Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР II-III ур р р.) Тема: «Знакомство с согласными звуками М и Мь и буквой М.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
МО «ДСОШ» дошкольное отделение.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР II-III уровень речевого развития)
Подготовила: учитель-логопед Вохрушенкова Е.В.
Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М);
Образовательные задачи:
- характеристика звука с использованием схем;
- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;
- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
-выделение заданного звука из потока звуков; - закреплять умение отвечать на вопросы;
- познакомить с буквой М;
- активизировать словарь;
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
-воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе;
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы « М» ( шрифт чёрный), кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки с матрешками. схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.
Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.
Ход занятия:
Звенит колокольчик (логопед даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом. - доброе утро ребята, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)
I. Организационный момент:
- Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А, О, У, ) в начале, кто придумает слово со звуком Ы. – Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений). Повторение изученного материала: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их. А, О, У, Ы. - Они какие? - Гласные. - почему мы их так называем? - Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия. - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным. II.
Введение в тему:
- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно: 1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь) Появляется соответствующая картинка Следующая загадка: 2. Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (машина) Появляется соответствующая картинка. Слушайте третью загадку: 3.В подполье, в коморке Живет она в норке, Серая малышка Кто же это? (Мышка.) Появляется соответствующая картинка. Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка) - А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М) - Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)
Характеристика звука (М) – по схеме - Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) . - Что происходит с нашими губами? - Они сначала смыкаются, а потом размыкаются. - Что происходит с нашими зубами? - они смыкаются. - Где находится язык? (за зубами) - Да, а воздух выходит свободно? - нет, воздух встречает преграду - Что ему мешает? - губы. - Звук (М) какой? - согласный, твёрдый. - каким мы его обозначаем цветом? -Синим. ( в –ль выставляет кружок синего цвета) - у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь) - как мы его произносим – мягко, значит это звук какой? - согласный , мягкий. - каким цветом мы его обозначаем? - зелёным. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)
- А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни» ( я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.
Физкультурная минутка. Игра с мячом « Скажи наоборот» ( в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)
Определение места звука (М) в слове. Игра «Подарок для Матрешки».
- Ребята, к нам в гости пришли Матрешки они очень любят звук М. Вы можете подарить матрёшкам подарки - новые передники. Первой матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в начале слова. Второй матрёшке, которая стоит в середине, подойдут передники с картинками, в названии которых звук М находится в середине слова. Последней матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в конце слова. Дети по очереди называют картинки на передниках, определяют место звука М в слове и накладывают передник на матрёшку, которой он предназначен. (Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( малина, мак, машина, морковь, масло, мыло, ромашка, лимон, панама, сумка, смородина, самокат, аквариум, дом, сом, ком, альбом, том).)
Гимнастика для глаз.
- Ребята, помните весёлую гимнастику гномиков для глаз, давайте её выполним. Посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.
Знакомство с буквой М.
- Ребята, что мы можем сказать про звуки? - Мы их слышим и произносим. - А буквы ? - Пишем.
- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она. (Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.) - На что похожа буква М? (ответы детей) - А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. - Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. - Молодцы. Игра «Почини букву». -Посмотрите, буква М пришла к нам сегодня не одна, но ее сестренки близняшки «сломались» по дороге. Давайте починим буквы. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. (Дети делятся на 2 команды и каждая команда сообща собирает букву).
Рефлексия: - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? - С буквой М (м). - Какой звук она обозначает? - Звук [ м ]. - Какой это звук? (согласный) - А согласный звук бывает каким? ( твёрдым и мягким) - Правильно. - А что вам больше понравилось? - Что интересного запомнилось? -Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и поместите его на доске. (Дети крепят на доску смайлики). - Вы очень хорошо работали, молодцы! – До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_m.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «ДСОШ» дошкольное отделение
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М»
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР II-III уровень речевого развития)
Подготовила: учитель-логопед
Вохрушенкова Е.В.
Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М);
Образовательные задачи:
- характеристика звука с использованием схем;
- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;
- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;
- закреплять умение отвечать на вопросы;
- познакомить с буквой М;
- активизировать словарь;
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы и звука « М» ( шрифт чёрный), кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки с матрешками. схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.
Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.
Ход занятия:
Звенит колокольчик (логопед даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.
- доброе утро ребята, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)
I. Организационный момент:
- Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А, О, У, ) в начале,
кто придумает слово со звуком Ы.
– Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений).
Повторение изученного материала:
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Ы.
- Они какие?
- Гласные.
- почему мы их так называем?
- Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.
II. Введение в тему:
- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно:
1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)
Появляется соответствующая картинка
Следующая загадка:
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
Появляется соответствующая картинка.
Слушайте третью загадку:
3.В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
Появляется соответствующая картинка.
Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка)
- А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)
- Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)
Характеристика звука (М) – по схеме
- Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
- Что происходит с нашими губами?
- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
- Что происходит с нашими зубами?
- они смыкаются.
- Где находится язык? (за зубами)
- Да, а воздух выходит свободно?
- нет, воздух встречает преграду
- Что ему мешает?
- губы.
- Звук (М) какой?
- согласный, твёрдый.
- каким мы его обозначаем цветом?
-Синим. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)
- у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)
- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?
- согласный , мягкий.
- каким цветом мы его обозначаем?
- зелёным. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)
- А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»
( я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.
Физкультурная минутка.
Игра с мячом « Скажи наоборот»
( в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)
Определение места звука (М) в слове.
Игра «Подарок для Матрешки».
- Ребята, к нам в гости пришли Матрешки они очень любят звук М. Вы можете подарить матрёшкам подарки - новые передники. Первой матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в начале слова. Второй матрёшке, которая стоит в середине, подойдут передники с картинками, в названии которых звук М находится в середине слова. Последней матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в конце слова.
Дети по очереди называют картинки на передниках, определяют место звука М в слове и накладывают передник на матрёшку, которой он предназначен.
(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( малина, мак, машина, морковь, масло, мыло, ромашка, лимон, панама, сумка, смородина, самокат, аквариум, дом, сом, ком, альбом, том).)
Гимнастика для глаз.
- Ребята, помните весёлую гимнастику гномиков для глаз, давайте её выполним. Посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.
Знакомство с буквой М.
- Ребята, что мы можем сказать про звуки?
- Мы их слышим и произносим.
- А буквы ?
- Пишем.
- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.
(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)
- На что похожа буква М? (ответы детей)
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
- Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Молодцы.
Игра «Почини букву».
-Посмотрите, буква М пришла к нам сегодня не одна, но ее сестренки близняшки «сломались» по дороге. Давайте починим буквы. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. (Дети делятся на 2 команды и каждая команда сообща собирает букву).
Рефлексия:
- Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
- С буквой М (м).
- Какой звук она обозначает?
- Звук [ м ].
- Какой это звук? (согласный)
- А согласный звук бывает каким? ( твёрдым и мягким)
- Правильно.
- А что вам больше понравилось?
- Что интересного запомнилось?
-Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и поместите его на доске. (Дети крепят на доску смайлики).
- Вы очень хорошо работали, молодцы! – До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР III ур р р.). Тема: "Зимующие птицы".
Методическая разработка образовательной деятельности детей 6-7 лет с ОНР. Тема: "Зимующие птицы"....
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»
Интеграция образовательных областей:· Социально - коммуникативное развитие.· Познавательное развитие.·...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».
Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....
КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Что мы знаем о космосе».
КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Чт...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (компенсирующей направленности ) на тему: «Саранск- столица Мордовии».
Модель НОД рекомендована воспитателям груп компенсирующей направленности по лексической теме "Наш город"....
Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира на тему "Федорино горе" в рамках лексической темы "Посуда".
В данной методической разработке используют формы работы направленные на закрепление знаний детей по лексической теме "Посуда", коррекцию речевого развития детей с ОВЗ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ах, зима - красавица!»
Цель:· Развитие слухового внимания· Развитие речевого дыхания и голоса·...