Из опыта работы «Лэпбук как часть развивающей предметно-пространственной среды»
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Лещева Анна Васильевна

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только во время образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы: «Лэпбук как часть развивающей предметно-пространственной среды»

 

 «Не давите на ребенка,
а ставьте пред ним такие задачи,
 которые он способен выполнить»
А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Важную роль в достижении целевых ориентиров ДО играет развивающая предметно–пространственная среда.

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только во время образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Помочь в этом может лэпбук. Лэпбук (lapbook) – это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Лэпбук:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию как индивидуально, так одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

1.      Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

2.      Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем  книжку.

3.      Ребенок старшего дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к дальнейшему  обучению в школе.

4.      Лэпбук хорошо подходит для работы в группах компенсирующей направленности, так как там присутствуют дети с разным уровнем развития. Можно выбрать задания под силу каждому.

5.  Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Работа с лэпбуком является отличным способом закрепления определенной темы с детьми. Позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

 

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе, провести эксперименты по выращиванию растений из семян.

В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарь, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

  • способствует систематизации материала по изучаемой лексической теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
  • способствует организации индивидуальной работы с ребенком и организации самостоятельной деятельности.
  • обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
  • способствует творческой самореализации педагога

В заключении хочется отметить, на мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.

Учитель-логопед Лещева А.В.

МБДОУ ДС КВ №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Проект «Уголок природы – как часть развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ»

В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от взрослых, поэтому необходимо привле...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"...

Лэпбук как часть развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО и ФОП ДО к развивающей предметно – пространственной среде в детском саду, каждый педагог ищет свои подходы к её оформлению. Одним из таких подходов...

Выступление из опыта работы « Экологическая тропа, как часть развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ"

Развивающая предметно пространственная среда территории образовательного учреждения - это как бы его визитная карточка, и она  является одной из составляющих образовательного пространства дошколь...