Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья
Предварительный просмотр:
Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Одна из задач в ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого ребенка, и, следовательно, обучение должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого из них.
В нашем детском саду имеется группа компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Данную группу уже второй год посещает ребенок с диагнозом - умственная отсталость.
Работа с данным ребенком построена в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
На данной группе ведущим специалистом является учитель – дефектолог. Работу учитель – дефектолог выстраивает при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и воспитателями, которые выделили следующие направления работы с данным ребенком.
• Социализация в ДОУ
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую я, как воспитатель ставлю перед собой, это включение данного ребенка в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Эта же задача решается мною и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности ребенка.
По моим наблюдениям, ребенок, придя в новую группу испытывал трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение давалось ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).
Поэтому, нам воспитателям, необходимо предусмотреть увеличение времени, отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).
• Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.
Для устранения дефицита сенсорного развития, предлагаю использовать больше сенсорного материала, сенсорных игр («Собери пирамидку», «Оденем куклу», «Чудесный мешочек» и др., расширять практическую деятельность.
• Моторное развитие.
По моим наблюдениям, у ребенка с УО возникали трудности с арсеналом (запасом) двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений.
Мы можем наблюдать нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы.
Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.
Соответственно при планировании работы с ребёнком УО уделяю внимание моторному развитию.
Считаю, что полезными будут различные упражнения, игры на развитие способности чувствовать положение тела. Например, игры – подражания, имитации (имитационные упражнения «Бабочка летает», «Рыбка плавает», «Мячик подпрыгивает» и др.)
• Развитие познавательной деятельности.
У ребенка с УО внимание неустойчивое, рассеянное, ребенок с трудом переключаются с одной деятельности на другую, поэтому при планировании работы включаю игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения («Найди отличия», «Найди два одинаковых» и др., произвольного внимания и памяти («Летает - не летает, «Съедобное – не съедобное») способности распределять и переключать внимание «Запоминай порядок» «Запрещенные движения» и др., ориентироваться в пространстве («Вверху –внизу», «Где игрушка?» и др.).
• Развитие игровой деятельности.
Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у ребенка развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.
• Формирование бытовых навыков.
Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков, что и было заметно у ребенка с УО.
У ребенка с УО частично были развиты навыки одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. Данные навыки мы тренировали как как в повседневной жизни, так и играх, и упражнениях. Но и не обошлось без помощи родителей, ведь родители каждый день повторяли данные навыки дома.
• Взаимодействие с родителями.
Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку включиться в жизнь.
При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.
Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.
ВЫВОД. Работа с ребенком УО - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.
Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все.
И поэтому, своевременная, квалифицированная помощь детям с ограниченными возможностями на уровне ДОУ является важным неотъемлемым звеном в системе интеграции в социум, важным фактором в их развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...
«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...
«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...
Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»
Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...
ОСВОЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физическо...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей и тематического плана ООП ДО МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма».Мероприятия проводятся...
Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....