Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира на тему "Федорино горе" в рамках лексической темы "Посуда".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данной методической разработке используют формы работы направленные на закрепление знаний детей по лексической теме "Посуда", коррекцию речевого развития детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_fedorino_gore.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подбельск
муниципального района Похвистневский Самарской области
План – конспект
совместной непосредственно образовательной деятельности
«Поможем Федоре вернуть посуду»
в старшей группе
компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ
Воспитатель:
Панасенко
Марина Александровна
Март 2014 года.
Тема недели: «Посуда, продукты питания».
Тема дня: «Посуда».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: совершенствование представлений детей по лексической теме «Посуда».
Образовательные области | Задачи | |||
Коррекционно-развивающие | Коррекционно-обучающие | Коррекционно-воспитывающие | Целевые ориентиры | |
«Познавательное развитие» | Повышать познавательную активность, интерес через участие в предлагаемых видах деятельности. Развивать внимание, память логическое мышление посредством дидактических игр «Чего не хватает?», рассматривания иллюстраций к сказкам. | Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении, материалах из которых она изготовлена. Закреплять у детей знание обобщающего понятия «посуда» и ее классификацию: кухонная, столовая, чайная посредством дидактических игр «Собери картинку», «Чего не хватает?», «Один – много». Совершенствовать количественный счёт. | Воспитывать интерес к заданиям интеллектуального характера. Воспитывать умение слышать и слушать. | Дети владеют разными формами и видами игры, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении. |
Физическое развитие | Развивать двигательную активность детей, координации движений, мелкую моторику рук посредством дидактических игр «Чего не хватает?», «Собери картинку», физминутки. | Воспитывать желание и интерес к двигательной активности. | У детей развивается осознанная подвижность, общая и мелкая моторика, может контролировать свои движения. | |
Художественно – эстетическое развитие | Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса и эмоций. | Формировать умение различать эмоциональное состояние, образ литературного персанажа. | Дети обладают развитым воображением, знакомы с произведениями детской литературы. | |
Социально-коммуникативное | Развивать умение создавать образ какой-либо посуды в ходе динамической паузы. | Формировать культуру поведения детей в различных видах деятельности. | Воспитывать чувство взаимопомощи, уважения к старшим, эмоциональную отзывчивость. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. | Дети способны сопереживать неудачам и адекватно проявлять свои чувства. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, могут следовать социальным нормам поведения. |
Речевое развитие | Совершенствовать грамматический строй речи через умение подбирать прилагательные к существительным, образовывать нарицательные существительные. Продолжать развивать умение составлять связный рассказ с опорой на схему. | Активизировать словарь детей по теме. Осуществлять коррекцию речи, автоматизировать звуки «л», «с», посредством проговаривания чистоговорок, исходя из индивидуальных особенностей детей. | Воспитывать интерес к художественному слову. | Дети достаточно хорошо владеют устной речью и может выражать свои мысли. |
Методы и приёмы:
- практические: дидактические игры «Собери картинку» (разрезные картинки по теме), «Чего не хватает?», «Один - много», рассматривание иллюстраций из сказок, «Поставь на место», физминутка;
- наглядные: рассматривание картинок из вышеуказанных упражнений, иллюстраций из сказок, схема – алгоритм описание для посуды;
- словесные: рассуждения, диалог, свободные высказывания, составление рассказа о предмете, проговаривание чистоговорок.
Материалы и оборудование: иллюстрации сказок, монитор, ноутбук, видеокадры из мультфильма «Федорино горе», иллюстрация плана – маршрута: лес, луг, пни, дидактическая игра «Собери картинку», «Чего не хватает?», «Сколько посуды?», сундучок – сюрприз, деревянные ложки, луг с цветами, подушки, детская посуда, волшебный мешочек, волшебная коробка, деревянные ложки 4 штуки.
Предварительная работа:
восприятие детской художественной литературы: чтение и просмотр м/фильма «Федорино горе» К.И.Чуковского, русских народных сказок, заучивание чистоговорок, игровая и речевая деятельность по содержанию лексической темы «Посуда».
Ход НОД
Структурные части совместной образовательнодеятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способ организации | Образовательный результат |
Вхождение в игровую ситуацию. | Воспитатель приглашает детей в группу и предлагает присесть вокруг столов на стулья. Держа в руках иллюстрации из сказок, спрашивает: - «Ребята, вы любите сказки?». Раздает детям иллюстрации с вопросом: «Посмотрите на картинки и ответьте, какие сказки здесь изображены?» | Дети входят в группу и присаживаются на стулья вокруг столов. Дети рассматривают иллюстрации и называют сказку. | Групповой Индивидуальный | Совершенствуются представления детей о знание названия знакомых сказок по иллюстрациям. |
Создание проблемной ситуации. | Воспитатель предлагает детям просмотреть видеокадры из сказки «Федорино горе». - Ребята, фрагмент из какой сказки мы сейчас посмотрели? Кто же это? Что произошло у Федоры? Почему от нее сбежала посуда? (воспитатель следит за чёткостью речи, учитывая индивидуальные способности детей). - Ребята, я что-то слышу, кто-то плачет. Воспитатель включает второй фрагмент мультфильма, где Федора просит детей о помощи. - Ну, что поможем Федоре вернуть посуду? | Дети просматривают отрывок сказки «Федорино горе». Дети называют, из какой сказки данный фрагмент, и отвечают на вопросы воспитателя. Дети просматривают сюжет, и соглашаются помочь Федоре вернуть посуду. | Групповой Групповой | Формируется умение оценивания конкретного поступка литературного героя. Формируется отзывчивость, желание помогать старшим. |
Основная часть. Целеполагание и планирование плана деятельности. | - А для того чтобы не заблудится мы с вами пойдем по схемам – указателям (показывает детям пронумерованные схемы: 1) лес, 2) луг, 3) пни и кочки). Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на схему и определить, куда все отправятся сначала, и какую посуду будут искать. | Дети называют путь своего движения в соответствии со схемами - указателями. | Развивается умение планировать свою деятельность с опорой на картинки. | |
Массаж ладоней с использованием массажных мячей. | Воспитатель предлагает перед началом выполнения задания провести массаж с использованием массажных мячей. (Мячи воспитатель раздает сам, опираясь на индивидуальные особенности детей). Воспитатель: - А теперь посмотрите на свой мяч и подойдите к столу с кругом такого же цвета и размера. | Дети берут мячи и катают их между ладонями, проговаривая слова: «Скачет мячик по рукам, пальцы, разминая нам». Дети присаживаются за столы соотнося размер и цвет мячика с ориентиром-указателем на столах. | Развивается мелкая моторика рук. Развивается зрительное внимание, умение соотносить предметы по цвету и величине. | |
Дидактическая игра «Собери картинку». | Воспитатель обращает внимание детей на то, что посуда вся разбилась и нужно ее собрать, совместно с детьми собирает картинку. Воспитатель спрашивает каждого ребенка. - Какую посуду собрал…? - Сделайте вывод, какую посуду мы нашли и собрали? | Дети находят лес, отвечают на поставленный вопрос, и подходят к столам, переворачивают детали и собирают разрезные картинки. Дети называют каждый свой предмет, который у него получился. Делают вывод о том, что в лесу нашли столовую посуду. | Групповой Индивидуальный | Развивается целостное восприятие посуды. Совершенствуется умение согласовывать слова в предложении. Развивается умение делать выводы. |
Сюрпризный момент. | - Ребята, посмотрите, здесь есть еще что-то интересное. Воспитатель ставит на стол сундучок, и предлагает посмотреть, что в нем. - Давайте встанем в круг и проговорим чистоговорки. | Дети открывают сундучок и обнаруживают там деревянные ложки. Дети по двое и индивидуально проговаривают текст заученных чистоговорок, отстукивая ложками каждое слово. | Индивидуальный Парный | Закрепляется правильное и отчетливое произношение звуков в соответствии с индивидуальными особенностями. |
Дидактическая игра «Чего не хватает у посуды?» | Воспитатель предлагает отправиться дальше. - Посмотрите вокруг и найдите глазками, где же луг? Воспитатель предлагает детям посуду без какой-либо части и задает вопрос «Чего не хватает у посуды?» - Сделайте вывод, какую посуду мы нашли на лугу? | Дети просматривают схему - указатель, и делают вывод, что дальше отправляются на луг. Дети проходят и присаживаются на подушечки. Дети обнаруживают на лугу части посуды. Дети рассматривают посуду и отвечают на вопрос, образуя существительные в родительном падеже. Например: «У сковороды нет ручки. У кастрюли нет крышки» и т.д. Дети делают вывод, что на лугу нашли кухонную посуду. | Групповой Индивидуальный | Совершенствуется умение продолжать свою деятельность с опорой на схему-указатель. Развивается умение ориентироваться в пространстве и зрительное внимание. Совершенствуется умение анализировать, выделять основные части предмета и правильно употреблять существительные в родительном падеже. |
Физминутка. | - Ребята, мы, что- то засиделись пора немного отдохнуть, вставайте в круг. - А какую посуду мы сейчас изображали? | Дети выходят в середину группы, встают в круг и проговаривая текст, выполняя движения в соответствии с ним. «Вот большой, стеклянный чайник, Очень важный как начальник. Вот фарфоровые чашки Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукнешь, разобьются. Вот серебряные ложки Голова на тонкой ножке. Вот серебряный поднос он посуду нам принес». Дети делают вывод о том, что мы изображали чайную посуду. | Групповой | Развивается общая моторика, память, умение выполнять движения в соответствие с текстом. Развивается умение делать выводы. |
Речевая игра «Один – много». | Воспитатель предлагает посмотреть на схему – указатель, и определить куда идем дальше? - Какую посуду отправимся искать? Воспитатель обращает внимание детей на карточки, которые находятся на кочках и предлагает сказать сколько и какую посуду нашёл каждый ребёнок. Воспитатель даёт образец: - Я нашла четыре чашки. | Дети отправляются к пням и кочкам. Дети говорят, что будем искать чайную посуду. Дети считают посуду и согласовывают существительные с числительными. | Индивидуальный | Совершенствуется умение согласования существительного с числительным. |
Речевая игра «Загадка – описание посуды». | Воспитатель обращает внимание ребят на экран монитора: - Посмотрите, что же произошло с Федорой? - Ребята, мы выполнили просьбу Федоры? - Всю посуду собрали? А теперь, мы покажем, как умеем загадывать загадки о посуде. Для этого есть волшебный ящик и схема, по которой вы будете составлять загадку-описание. Воспитатель приглашает ребенка, оказывает помощь, если он испытывает затруднения при составлении описательного рассказа. | Дети обращают внимание на монитор, где на детей смотрит улыбающаяся Федора. Дети проходят за столы, откуда начиналось их путешествие. Вызванный ребенок опускает руки в волшебную коробку, ощупывает предмет и составляет рассказ, а остальные внимательно слушают и отгадывают, что загадал ребенок. | Индивидуальный, парный Групповой | Совершенствуется умение обследования предметов различной формы, только при помощи рук. Совершенствуется умение рассказывать о предмете с опорой на план. |
Дидактическая игра «Разложи посуду по местам». | Воспитатель с детьми распределяют всю найденную посуду из «волшебного мешочка» по местам. - Какую посуду мы поставим на стол, в буфет, на плиту? | Дети берут из мешочка по одному предмету, и парами ставят на тот стол, к какому виду посуды он относится. | Парный | Закрепляется знания детей о классификации посуды: столовая, кухонная, чайная. |
Рефлексия. | Воспитатель спрашивает детей о том, кому мы сегодня помогали, где искали посуду. - Молодцы выполнили просьбу Федоры! Но у нее много посуды разбилось. Давайте для Федоры сделаем много посуды, чтобы она могла встречать гостей. Из чего мы можем её сделать? А теперь ребята берите все необходимое вам для лепки и начинайте работу. | Дети высказывают свои предположения и оценивают свою совместную деятельность. Дети отправляются для дальнейшей продуктивной самостоятельной деятельности. | Создается ситуация успешности детей по результату совместной деятельности и проведению самооценки. Формируется отзывчивость, желание самостоятельно лепить по представлению посуду для Федоры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности.Образовательная область «Коммуникация»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) «Осенняя птица» (аппликация)
Аппликация выполняется из природного материала....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) «Марсианин»
Рисование «Марсианина» нетрадиционными техниками - кляксография с трубочкой....
КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Что мы знаем о космосе».
КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Чт...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»Задачи:Воспитывать у детей бережно...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Как помочь птицам?»
Расширять и конкретизировать знания детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия. Познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, ...