сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.
статья по логопедии по теме
В сообщении раскрываются особенности логопедической работы с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, тифлопедагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_logopeda_vzaimodeystvie.docx | 83.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь работы специалистов по лексическим темам.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школьному обучению. Требования, выдвигаемые будущим школьникам, предполагают у него наличие определённых умений и навыков, в их числе и сформированные когнитивные процессы, и хорошо развитое фонетико-фонематическое восприятие, и устойчивое владение грамматическими нормами языка. Особую актуальность проблема дограмматического развития приобретает, когда речь идёт о детях с нарушением зрения. По результатам отечественных исследователей, речевые нарушения в форме косноязычия у учащихся с дефектами зрения встречаются в 2 раза чаще, чем у нормально видящих детей.
Сегодня, с вашего позволения, мы поговорим, в основном, о развитии морфологической подсистемы языка детей с проблемами зрения. Практика показала, что именно овладение функцией грамматического строя речи вызывает у детей нашего сада наибольшие затруднения.
Неполное, фрагментарное представление об окружающем сопровождается недостаточностью чувственной основы речи и, как следствие, речь детей с нарушением зрения сопровождается неточностью представлений, несоотнесённостью использования слов с конкретными признаками и свойствами предметов.
Общая особенность их речи - нарушение словесного опосредования. Даже если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него всегда есть чёткие представления о нём. Этим объясняются трудности установления предметной соотнесённости слов и образа, и правильного употребления слов в речевой практике.
За счёт монокулярного видения дети с косоглазием и амблиопией, не воспринимают многие из признаков, это затрудняет их ориентацию в пространстве на уровне предметно - практических действий, и словесного обозначения. Соответственно и система предлогов усваивается ими не в полном объёме и в более длительные сроки.
Мы убедились, что самостоятельно овладеть всеми закономерностями языка в практике речевого развития, ребёнку с нарушением зрения достаточно проблематично. Для этого, кроме всестороннего комплексного воздействия всех специалистов, необходимы специально организованные логопедические занятия, которые помимо общих коррекционно-педагогических принципов, 1) учитывают индивидуальные зрительные возможности ребёнка. От вида косоглазия зависит расположение иллюстративного материала(горизонтально, вертикально); от остроты зрения -допустимый размер пособий. 2)учитывают уровень речевого развития; 3) опираются на сохранные анализаторы (слуховой, тактильный, двигательный); 4) на занятиях параллельно с речевыми проблемами, решаются задачи зрительного восприятия; 5) Зрительные и речевые задачи решаются в лексических темах одинаковых с тифлопедагогом. У тифлопедагога, в свою очередь, есть рекомендации логопеда о том какие грамматические задачи можно решать во время той или иной лексической темы.
Работа по закреплению полученных детьми навыков (как в фонетико-фонематических и в лексико-грамматических процессах, так и в развитии зрительных функций), проходит в совместной с воспитателем и в самостоятельной деятельности.
Некоторые примеры того, как коррелируют зрительные и речевые задачи, мы увидим в лексической теме - Транспорт.
1 Игра «Автомастерская» позволяет *уточнять предметные представления за счёт точного зрительного анализа, *учит узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модальностях, и находить их место.
Вместе с этим в речи * закрепляется форма Родительного падежа, *умение согласовывать существительные с прилагательными; *образование относительных прилагательных; *закрепляются названия частей целого.
2 «Кто, чем управляет» в игре по типу лабиринта, происходит развитие прослеживающей функции глаза, ручной умелости в системе глаз-рука;
Отыскав выход из лабиринта, ребёнок подбирает атрибуты, необходимые его виду транспорта. Общие Речевые задачи: *образование относительных прилагательных; *использование предложно-падежных форм; *закрепление обобщающих слов,*названий профессий, *расширение словаря
3«Нарисуй путь» - игра позволяет формировать зрительно-моторную координацию и предметно-практическую ориентацию в пространстве.
Одновременно, дети учатся *образовывать глаголы с помощью приставок, *дифференцировать значения предлогов и использовать их в речи, *развивают рече–слуховые память и внимание.
4 в игре «Я лётчик» К предыдущим задачам добавляется *работа с собственным телом, *координация речи и движения. *Закрепляется умение использовать предлоги и приставочные глаголы в речевой практике. 1 игрок управляет транспортным средством, остальные принимают роль объектов. Здесь Открываются возможности для творчества и самовыражения.
/«Игры в группе»/ С воспитателями дети закрепляют названия и виды транспорта, применяют полученные навыки словообразования и словоизменения; учатся координировать речь и движение. В самостоятельной деятельности дети развивают зрительное восприятие, погружаясь в изучаемый лексический материал.
Таким образом, под влиянием совместного коррекционного воздействия, происходит развитие зрительных функций и формирование языковой системы, что, в конечном результате, делает детей с нарушением зрения более адаптированными к обучению в массовой школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.
Данная презентация отражает взаимодействие всех служб дошкольного учреждения при работе с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект, так и вторичные отклоне...
Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.
В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...
Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"
Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....
Технологии работы в образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.(консультация для родителей)
Консультация для родителей....
Особенности логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.
Рекомендации для учителя- логопеда....
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Направления взаимосвязи логопеда и воспитателя:• развитие лексико-грамматического строя речи;• развитие фонетико-фонематического слуха;• развитие общей и мелкой моторики;• выработка артикуляционной мо...