
2.2. План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению.
I. Подготовительный этап.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
Работа ведётся в двух направлениях:
- Упражнения на развитие фонематического слуха.
Цель: научить ребёнка выделять корригируемый звук на слух, узнавать его в словах.
Упражнения на выделение звука на слух:
- Учитель произносит звуки (слоги, слова), ребёнок узнаёт звук (слоги, слова с заданным звуком) и реагируют, как задано (хлопнуть, свиснуть, топнуть, поднять символ и др.).
- Логопед показывает и называет картинки. Дети отбирают картинки с заданным звуком.
- «Четвёртый лишний», «Третий лишний». Найти картинки в названиях, которых есть заданный звук.
Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:
- «Определи место звука в слове» (начало, середина, конец; 1, 2, 3…)
2. Упражнения для подготовки артикуляционного уклада данного звука. Дыхательные упражнения для выработки правильной воздушной струи.
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на выработку основных движений и положений органов артикуляции: губ, нижней челюсти, языка. Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится работа над выработкой направленной воздушной струи.
Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные артикуляционные движения. Далее эти движения формируются с помощью подготовительных упражнений. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
для свистящих:«Лягушата», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Расчёска», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; «Фокусник»
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет», «Фокусник»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка», «Пароход гудит», «Самолёт летит».
Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков.
Последовательность:
-свистящие [С], [3], [Ц], [С’], [3']
- сонор [Л']
- шипящий [Ш]
- шипящий [Ж]
- сонор [Л]
- соноры [Р], [Р']
- шипящие [Ч], [Щ]
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
С физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса, установление элементарных нервных связей. На данном этапе подготовка и закрепление отдельных артикуляционных движений соединяются в единый артикуляционный уклад, необходимый для правильного произнесения исправляемого звука.
Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, О.В.Правдиной, Л.С.Волковой.
Способы постановки:
1. По подражанию.
При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения. Необходимо ввести игровые приёмы.
Например, при постановке звука [с] используются игровые приёмы:
- насосом накачиваем колесо [с-с-с-с-с];
- дует холодный ветер [с-с-с-с-с];
- сдувается шарик [с-с-с-с-с] и другие.
2. Постановка звука с механической помощью.
В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т.е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, шпателя или средства-заменители (плоская ручка чайной ложки, зубной щётки, соска, палец ребенка…).
3. Смешанный способ.
Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука (и по подражанию, и механический).
- Обходной способ (от сохранных звуков)
При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук даже детям с тяжелыми нарушениями речи.
Только получив правильное изолированное произнесение звука, мы переходим к его автоматизации.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
а) [С], [С'], [3], [3'], [Ш], [Ж], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных.
Примечание: звонкие согласные [З], [Ж], [З'] не автоматизируются в обратных слогах.
При дизартрии - сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию
3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ними. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.
5. Дифференциация звуков.
Дифференциация – сопоставление данного звука с другими артикуляционно или акустически близкими ему звуками.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно:
[С] – [З], [С] - [С'], [С] – [Ц], [С] – [Ш];
[Ж] – [З], [Ж] – [Ш];
[Ч] – [Т'], [Ч] – [С'], [Ч] – [Щ];
[Щ] – [С'], [Щ] – [Т'], [Щ] – [Ч], [Щ] – [Ш];
[Р] – [Л], [Р] – [Р'], [Р'] – [Л'], [Р'] – [Й], [Л'] – [Л].
Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях и текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи.
6. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Задачи:
- добиться правильного произношения звука в самостоятельной, спонтанной речи;
- укреплять самоконтроль (помощь воспитателей, родителей, учителей).
Составление рассказов по сюжетной картинке, по серии картинок на определённую тему. Различные речевые игры (логопедическое лото, домино).
В случаях искажения, замены, отсутствия звука проводятся все этапы. В случае смешения можно начать с третьего и даже с четвёртого этапа.
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- Лексические и грамматические упражнения.
- Нормализация просодической стороны речи.
- Обучение рассказыванию.
Программа не является статичной по своему характеру. Содержание работы может видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Тематическое планирование индивидуальной образовательной деятельность по формированию звуковой стороны речи.
Период | Содержание работы |
1 | Подготовка к постановке звука Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. |
2 | Постановка и первоначальное закрепление звуков [к],[к'], [х], [х'], [j], [ы], [с], [з], [ц], [с'], [з'], [л'], [ш], [ж], [л], [р], [р'] и др. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. |
3 | Формирование практически правильной речи. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Закрепление правильного произношения звуков. Различение звуков на слух: гласных, согласных в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. |
4 | Дифференциация правильно произносимых звуков. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей. |
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
Контрольные параметры:
- Правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях.
- Четкое звукопроизношение.
- Дифференцирует все изученные звуки.
- Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.
- Умеет согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)
2.3. Индивидуальная или подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН
Содержание
- Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.
- Понятие звук, слог, слово.
- Знакомство с протяжённостью слов.
- Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э].
- Интонационное выделение звуков в слоге, слове.
- Согласные звуки [П], [П'], [Т], [К], [К'], [Л'], [С], [С'], [3], [3'], [Б], [Б'], [Г], [Г'], [Т'], [Д'], [Д], [Ш], [Л], [Ж],[Р], [Р'].
- Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.
- Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.
- Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
- Определение отличия в названиях картинок.
- Определение места заданного звука в слова
- Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.
- Умение подбирать слова с заданным звуком.
- Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.
Составляющие качества образования
Предметно-информационная составляющая | Элементарное представление о звуках окружающего мира. Представление о слове, слоге и звуке. Знание о протяжённости слов. Знание артикуляции звуков, их образных аналогов. |
Деятельностно-коммуникативная составляющая | Умение определить по слуху звучащий предмет и назвать его. Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука. Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова. Умение различать фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам. Умение определять отличия в названиях картинок. Умение определять место заданного звука в слова Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками. Умение подбирать слова с заданным звуком. Умение анализировать и синтезировать короткие слова, состоящие из 2-6 звуков с помощью специальных символов |
Ценностно-ориентационная составляющая | Желание подражать звукам окружающего мира, играть со звуками. Желание правильно произносить звуки. Переживание радости при открытии новых знаний о звуках. Ощущение эмоционального комфорта при общении со сверстниками и педагогами во время совместной деятельности |
Тематическое планирование занятий по формированию фонетической стороны речи
у детей 5-7 лет с ФФН
1 период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
№ | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов |
1 | Развитие слухового восприятия | Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру Различение близких по звуковому составу слов. | 1 |
2 | Звук[У] и буква У | Выделение начального ударного гласного; употребление в речи именительного и родительного падежей единственного числа существительных. | 1 |
3 | Звук[А] и буква А Звуки [А], [У] | Анализ звукового ряда из 2-х гласных; употребление косвенных падежей имен существительных в единственном числе ; соотнесение существительных с числительными: один, одна, одно. | 1 |
4 | Звук[И] и буква И | Анализ звукового ряда из 3-х гласных; упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями -и, -а. | 1 |
5 | Звуки [П], [П'] буква П | Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов; согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе | 1 |
6 | Звук[Т] и буква Т | Звуковой анализ обратных слогов; согласование количественных числительных с существительными в именительном и винительном падежах. | 1 |
7 | Звуки [К] и [К’] буква К Звуки [П]-[Т]-[К] | Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые; упражнения в употреблении родительного падежа единственного числа. | 1 |
8 | Звук[О] и буква О | Выделение гласных из середины односложных слов; упражнение в образовании и употреблении родительного падежа мн. числа существительных. | 1 |
9 | Звук [Л’]. | Закрепление представлений о мягкости; согласных; упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего рода и соотнесение притяжательных | 1 |
10 | Звуки [Х] и [Х’] буква Х. Звуки [К], [Х] | Четкое произнесение и различение звуков. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Закрепление понятия мягкий согласный. Закрепление согласования количественных числительных в косвенных падежах и существительных - договаривание предложений. | 1 |
11 | Звук[ы] и буква ы Звуки [ы], [и] | Закрепление правильного произношения звука. Звуковой анализ слов без стечения согласных. Воспроизведение звуковых рядов со звуком [ы].Закрепление образования и употребления притяжательных прилагательных с суффиксом -ий-. Закрепление образования относительных прилагательных. | 1 |
12 | Звуки [М] и [М’] буква М | Произнесение и различение звуков. Звуковой анализ и синтез слов. Преобразование деформированной фразы. Большая буква. | 1 |
2 период
(декабрь – февраль).
№ | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов |
Звук [С] и буква С | Учить правильно произносить звук [С]. Закреплять навыки звукового анализа односложных слов без стечения согласных. Упражнять в звуковом анализе и синтезе двусложных слов с двумя прямыми открытыми слогами. Упражнять в делении слов на слоги, в словообразовании относительных прилагательных и согласовании прилагательных с существительными. | 1 | |
Звуки [С] – [С’] | Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также в образовании притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. | 1 | |
Звук [Н], буква Н | Учить правильно произносить и выделять из слов изучаемый звук, определять его позицию в слове. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов. Упражнять в словообразовании сложных слов, употреблении предлогов на, с, со. | 1 | |
Звук [З] и буква З Звуки [З] – [З’] | Учить правильно произносить и выделять из слов изучаемый звук, определять его позиции в словах, учить проводить звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза двусложных слов с двумя открытыми слогами. Упражнять в употреблении предлогов за, из-за. | 1 | |
Звуки [С] – [З] | Учить правильно произносить и различать изучаемые звуки, проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, оперируя такими понятиями как звонкий и глухой согласный звук, твёрдый – мягкий согласный звук, гласный звук. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в употреблении предлогов в различного типа предложениях. Закрепление употребления предлогов за, из-за. | 1 | |
Звук [Б] и буква Б Звуки [Б] – [Б’] | Учить правильно произносить, выделять из слов и определять позицию заданного звука в слове. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов со стечением согласных. Упражнять в образовании слов уменьшительно-ласкательного значения. Знакомство с ударением. | 1 | |
Звуки [П] – [Б] | Учить различать на слух и правильно произносить изучаемые звуки, определять позицию звуков в слове и проводить звуковой анализ и синтез одно- и двусложных слов со стечением согласных.. Упражнять в употреблении предлогов под, из-под, подборе антонимов. Упражнять в составлении предложений по опорным словам. | 1 | |
Звук [В] и буква В | Учить правильно произносить и выделять изучаемый звук из слов, определять позицию заданного звука в словах, подбирать слова к заданной схеме. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов. Упражнять в составлении предложений по картинкам, делении их на слова. Упражнять в составлении предложений с предлогом в. | 1 | |
Звук [Д] и буква Д Звуки [Т] – [Д] | Учить правильно произносить звук [Д], выделять его на слух и определять позицию в словах, проводить звуко-слоговой анализ двусложных слов с одним прямым открытым и одним закрытым слогами. Упражнять в употреблении предлогов над, под, из-под, в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ок-, -ек-, -ик-. | 1 | |
Звуки [Т’] – [Д’] | Учить правильно произносить и различать на слух изучаемые согласные звуки. Закрепить понятия о звонких и глухих согласных звуках, о мягкости согласных, о правописании сомнительных согласных в конце слов. Упражнять в образовании и употреблении приставочных глаголов, в словообразовании названий детенышей животных, употреблении косвенных падежей единственного и множественного числа существительных. | 1 | |
Звуки [Г] – [Г’]. Буква Г. Звуки [К] – [Г]. | Учить правильно произносить, различать на слух изучаемые звуки. Закрепить умения проводить звуко-слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных, образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. | 1 | |
Звук [Э] и буквы Э, Е | Учить печатать слова и предложения, проводить словесный анализ предложений и составлять схемы предложений. Упражнять в словообразовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными. | 1 | |
Звук [Л] и буква Л Звуки [Л] – [Л’] | Учить правильно произносить звук [Л] и выделять его на слух из слов и предложений. Закрепить навыки проведения звуко-слогового анализа слов со стечением согласных. Упражнять в преобразовании форм настоящего времени глаголов в прошедшее, в подборе родственных слов. | 1 | |
3 период (март – май) | |||
№ | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов |
1. | Звук [Ш] и буква Ш Звуки [С] – [Ш] | Учить правильно произносить и выделять из слов звук [Ш]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, умений проводить анализ словесного состава предложений. Упражнять в словообразовании существительн., обозначающих детенышей животных, в образовании форм винительного падежа существительных, в образовании слов с уменьшительным значением. | 1 |
2. | Буква Я | Познакомить с буквой Я. Закрепить представления о мягкости согласных. | 1 |
3. | Звук [Р] и буква Р | Учить правильно произносить и выделять на слух звук [Р], определять его позицию в словах. Закрепить навыки звукового анализа и синтеза слов. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам, в правильном употреблении глаголов настоящего времени по лицам. Упражнять в пересказе коротких текстов. | 1 |
4. | Звук [Р’] Звуки [Р] – [Р’] | Закрепить правильное произношение и навык выделения из слов звука [Р’]. Упражнять в словообразовании отглагольных прилагательных и согласовании их с существительными, образовании приставочных глаголов. | 1 |
5. | Звуки [Р] – [Л] | Учить правильно произносить и различать изучаемые звуки, проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов. Упражнение в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры. Словообразование страдательных причастий прошедшего времени . Составлении рассказа по серии сюжетных картин. | 1 |
6. | Звук [Ж] и буква Ж Звуки [Ж] – [З] | Учить правильно произносить и выделять из слов звук [Ж]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов. Различение звуков [Ж] – [З]. Упражнения в употреблении предлогов за, из-за, из-под, через, между. | 1 |
7. | Звуки [Ж] – [Ш] | Учить правильно произносить и различать изучаемые звуки, проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов. Закрепление знаний о животных, их детенышах. Образование родственных слов. | 1 |
8. | Звук [Ц] и буква Ц Звуки [С] – [Ц] | Закрепление правильного произношения звука. Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением . Составление предложений с данным словом. Деление их на слова. Различение звуков [С] – [Ц]. | 1 |
9. | Звук [Ч] и буква Ч Звуки [Ч] – [Т’] - [С’] | Закрепление правильного произношения звука. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образование, подбор родственных слов. | 1 |
10. | Буква Ю | Мягкие согласные. Обозначение мягкости при помощи гласных. Закрепление ударения. | 1 |
11. | Звуки [Ф] – [В] Буква Ф | Произнесение и различение звуков [Ф] – [В]. Упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений. Пересказ рассказа. | 1 |
12. | Звук [Щ] и буква Щ Звуки [Щ] – [С’]- [Ч] – [Т’] | Закрепление правильного произношения звука. Образование и практическое употребление в речи действительных причастий настоящего времени. Упражнение в употреблении увеличительных суффиксов существительных. Различение звуков [Щ] – [С’]- [Ч] – [Т’] | 1 |
13. | Мягкие и твердые согласные. | Различение твердых и мягких согласных. Основные способы выражения мягкости согласных. Обогащение лексики синонимами. Составление предложений. | 1 |
Контрольные параметры:
- Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.
- Дифференцирует понятия «звук – слог - слово».
- Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.
- Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова
- Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов
- Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры
- Называет картинки и определяет отличия в названиях
- Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке
- Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.
- Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.
- Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)
- Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками
2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность педагогов и специалистов детского сада (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а также родителей. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Для улучшения речевой ситуации в группах, в работе с воспитателями используются такие формы: индивидуальные беседы, консультации, семинары, обсуждение проблем на педсовете. Советы и рекомендации учителя-логопеда оформляются в виде буклетов, памяток.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
речевое и языковое развитие.
Психолог:
- психодиагностика;
- выявление компенсаторных возможностей;
- тренинговые упражнения.
Воспитатель:
- автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
Музыкальный руководитель:
- элементы логоритмики;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- музыкотерапия;
- развитие общей и мелкой моторики.
Инструктор по физической культуре:
- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие основных видов движения.
При составлении индивидуальных перспективных планов учитель-логопед учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом – очень актуальны.
Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребенка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы. Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребенка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи. Учитель-логопед также рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трех слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – «смешинок».
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. Слушая музыку, ребенок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов. Учитель-логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность, При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.
С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития детей на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов детского сада достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.
Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед осуществляет в ДОУ профилактическую работу по предупреждению нарушений речи (консультации, семинары, семинары-практикумы и т.д. для педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей).
2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: собраний, групповых и индивидуальных консультаций, бесед, круглых столов, создание информационных стендов. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными формами, в том числе такими, как родительская гостиная, индивидуальные практикумы по обучению родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме.
Для эффективного преодоления речевых недостатков у дошкольников необходимо объединить усилия всех участников коррекционно-образовательного процесса вокруг ребенка с речевыми проблемами с целью преодоления нарушений речи.
3. Организация предметной среды речевого развития детей
Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используется материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:
- Предметные картинки.
- Логопедическое лото.
- Карточки для звукового анализа.
- Тетради для автоматизации разных звуков.
- Звуковые кубики.
- Набор текстов для автоматизации звуков.
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки.
- Символы артикуляционной гимнастики.
- Игры для звукоподражания.
- Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции.
- Профили артикуляционного аппарата.
- Картинки для уточнения слоговой структуры слова.
- Зрительные символы гласных и согласных звуков.
- Буквы.
- Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми. Тематические папки: «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Растения», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Морские обитатели, рыбы», «Времена года», «Профессии», «Инструменты», «Электроприборы», «Транспорт».
17 Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.
18 Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.
4. Список литературы
.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение /Развитие диалогического общения/.– М. «Мозаика-синтез», 2004
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение /Формирование грамматического строя речи/.– М. «Мозаика-синтез», 2004.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.
- Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. – М., 2006.
- Грибова О.Г. Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду – М., 2004.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н.Логопедическое обследование детей 2-4 лет. – М., 2004.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург: Изд-во АРТ ЛТД, 1999.
- Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. Тесты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
- Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Логопедия для дошкольников. – М., 2001./ 4 альбома/
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб, 2003.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. – М., 2003.
- Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. – М. Ювента, 2004.
- Колесникова Е.В. Тесты для детей 4 лет. – М. Ювента, 2004.
- Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М. Ювента, 2004.
- Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М. Ювента, 2004.
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. – М., 2005.
- Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб, 2003.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М. «Мозаика-синтез», 2005.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. «Мозаика-синтез», 2005.
- Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом. – Ярославль, 2002.
- Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. – СПб. «Детство – пресс», 2002.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2002.
- Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. – Аст-Сталкер, 2004.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М. «Мозаика-синтез», 2004.
- Смирнова Л.Н. Логопедия при заиканиях. – М. «Мозаика-синтез», 2006.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – Москва-Воронеж, 2002.
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2002.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2005.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи.- М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС
Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современн...
«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...
Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"
Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...
Рабочая программа учителя-логопеда "Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ФФНР)"
Данна программа разработана для коррекции речевых звуков у детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Программа создана только для индивидуальных занятий. Срок р...
Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...
«Методические рекомендации по использованию мультипликационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД в условия реализации ФГОС»
В век информационного прогресса компьютерные технологии быстро входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые...
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...