Комплекс игр на развитие произвольной памяти у детей с ЗПР.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_igr_na_razvitie_proizvolnoy_pamyati_u_detey_s_zpr.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игр на развитие произвольной памяти у детей с ЗПР.
Игра «Составь картинку».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).
Проведение игры.
Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры.
Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.
Игра «Найди такой же»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27, 5 см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.
Проведение игры: игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся возможность найти такое же изображение на карте.
Игра «Запомни геометрические фигуры».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.
Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.
Игра «Домики».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материл: семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам.
Проведение игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику, попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к которому подходит ранее показанный ключик.
Второй вариант.
Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в каждом домике. Ключики лежат за ширмой, ребёнок находит среди ключиков тот, который подходит к ранее показанному домику.
Игра «Найди пару».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: силуэты рукавиц, отличающихся цветом, количеством, расположением геометрических фигур, составляющих узор.
Проведение игры: Первый вариант. Разложить рукавицы на двух столах так, чтобы на каждом столе было по одной рукавице из пары. Каждый ребёнок выбирает рукавичку, к которой он должен найти пару. Даётся инструкция: «Запомните каждый свою рукавичку и найдите пару на другом столе». После выполненного действия, дети проверяют его правильность.
Игра «Помощники».
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Материал: предметные картинки.
Проведение игры: «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно будет принести, вы внимательно слушайте и запоминайте. Лена, принеси карточки с предметами, которые похожи на треугольник – морковь, ёлка, пирамида, флажок, крыша». Ребёнок запоминает инструкцию и выполняет поручение.
Игра «Я положил в мешок».
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Проведение игры: «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу, тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу, произнесёт, потом будет говорить свою фразу».
Игра «Не пропусти слово».
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Проведение игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены. Воспроизводят первый вариант цепочки.
задания.
Игра «По порядку становись!»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: счетные палочки.
Проведение игры: Предложить ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.
Игра «Конструирование фигур»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Материал: счетные палочки.
Проведение игры: Ребенку предлагается рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Игра «Запомни рисунки»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: картинки с геометрическими фигурами.
Проведение игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки.
— На верхней картинке представлены разные фигуры. Инструкция: «Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке».
Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.
«Найди фигуру»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: маленькие карточки с фигурами цветными и белыми 2 комплекта.
Проведение игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами из них две цветные, другие белые. Ребенку дают инструкцию: «Запомни фигуры на карточке, а затем найди точно такую же карточку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по проблеме развития у них произвольной памяти....
ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител...
Статья "Развитие произвольной памяти у детей старшего возраста посредством малых форм художественной литературы"
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности (Леонтьев, А.Н.).Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем разви...
Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.
В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...
Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
в презентации представлена работа проводимая с детьми старшей ргуппы по развитию произвольной памяти средствами дидактичеких игр. Разработана и опробирована система работы , описаны методики и практич...
Серия дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития
Первое направление работы по развитию произвольной зрительной памяти.Цель: развивать произвольную зрительную память через рассмотрение образа и словесное обозначение.Задачи:Развивать умения составлять...