Методическая разработка "Умные пальчики" (развитие тактильной памяти с помощью "специальных дощечек")
методическая разработка по коррекционной педагогике
Составленный план поможет скорректировать работу педагогам по применению и использованию тактильных дощечек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_umnye_palchi.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,
E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666
ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001
Методическая разработка
«Умные пальчики»
(развитие тактильной памяти у детей
с помощью «специальных дощечек»)
Составила:
воспитатель,
Овсянникова А.П.
Надым, 2023
Введение
Взрослые, зачастую излишне опекая детей, не разрешают ребенку трогать различные предметы, растения, даже животных, хотя ребенок в дошкольном возрасте должен «пропустить весь мир через себя, свои ощущения». Недостаточное развитие такой деятельности ребенка затормаживает его творческое развитие.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать тактильные дощечки.
Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.
Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с предметом, запоминать его особенности.
Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.
Составленный план поможет скорректировать работу педагогам по применению и использованию тактильных дощечек.
Перспективный план работы с дощечками
Сентябрь
- обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.);
- сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как снег, а вы как думаете? колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло);
- нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая -зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.
Октябрь
Игра «Прятки»
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем она прячется в «Чудесный мешочек», и ребенок, на ощупь должен найти свою дощечку.
Ноябрь
Игра «Найди пару»
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые дощечки внутри непрозрачного мешка.
Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку и т.д.
Одновременно спрашивать: На что или кого похожа данная дощечка? Сравните колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?
Декабрь
Игра «Найди непохожие дощечки»
Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.
Январь
Игра «Найди такую же дощечку».
Цель: Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.
Разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.
Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?
Февраль
Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.
Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).
Март
Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.
Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка). А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к зайчику (ребенок вспоминает, какую дощечку он выкладывал на слово «зайчик», берет ее и кладет на новое место, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик (берется ранее выложенная дощечка, которая соответствовала «зайчик», белка (ребенок берет дощечку, которую он уже выкладывал на слово «белка», еж (берется ранее выложенная дощечка) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее выложенная дощечка, где ползали маленькие муравьи (берется дощечка, которая соответствует «муравьям») под могучим (берется ранее выложенная дощечка).
Апрель
Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».
Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).
Еще один пример: Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).
Май
Составление рассказов о себе.
Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).
Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме: «Работа с пособием «Волшебные дощечки»
В данной статье показана работа с пособием, которая направлена на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, а также с помощью пособия можно знакомить детей с буквами, цифрами....
«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Комплекс занятий по развитию тактильной памяти и избавлению от неприятных переживаний
Особенности памяти детей с нарушением зрения. Развитие образного мышления на основе тактильной памяти - занятия; занятия по избавлению от неприятных переживаний....
Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечек
Консультация предложена учителям-дефектологам, воспитателям. В ней описаны условия работы с тактильной дощечкой. Индивидуальная работа с тактильно...
Игры на развитие тактильной памяти
Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя з...
картотека игр на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти
Чтобы поддерживать интерес детей и их замативированность к процессу обучения, педагог должен постоянно что-то придумывать, удивлять воспитанников. Здесь приходит на помощь картотека игр, которые Вы мо...