ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Подробно раскрыты методы и приемы работы логопеда с родителями. Отмечены более эффективные способы привлечения внимания родителей
к речи собственных детей. Большое значение автором уделено - совместной работе обоих сторон при коррекции недостатков в речи детей. Отмечаются
трудности и преодоление их в установлении контактов между логопедом, родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических и т.д. Решение семейных проблем (особенно в воспитании и обучении детей) требует от родителей зрелости и компетентности, а значит и волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в их семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности, не знанию как помочь своему ребенку болезненно для большинства людей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу определенных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно работающего с ребёнком и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.
Работа с родителями должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, мы же являемся только помощниками и советчиками.
И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите её пить» так и с обучением. Новые знания (в частности в логопедии) вводят родителей в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы. Воздействие нового знания на родителей идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся мнением, порядком вещей. Нежелание знать – неадекватный способ самозащиты личности. Поэтому в первую очередь в работе с родителями необходимо учитывать принципы работы с взрослым человеком.
- уважение жизненных позиций родителей;
- обеспечение свободы мнений;
- отказ от критики действий родителей в воспитании детей;
- удовлетворение познавательного интереса.
Именно поэтому содержание и формы работы с семьей по педагогическому просвещению очень разнообразны и не может быть единого стандарта. Задача каждого педагога – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
В настоящее время в педагогической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Формы работы с семьей.
- Устная работа с родителями.
2. Наглядная информация.
3. Практическая работа.
К устной работе с родителями относятся:
-беседы,
- консультации,
- родительские собрания,
-дискуссии,
- педагогические «заморочки»,
- «круглый стол» с приглашением специалистов (психолог, учитель),
-«своя игра», где родители отвечают на педагогические и психологические вопросы и т.д.
Прежде чем начинать осуществлять педагогическую работу с родителями, необходимо выявить структуру семьи, её психологический климат (сколько человек в семье, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых) т.е. установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных вопросов и ответов, можно предложить родителям заполнить анкету.
Первое анкетирование должно быть направлено на выявление речевого уровня развития ребенка в глазах родителей. Анкетирование может проводиться как анонимно, так и адресно, в зависимости от поставленных задач. Вторую анкету можно дать через 1 – 2 месяца с целью выявления отношения родителей к выполнению домашних заданий, загруженности ребенка при выполнении заданий, сколько времени тратится ребенком для выполнения всей работы. Третья анкета может даваться в конце года с помощью её можно установить видят ли родители динамику развития своего ребёнка за год и т.д. Анкетирование проводится по мере необходимости, возникновения общих, педагогических, проблемных вопросов.
Первая организационная встреча логопеда с родителями обычно проводится в конце сентября в виде родительского собрания. На этом собрании обычно логопед освещает в доступной форме такие вопросы как:
- Необходимость специального направленного обучения детей в условиях логопедической группы.
- Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
- Организация работы логопеда в течение года.
- Информация о содержании логопедических занятий в первый период обучения.
- Информация о необходимости, формах, методах и способах работы с детьми дома по выполнению домашних заданий.
На таких организационных собраниях предоставляю родителям возможность прослушать магнитофонные записи речи детей при первичном обследовании, показываю фрагменты занятий. Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что все «само собой к школе исправится» и лишь под давлением специалистов они привели ребёнка в группу. Поэтому в доступной убедительной форме рассказываю и показываю негативное влияние недостаточно сформированной речи на все виды психической деятельности. При этом подчеркиваю, мыль о том, что именно ранее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи, при активном участии родителей, поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым обосновываю необходимость открытия и существования дошкольных логопедических групп.
Особое внимание на собрании уделяю роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий;
- единство требований к ребёнку;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- помощь в оформлении тетради ребенка, в работе с дидактическим материалом;
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей вместе с детьми в группе, в детском саду.
Особое внимание уделяется объяснению выполнения домашних заданий, которые даются один раз в неделю (по пятницам). Никаких дополнительных заданий со стороны воспитателя в течение недели даваться не должны. Занятие рассчитано на 30-40 минут работы, можно выполнять его за два приема в один день или два выходных дня (старшая группа). Обязательно рассказать о требованиях к выполнению домашних заданий: регулярность, добросовестность, внимательность, помощь взрослого, ответственность, аккуратность и т.д.
Таким образом, создается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.
Всего родительских собраний проводится 3 в течение года с составлением плана и ведением протокола родительского собрания.
В середине учебного года проводится второе собрание. На нем подводятся итоги работы за 1 полугодие. И третье собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы, с последующим выпуском детей в школу, или с перспективой работы в следующем учебном году.
На протяжении учебного года систематически поводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Примерные темы бесед и консультаций:
- Речевые нарушения и причины их возникновения.
- Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
- Краткие советы родителям, имеющим детей с ОНР.
- Что делать, если у ребенка плохая память?
- Как развивать слуховое восприятие детей?
- Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
- Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению?
К наглядной информации относятся:
- папки – передвижки;
-тетрадь вопросов и ответов «Вы спрашивали – мы отвечаем»;
- информационные листы, памятки, объявления, заметки;
- полезные книги для родителей;
- стенды, уголки.
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть ей привлечен и заинтересован. В данное время можно приобрести стенды в виде различных сказочных сюжетов, предметов (кораблик, ромашка, теремок, ракета и т.д.)
Небольшой перечень рубрик, которые могут быть использованы при оформлении стендов.
- Уголок краткой информации.
- Что читать дома?
- Объявления.
- Благодарим.
- Рады сообщить Вам…
- Вести с занятий.
- ОКНО – очень короткие новости…
Настольная тематическая информация по вопросам педагогики, психологии, логопедии может располагаться на столике. Его желательно нарыть красивой салфеткой, поставить цветы или икебаны соответственно времени года. У стола 2 стула. Рядом – крючок для сеток и сумок. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей.
Практическая форма работы:
- Совместные досуги и развлечения.
- День открытых дверей.
- Просмотр открытых занятий.
- Дискуссионный клуб.
- Совместный труд на благо детского сада, детей.
- Совместное изготовление пособий, игрушек, рисунков, для оформления тематических выставок, уголков.
- Экскурсии по группе, детскому саду.
- Анкетирование.
Инновационные формы работы с родителями:
- Подготовка к литературным праздникам (совместное изготовление костюмов).
- Принятие активного участия в организации, проведении, записи видео клипов, дисков.
- Ведение альбома отзывов родителей о работе педагогов с детьми.
- Совместная организация и выезд на выставки, в музеи, Третьяковскую галерею.
Наиболее интересными и посещаемыми являются занятия логопеда, которые можно проводить в «День открытых дверей», на родительском собрании или по согласованию родителей и педагога. Родители получают возможность увидеть успехи детей, видеть их трудности в общении с товарищами, в умении слушать и слышать педагога, других детей, наблюдать за их поведением, организованностью на занятии, умении самостоятельно выполнять задания логопеда и т.д.
Большую педагогическую ценность имеют проведение совместных праздников, досугов, развлечений. Принимая участие в этих мероприятиях, родители показывают детям свою заинтересованность в их деятельности, желание быть с ними рядом, помочь своим присутствием, взглядом, улыбкой. Играя вместе, дети более раскрываются, становятся ближе к родителям, удаляют свой эмоциональный, визуальный и общительный голод.
Трудности в работе с родителями и пути их преодоления.
- Большая временная загруженность родителей на роботе. Очень мало времени остается у родителей для занятий с детьми.
- Беседы с родителями о значимости их участия в жизни и творчестве детей.
2. Недостаточно педагогических знаний.
- Беседы, консультации, педагогическая литература.
3. Безответственное отношение к пособиям, к выполнению домашнего задания.
- Индивидуально, на родительском собрании в тактичной форме, не называя фамилий, сравниваются 2 образца выполнения домашнего задания.
4. Игнорирование, каких либо замечаний, убеждений со стороны педагогов, относящиеся к действиям родителей.
- Привлечение в разговор других специалистов (психолога, заведующей, медиков).
5. Организация и проведение мероприятий (родительских собраний с показом открытого занятия, проведение досугов, развлечений с участием родителей) в вечернее время.
- перенос времени приёма пищи, отмена всех вечерних кружков и секций, уход родителей с работы – все это вызывает негатив со стороны родителей и администрации детского сада.
6. Организация и проведение коррекционной работы в подготовительной группе. Родители забирают детей из сада практически сразу после дневного сна, чтобы накормить их дома и пойти на уроки в школу. Посещение уроков в школе три раза в неделю (в каждой школе свои дни). В результате на коррекционную работу в саду каждый день остается по 5-6 ребят из 20, постоянно разные дети.
- пути решения этой проблемы, я считаю, нужно искать коллективно с привлечением не только родителей, но и администрации детского сада и отдела народного образования.
Учитель-логопед
Тараева Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе"
Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена...
В тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в средней логогруппе
В данном файле представлены упражнения для развития лескико-грамматических категорий и связной речи у детей средней группы ОНР. Разработано для занятий воспитателя с детьми в вечерние часы по заданию ...
Работа логопеда с семьёй
При выборе методов и приёмов коррекционой работы логопеда важно учитывать тип семьи....
Взаимосвязь работы логопеда с воспитателем по развитию речи детей
Традиционная работа по развитию речи детей ведется по направлениям:1. 1. Обогащение словарного запаса.2. 2. Обучение составлению пер...
сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.
В сообщении раскрываются особенности логопедической работы с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...
Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»
Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»...
Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя - логопеда с семьёй»
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками, имеющих ТНР, является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подгото...