Игры на развитие тактильной памяти
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_taktilnoy_pamyati.docx | 585.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие тактильной памяти
Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.
Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности.
Следует отметить, что для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Осязательная память – является подвидом образной памяти, связанная с деятельностью тактильного анализатора. Осязательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память, помогает запоминать, что называется на ощупь. Как отмечают исследователи, дети с высокоразвитым восприятием реже испытывают трудности в обучении.
Для развития тактильной памяти существуют различные игры и упражнения.
"Что внутри?"
Ход игры: ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
"Нарисуй фигуру"
Материал: фигуры, вырезанные из твердой бумаги или картона (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка).
Ход игры: ребенок с завязанными глазами ощупывает фигуру. Спрашивают, что это за предмет. Затем его просят нарисовать по памяти то, что он запомнил: «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой.
Ход игры: ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. Другой вариант: ребёнку закрывают глаза и он на ощупь определяет и называет лежащие предметы.
"Круг, треугольник и квадрат"
Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.
Ход игры: детям раздается круг, разделенный на части. Им предлагают его собрать. По окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема-образец. Теперь нужно разломать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. То же самое нужно выполнить с квадратом и треугольником. После выполнения всех заданий у детей можно спросить: «Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?».
Образцы деления фигур на части:
"Запомни фигуру"
Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры в определенном порядке: круг, треугольник, квадрат, полукруг, прямоугольник.
Затем у ребенка спрашивают, какая фигура была первая, какая – вторая и т. д. У следующего ребенка порядок предъявления фигур меняется. Например: треугольник, полукруг, круг, квадрат, прямоугольник.
"Тёплый - холодный, сухой - мокрый"
Подготовьте стимульный материал, например кусочек льда, фрукт, мокрую вату, сухую губку и т.п.
Ход игры: Сначала предложите ребёнку с открытыми глазами ощупать предметы и назвать предметы, отметив, какие они. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, даёт ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и тёплый клубок ниток»).
"Узнай предмет"
Ход игры: ребёнку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутые руки различные предметы, при этом произнося вслух названия этих предметов. После того, как ряд предметов (3-5 предметов) будет обследован, ему предлагают узнать эти предметы по названию или назвать эти вещи, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руки.
"Золушка"
Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки. Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.
Игры подготовил педагог-психолог Филиппова И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Комплекс занятий по развитию тактильной памяти и избавлению от неприятных переживаний
Особенности памяти детей с нарушением зрения. Развитие образного мышления на основе тактильной памяти - занятия; занятия по избавлению от неприятных переживаний....
Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений " Тактильные дощечки"
Дидактическая игра « Тактильные дощечки»Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны. Именно с этой целью мы большое внимание уделяем игровым упражнения...
Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечек
Консультация предложена учителям-дефектологам, воспитателям. В ней описаны условия работы с тактильной дощечкой. Индивидуальная работа с тактильно...
Методическая разработка "Умные пальчики" (развитие тактильной памяти с помощью "специальных дощечек")
Составленный план поможет скорректировать работу педагогам по применению и использованию тактильных дощечек....