Комплекс занятий по развитию тактильной памяти и избавлению от неприятных переживаний
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Особенности памяти детей с нарушением зрения. Развитие образного мышления на основе тактильной памяти - занятия; занятия по избавлению от неприятных переживаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktilnaya_pamyat.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с нарушением зрения имеют особенности развития познавательной деятельности, обусловленные формированием образов внешнего мира. У таких детей складываются обеднённые, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы, которым характерны ригидность, малоподвижность, стереотипность. Это находит своё отражение и в развитии, и в функционировании мнемических процессов. В то время как современная жизнь и условия обучения предъявляют к памяти (и другим высшим психическим процессам) всё более жёсткие требования, связанные как со скоростью мнемических процессов, так и их подвижностью, и прочностью образующихся связей. Особая роль отводится развитию объёма памяти, запоминанию, удержанию и закреплению получаемой информации, а также умению оперировать этим объёмом, готовности и способности выделить из него необходимую информацию в нужный момент.
Дети с нарушением зрения имеют ряд специфических особенностей развития памяти.
Процесс запоминания. Происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующемся для закрепления связей и количестве подкреплений. Прослеживается зависимость развития мнемических процессов от степени сформированности свойств зрительного восприятия, от изменения фона, цвета зрительных стимулов (исследования Л.П.Григорьевой, В.А.Лониной). Для слабовидящих детей характерна также недостаточная осмысленность запоминаемого наглядного материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечётко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Хотя запоминание логически связанных стимулов, как и в норме, более эффективно.
Соотношение зрительной, слуховой и осязательной памяти выявило слабую сохранность зрительных мнемических образов. Предметные зрительные представления ранее, чем у нормальновидящих, становятся малодифференцированными, схематичными и фрагментарными. Это говорит о быстром распаде и значительном снижении объёма долговременной памяти. Объём кратковременной и долговременной слуховой и осязательной памяти достаточно высокий.
Сохранение и забывание.
Недостаточно чётко воспринятый и закреплённый образ быстрее распадается, становится малодифференцированным или фрагментарным. Длительность сохранения зависит: от чёткости, определённости воспринятого образа, который требует больше времени и количества повторений; от того на какой фазе формирования образа (глобальной, структурно-аналитической или дифференцированной) закончились повторения стимулов; от значимости усваиваемой информации для жизни и деятельности ребёнка.
Процесс узнавания.
Зависит от того, насколько полно и точно был сформирован ранее образ. По своей сути это повторное его восприятие. Исследования Головиной Т.Н. отмечают, что зрительное узнавание детей с нарушением зрения отстаёт от нормальновидящих в отношении правильности, специфичности, многосторонности уровня анализа и особенно в темпе развития. Для них характерно большое количество ошибок неспецифического узнавания, выделение отдельных признаков, неумение выделять свойства целого объекта. Включение осязания в процесс узнавания способствует его результативности.
Процесс воспроизведения.
Его результативность зависит от результативности запоминания и сохранения. Поэтому недостатки в этих процессах также характерны и для воспроизведения.
Для детей с нарушением зрения огромное значение имеет организация материала для запоминания и его характер, учитывающий особенности восприятия. А также систематизация, классификация, группировка материала.
Как утверждалось выше, существует зависимость мнемических процессов от степени сформированности зрительного восприятия. Поэтому большое значение в коррекции уделяется формированию зрительных образов. У всех детей, имеющих остаточное зрение, как бы мало оно ни было, зрение оказывается доминирующим в познании окружающего мира. Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. И только в случае тотальной слепоты раскрываются исключительные возможности осязания во взаимодействии с другими сенсорными модальностями. С помощью осязания и зрения можно выяснить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Поэтому для совершенствования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процесс обучения вводятся дополнительные тактильные стимулы, которые помогают зрению в создании полноценного образа. Экспериментальные материалы (Б.Ф. Ломов, Л.И. Солнцева, В.З. Денискина) чётко подтверждают, что дублирование сигналов в разных модальностях (одновременное или последовательное их восприятие разными анализаторами) является средством повышения их надёжности и эффективности. При коррекционной работе сначала подключается осязание, а затем слух.
Учитывая эти особенности развития в своей коррекционно-развивающей работе, мы уделяем большое внимание подключению различных анализаторов, и в первую очередь осязания. С этой целью в нашем саду апробирован и адаптирован комплекс по развитию тактильной памяти (описанный И.Ю.Матюгиным в книге «Тактильная память»).
Преимуществами данного комплекса являются его многофункциональные задачи и использование комбинированных методов развития памяти (изменённых модальностей, регрессии, трансформации и др.).
Задачи: развитие образного мышления на основе тактильной памяти, актуализация чувственного опыта. Развитие воображения, восприятия, внимания, познавательных интересов, речи. Диагностирование страхов, тревожности; избавление от неприятных переживаний.
Оборудование: 10 брусков из дерева, одна из сторон которых имеет различную поверхность. Иллюстративный материал, фланелеграф, возможны персонажи – Буратино и Мальвина.
Бруски:
№1 – наклеен кусочек натурального или искусственного меха.
№2 – шершавый материал (например, наждачная бумага).
№3 – лоскут ткани.
№4 – накапанный воск со свечи, образовавший застывшие капли.
№5 – изогнутый шнурок.
№6 – упорядоченные спички или маленькие палочки.
№7 – спички, разрезанные пополам и наклеенные в беспорядке.
№8 – гладкая поверхность.
№9 – бархатная бумага.
№10 – ткань в рубчик.
Занятия проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей, нуждающихся в коррекционной работе по результатам диагностических исследований. Количество дощечек от 5 до 10 штук. Возраст детей от 5 лет. Возможно участие и более младших, но в этом случае не используется весь набор брусков и весь комплекс упражнений. В этом случае бруски используются в основном в качестве распознавания материала на ощупь или иных индивидуальных задач.
Занятия проводятся в отдельном помещении, чтобы не было отвлекающих звуковых раздражителей. Продолжительность занятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Нет смысла продолжать занятие, если у ребёнка нет желания или неустойчивое внимание.
Ответы детей не могут быть правильными или неправильными, это их личные ощущения, воспоминания, какими нелепыми, как нам иногда кажется, они бы ни были. Нельзя навязать своё ощущение, свой правильный ответ. Если ассоциативный ряд не понятен взрослому, можно задать ребёнку наводящие вопросы.
Осязание проводится без участия зрительного анализатора, т.к. зрение может нести иную информацию о предмете. Перед непосредственным ощупыванием детей знакомят с технологией обследования бруска (медленно, пальчиками, без напряжения). Количество занятий может быть увеличено, всё зависит от возможностей детей.
Занятие №1
Предшествует обучающим. Даёт понять, что без специальных приёмов трудно запомнить.
Разложить дощечки по порядку от 1ой до 10ой. Ребёнку с закрытыми глазами предлагается тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постараться запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат.
После запоминания дощечки перемешать. Ребёнку предлагается, не открывая глаз, вспомнить и на ощупь разложить все дощечки в прежнем порядке.
Занятие №2
Используются персонажи: Буратино, Мальвина.
Инструкция для ребёнка: «Закрой глаза, возьми первую дощечку и потрогай её. Что напоминает её поверхность?» (ответы).
Если ребёнок затрудняется с ответом можно привести примеры: «Мальвина потрогала эту дощечку и сказала, что она похожа на кошку или шубу (показ картинок). Буратино потрогал и решил, что она похожа на траву (показ сюжетной картинки – поляна)».
«Теперь потрогай дощечку №4. Что напоминает эта поверхность? Буратино, прикасаясь к ней, представляет себе кочки на болоте (картинка). Мальвина видит застывшие капли варенья на блюдце (картинка). А что представляешь себе ты, когда дотрагиваешься до этих дощечек? Постарайся добиться, чтобы у тебя перед глазами возникла картинка. Для того чтобы картинки были яркими и долго оставались перед глазами нужно много тренироваться.
Занятие №3
- Повторение с брусками №1 и №4.
- Уточнение, какую картинку увидел ребёнок (как в тумане, как на рисунке, как в кино).
«Можно увидеть по-разному: стараешься представить, но не видишь чётко, перед глазами просто какое-то пятно или всё как в тумане; можно увидеть как на фотографии или на рисунке; а ещё можно увидеть как в кино или как на самом деле, прямо перед газами».
- Далее ощупываются остальные бруски по аналогии с брусками №1,4.
Разложить на столе бруски. Предложить прикоснуться по очереди к каждому из них и представить, на что они похожи: «Старайся представить себе это так ясно, как будто видишь на самом деле». Затем попросить рассказать или нарисовать, что напоминает каждая дощечка.
Если у детей возникли сложности, можно предложить выбрать из красочных картинок ту, которая напоминает вызванное ощущение после тактильного обследования.
Это занятие может быть разбито на два.
Занятие №4
Иллюстративный материал: башмак, ведро, дом, машина, морковь, дорога, собака, платок, капля, мяч.
Ребёнку предлагается разложить картинки в любом порядке. Под картинками, также в любом порядке, разложить дощечки. «Тебе надо будет запомнить под какой дощечкой, какая картинка лежит. Но смотреть можно только на картинку, а дощечку нужно запомнить на ощупь».
У Мальвины под дощечкой №3 оказалась картинка с каплей. Мальвина: « Я дотрагиваюсь до дощечки и смотрю на картинку. Под рукой чувствую ткань, а на картинке вижу каплю. Как связать каплю и то, что я чувствую пальцами? Представляю, как я выжимаю мокрую тряпку, и на пол падает капля.
Буратино: «Теперь, когда Мальвина с закрытыми глазами потрогает дощечку №3, она легко вспоминает картинку. Теперь попробуй и ты. Итак, перед тобой лежат дощечки и картинки. Дотрагиваясь до дощечек, одновременно рассматривай картинки и запоминай над какой дощечкой какая картинка лежит. А теперь с закрытыми глазами выбери наугад любую дощечку и постарайся представить картинку, которая над ней лежала.
Занятие №5
Повторение.
Над дощечкой №2 у Буратино лежит рисунок ботинка. Буратино: «Дотрагиваясь до этой дощечки, под рукой чувствую что-то похожее на асфальт. На картинке – ботинок. Вижу, как я сам иду в таких ботинках по асфальту».
А теперь с закрытыми глазами выбери наугад любую дощечку и постарайся вспомнить картинку. Сделай так со всеми дощечками.
Занятие №6
На этой картинке нарисованы разные предметы: верёвка, кафель, лёд, кирпич, зеркало, краны с горячей и холодной водой. Постарайся представить, что ты их трогаешь. Среди них есть горячие и холодные, гладкие и шершавые. Не торопись, иногда надо подождать несколько минут, чтобы как следует почувствовать.
Занятие №7,8
Посмотри на картинку: на столе и под столом лежит много вещей. Все они разные на ощупь: тёплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твёрдые. Представь, что ты дотрагиваешься до каждого. Почувствуй все предметы. Мальвина и Буратино запомнили много предметов, а ты? Попробуй вспомнить вещи, которые лежали на столе и под столом. Это будет легче сделать, если представить, что вновь их трогаешь руками. На фланелеграфе выложи те предметы, которые помнишь.
Занятие №9
Повторение занятия №1.
Сравнение результатов, выводы.
Занятие №10
Возьми 10 дощечек, перемешай их и разложи в любом порядке. С закрытыми глазами дотрагивайся по очереди до каждой, представляй, на что она похожа, сочиняй свой фильм. Дощечки перемешать. Также с закрытыми глазами вспомни фильм и разложи дощечки в прежнем порядке.
После того, как ребёнок научился свободно манипулировать своими представлениями, можно приступать ко второй части этого комплекса, цель которого избавление от неприятных переживаний.
Избавление от неприятных переживаний
Занятие №1
Ты уже много занимался с дощечками. Наверняка одни тебе нравятся больше, другие – меньше, а какие-то могут быть даже неприятны. Попробуй разложить дощечки в таком порядке: от неприятной до приятной.
Занятие №2
Повторение (выкладывание дощечек).
Некоторые дощечки могут напоминать какие-то события: неприятные или приятные, грустные или радостные. Вот что рассказала Мальвина: «Я разложила эти дощечки от самой неприятной до самой приятной. Трогаю самую неприятную дощечку и вспоминаю, как я упала, бегая по асфальту (наждачная бумага). Потом я притрагиваюсь к другой – она уже не такая неприятная, как первая. Следующая уже просто приятная и я почти забываю о том, что меня так расстроило. Перебираю дальше. Дощечки мне нравятся и моё плохое настроение улетучивается. И вот она, последняя, самая приятная: я вспоминаю, как мне подарили зайчонка, он был такой мягкий, пушистый.
По аналогии можно придумать и рассказ Буратино.
Далее ребёнок делится своими впечатлениями, воспоминаниями.
Занятие №3
При плохом настроении можно разложить дощечки в ряд – от самой неприятной до той, которая тебе нравится больше всего. Потрогай каждую по очереди, и ты почувствуешь, как твоё плохое настроение улетело.
Попробуй представить дощечки, и проделай всё то же самое в своём воображении. Если у тебя будет плохое настроение, то ты всегда можешь сам представить, что ты перебираешь дощечки от неприятной к приятной, и вернуть хорошее настроение.
Комплекс занятий
по развитию тактильной памяти
и избавлению от неприятных переживаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечек
Консультация предложена учителям-дефектологам, воспитателям. В ней описаны условия работы с тактильной дощечкой. Индивидуальная работа с тактильно...
Комплекс игр на развитие произвольной памяти у детей с ЗПР.
Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то ...
Игры на развитие тактильной памяти
Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя з...
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР...
Методическая разработка "Умные пальчики" (развитие тактильной памяти с помощью "специальных дощечек")
Составленный план поможет скорректировать работу педагогам по применению и использованию тактильных дощечек....
- Мне нравится (1)