Опыт работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Уралова Татьяна Борисовна

В материале рассказывается об особенностях работы с детьми ОВЗ, приведены основные направления работы воспитателя, по коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_detmi_ovz_v_usloviyah_dou.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в условиях ДОУ (из опыта работы воспитателя Ураловой Татьяны Борисовны)

 

« У каждого из нас есть то,

Что мы можем дать другим;

Каждый из нас может изменить мир.

( Цитата из книги

«Первые шаги к инклюзии»»

Ключевым принципом в  ФГОС ДО  является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого ребенка, и, следовательно обучение должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого из них. Вся  моя работа с детьми ОВЗ построена на системном подходе к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими возможностями.

Цель  работы с детьми ОВЗ – использование методов и форм организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню развития и коррекции личности воспитанника с ОВЗ.

Задачи:

Обеспечить равное отношение ко всем детям.

Воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям ОВЗ.

Дать полноценное  качественное  образование.

Обеспечить социализацию детей.

В соответствии с поставленным диагнозом и рекомендациями  ЦПМПК ,учетом психофизических особенностей ребенка, в соответствии образовательной программы ДОУ, с учетом общеобразовательной программы  дошкольного  образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой, составила ИОМ ( индивидуальный образовательный маршрут), для каждого ребенка.

Чтобы создать  ИОМ  ребенка ОВЗ. Наблюдала, беседовала  с ребенком, диагностировала ( только с письменного разрешения родителей) проблемные и успешные зоны развития, а затем работала над индивидуальным подбором заданий и занятий. Дети были включены в разные формы обучения и воспитания: фронтальные, подгрупповые, индивидуально коррекционные занятия.

ИОМ  включает следующие направления смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно – действенного мышления до словесно – логического, расширение и накопление пассивного словаря, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания. Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий в образовательном процессе  использовала следующие формы работы.

Основные направления коррекционной работы

Формы работы

Время в режиме дня

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

В течение дня

Гимнастика с включением упражнений для профилактики осанки  и плоскостопия

После дневного сна «Гимнастика пробуждения»

Упражнения на развития внимания,мышления, упражнения на закрепление звукопроизношения,слоговой структуры слова, лексико- грамматически дидактические игры и упражнения

2 половина дня  «коррекционный час»

Организованная образовательная деятельность ( в соответствии с планированием). Включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности.

По расписанию ООД

Коррекционная работа воспитателя в совместной деятельности с ребенком в режимных моментах, по организации трудовой, игровой, познавательно – исследовательской деятельности, продуктивной, чтение художественной литературы.

В течение дня по плану образовательной работы

Контроль свободного общения с ребенком, закрепление речевых и коммуникативных навыков свободной деятельности ребенка в повседневной жизни.

В течение дня

С  учетом требований ФГОС ДО при оценке динамики продвижения ребенка, не сравниваю его ресурс с достижениями других детей, а с его собственными достижениями на предыдущем этапе развития.  Индивидуальную работу я провожу с детьми во второй половине дня.

Работа с родителями

Дата

Формы и методы

Содержание работы

Каждый  месяц

Индивидуальные встречи с родителями

Беседы о развитии ребенка, его интересах, способностях и отрицательных черт характера

Каждый четверг

Родительские пятиминутки

Индивидуальные консультации специалистов (воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра)

1 раз в месяц

Индивидуальные консультации

Познакомить родителей с проблемами и успехами по усвоению ребенком программы

Мир « особого» ребенка безобразен и красив неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он  арессивен?  Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих. (Наталья Калиман)

Давайте не забывать не забывать то, что каждый имеет право на жизнь, радость и любовь, ведь кому, как ни нам, людям помнить об этом!

Список методической литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (5 -6 лет). Старшаая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

.

Дыбина О.В., ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (5 -6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Комарова Т.С., ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (5-6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Помораева И. А., Позина В. А., ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников».

Бояркова Н. Ю., Косицина М. П., Коррекционная педагогическая работа в детском саду для детей ЗПР,, - Секачев, 2007

Словарь:

Инклюзивное образование – « включение в себя» Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленная на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития.

Зоны ближайшего развития (ЗБР) – теоритический конструкт, (научный анализ, обобщение) введенный Л. Выготским в начале 1932 – 1934 для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребенка.

Толерантность – это концепция проявления уважения к другой расе, религии, полу, мнению или идеологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с родителями по созданию условий для двигательной активности детей на прогулочном участке.

опыт работы по физическому развитию на участке группы в различные сезоны....

Опыт работы по теме «Создание педагогических условий для формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста»

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными  и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез зад...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Опыт работы с детьми с РАС в условиях модели "Ресурсная группа"

В данной статье представлен опыт работы с детьми с РАС в условиях модели «ресурсная группа». Коррекционная работа с детьми с РАС предусматривает строго индивидуальный подход к обучению каж...

Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время наблдается значительное увеличение количества детей с диагнозом "растройство аутистического спектра" (РАС). Нашу группу кратковременного пребывания для детей с ограниченным...