Проект "Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 «Соловушка»
ПРОЕКТ
«Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ »
в подготовительной группе №7
Воспитатель:
Максимова Татьяна Николаевна
г.Смоленск, 2017 г.
1.Паспорт проекта
Автор | Максимова Татьяна Николаевна |
Тема проекта | Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ |
Цель проекта | Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы. Развивать моторику артикуляционного аппарата посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики. |
Задачи проекта | - Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук; - Развивать творческое воображение. - Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики. - Формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений. - Воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности; - Способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики. |
Участники проекта | Дети с речевыми нарушениями подготовительной группы №7, воспитатель, педагоги-логопеды, родители. |
Срок проекта | Долгосрочный, с октября 2017 года по май 2018 года |
Тип проекта | Практико-ориентировочный, творческий |
Вид проекта | Индивидуальный, подгрупповой |
Проблема | Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения. Качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики педагогами в процессе ООД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка. |
Результат | 1. Повышение уровня произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия. 2. Улучшение памяти и речи. 3. Повышение уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. 4. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей. 5. Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей. 6. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей. |
Продукт деятельности | Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой и артикуляционной моторики. Создание базы дидактических игр и пособий. Презентация проекта по развитию мелкой и артикуляционной моторики у детей-логопатов. |
1. Актуальность.
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с ОВЗ.
Цель проекта:
Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Развивать моторику артикуляционного аппарата посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики.
Задачи проекта:
- Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
- Развивать творческое воображение.
- Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.
- Формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений.
- Воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности;
- Способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.
2. Основные принципы реализации проекта.
Реализация проекта происходит в рамках требований ФГОС ДО, работа варьируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Основным принципом содержания проекта является коммукативно-деятельностный подход к развитию связной речи.
Практической значимостью может являться использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми, формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
3. Методы и приемы при реализации проекта.
- словесный (индивидуальные беседы, консультации);
- практический (проведение семинаров-практикумов);
- наглядный (подборка материала, показ презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
4. Принципы реализации проекта.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
5. Ожидаемый результат реализации проекта
Систематическая работа в данном направлении позволит достигнуть положительных результатов:
1. Повышение уровня произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
2. Улучшение памяти и речи.
3. Повышение уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
4. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей.
5. Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.
6. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей.
6. Этапы реализации проекта
Этапы | Основные направления реализации проекта ( мероприятия ) |
Подготовительный октябрь 2017 года | - Формирование проблемы, цели проекта. - Изучение специальной литературы. - Разработка системы работы по развитию мелкой и артикуляционной моторики рук. - Разработка консультаций для родителей. - Диагностика |
Основной ноябрь 2017 года — апрель 2018 года | 1. Мероприятия по развитию артикуляционного аппарата: - подготовка современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей; - включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты ООД. 2. Мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей: Работа с детьми в процессе ООД (продуктивной деятельности); в индивидуальной работе; на прогулке; утренней гимнастике; самообслуживание; использование нетрадиционных приемов. Использование пальчиковой гимнастики. Использование конструктора. Использование различных игр с прищепками. Использование Су-Джок терапии. Использование различных игр со шнурками, счетными палочками, бусинами. Разработки рекомендаций, консультаций для родителей по развитию мелкой моторики. |
Заключительный май 2018 года | Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой и артикуляционной моторики. Создание базы дидактических игр и пособий. Презентация проекта по развитию мелкой и артикуляционной моторики у детей-логопатов. Диагностика |
7. Результаты реализации проекта.
В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
В ходе работы над проектом достигаются следующие результаты:
1. Повышение уровня произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
2. Улучшение памяти и речи.
3. Повышение уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
4. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей.
5.Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.
6. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей.
Работа с родителями:
1. Родительское собрание - повышение педагогической компетенции родителей.
2. Информационные листы для родителей.
3. Рекомендации для родителей по развитию мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОВЗ.
4. Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий.
5. Создание медиа -копилки для родителей «Домашние игры».
Методическое обеспечение:
1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Москва, Детство-Пресс, 2013
2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:ООО Издательство АСТ, 2000.
4. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.
5. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.
6. Быстрова Т. А., Сизова Э. А. Логопедия в диалогах. СПб, Издатель-ский Дом Литера, 2004
7. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2005
8. Успенская Л. П. ,Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, Издательский Дом Литера, 1991
Приложение 1
Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики:
• упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»
• упражнения мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»
•упражнения с кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко»
• выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»
• упражнения со счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д.»
• упражнения с фольгой: сминание, вытягивание
• упражнения с фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном
• лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов
• опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками
• игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, пробки от пластиковых бутылок, клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку»: Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»
• шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»
• вата: «Снежок», «Снеговик»
• молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»
• морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»
• стеклянные камешки (декоративные): «Золушкин сундучок»
• нетрадиционное рисование: ладошками, манной крупой
• мозаика: крупная и мелкая
• игры с трафаретами и шаблонами
• пальчиковый театр
• пазлы: бумажные и деревянные
Приложение 3
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе:
1. мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
2. пробки от пластиковых бутылок парами – как «башмачки» для пальцев;
3. веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
4. прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
5 клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
6. шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
7. моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
8. «волшебная коробка» с мелкими предметами, буквами;
9. мелкая мозаика;
10. мелкий конструктор;
11. разрезные картинки;
12. скрепки;
13. платочки;
14. чётки;
15. карточки с фигурами;
16. мелкие предметы для перебирания;
17. резиночки;
18. вертушки;
19. рабочие тетради «прописи»;
20. зрительные опоры-схемы, на которых графически обозначено поэтапное движение языка, губ, челюсти, положение рта при выполнении того или иного упражнения;
21. игрушки для развития дыхания;
22. музыкальные инструменты;
В группе все эти компоненты находятся в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.
Приложение 2
Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики
Упражнение №1 «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»
1 часть. Жил на свете язычок. Был у него свой домик.
Домик назывался ротик. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.
Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.
2 часть. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так по-пробую". Сделался широким и высунулся на крылечко, а потом прячется. Высу-нется и спрячется, высунется и спрячется. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!
А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
Вот и сказке конец.
Упражнение №2 «УЛЫБКА»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз.
Описание. Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
Упражнение №3 «ЗАБОРЧИК»
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
Упражнение №4 «ОКОШКО»
Описание. Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот - «холодно».
Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то «окошко» и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.
Упражнение №5 «ЩЕНОК»
Описание. Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.
Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Упражнение №6 «ПРЯТКИ»
Описание. Улыбнуться губы сомкнуты, высунуть язычок, затем спрятать его за сомкнутыми губами.
Упражнение №7 «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье.
Внимание!
а. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
б. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
в. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Нака-зать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Упражнение № 8 «ЛОПАТКА»
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения
Внимание!
а. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
б. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
в. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю гу-бу.
г. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Упражнение №9 «ИГОЛКА»
Цель: выработать умение делать язык узким.
Описание. Улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, на-прячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.
Упражнение №10 «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»
Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.
Как волшебник, наш Николка -
Лопатку превратил в иголку.
Упражнение № 11 «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»
Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.
Лопаткой яму я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
Упражнение №12 «ШАРИК»
Описание. Надуть щеки, сдуть щеки. Предложить ребенку длительно произнести звук "ш", передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Шарик лопнул у Танюшки –
Плачет бедная девчушка.
Чтобы было интересней надувать «шарик» и для профилактики звуков В,Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф - вот и надутый шарик - указательными пальцами как бы проткнуть щеки - вот и сдулся шарик.
Упражнение №13 «ШАРИК ЛОПНУЛ»
Описание. Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Упражнение №14 «ЧАСИКИ»
Цель: выработать умение направлять язык к углам рта.
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передви-гать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять по-ложение языка 4 – 6 раз.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики –
Вот так!
В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следо-вать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!
Упражнение №15 «БУБЛИК»
Описание. Зубы сомкнуть. Губы округлить, как при произнесении звука "о" и чуть вытянуть вперед. Верхние и нижние резцы просматриваются.
Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
Упражнение №16 «ТРУБОЧКА»
Описание: Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.
Сосёт апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
Упражнение №17 «ЯЗЫЧОК СПИТ»
Описание. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя - пя - пя - пя - пя - пя
Отдыхаем все, друзья!
Упражнение №18 «КАЧЕЛИ»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка вверх-вниз, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
На качелях мы качались
И друг другу улыбались.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение №19 «ПАРОВОЗИК»
Описание. Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Ну - ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И - у! И - у! И — у!"
Упражнение №20 «МАЛЯР»
Цель: отрабатывать движение языка вверх. растягивать подъязычную связку и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Проделать 10 раз, меняя направления.
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Внимание!
а. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
б. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.
p { margin-bottom: 0.21cm; } Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. Посл...
Активизация речевой деятельности посредством стимулирования мелкой и артикуляционной моторики.
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев р...
Занятие - развлечение во второй младшей группе "Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"
Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несет в себе важный эмоциональный заряд. Потешка - это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, который маленький ребенок выпол...
Развития мелкой и артикуляционной моторики у детей
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире ...
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Раскрывается значение развития мелкой т артикуляционной моторики, а также даётся ряд правил по выполнению артикуляционной гимнастики....
игры и упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики
Серия «По совету педагога» ВоспитательО.А.Туливетрова Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики...
Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
В статье рассматриваются особенности состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией...