сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.
статья по логопедии по теме

Черепанова Елена Тагировна

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, тифлопедагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_logopeda_vzaimodeystvie.docx83.99 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь работы специалистов по лексическим темам.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школьному обучению. Требования, выдвигаемые будущим школьникам, предполагают у него наличие определённых умений и навыков,  в их числе и сформированные когнитивные процессы,  и хорошо развитое фонетико-фонематическое восприятие, и устойчивое владение грамматическими нормами языка. Особую актуальность проблема дограмматического развития приобретает, когда речь идёт о детях с нарушением зрения. По результатам отечественных исследователей, речевые нарушения в форме косноязычия у учащихся с дефектами зрения встречаются в 2 раза чаще, чем у нормально видящих детей.

Сегодня, с вашего позволения, мы поговорим, в основном, о развитии морфологической подсистемы языка   детей с проблемами зрения. Практика показала, что именно овладение функцией грамматического строя речи вызывает у детей нашего сада наибольшие затруднения.  

Неполное, фрагментарное представление об окружающем сопровождается недостаточностью чувственной основы речи и, как следствие, речь детей с нарушением зрения  сопровождается неточностью представлений, несоотнесённостью использования слов с конкретными признаками и свойствами  предметов.

Общая особенность их речи  - нарушение словесного  опосредования. Даже если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него всегда есть чёткие представления о нём. Этим объясняются трудности установления предметной соотнесённости слов и образа, и правильного употребления слов в речевой практике.

За счёт монокулярного видения   дети с косоглазием и амблиопией,   не воспринимают многие из признаков, это  затрудняет их ориентацию в пространстве на уровне предметно - практических действий,  и словесного обозначения. Соответственно и система предлогов усваивается ими не в полном объёме и в более длительные сроки.

Мы убедились, что самостоятельно овладеть всеми закономерностями языка в практике речевого развития, ребёнку с нарушением зрения достаточно проблематично. Для этого, кроме всестороннего комплексного воздействия всех специалистов, необходимы специально организованные логопедические занятия, которые помимо общих коррекционно-педагогических принципов, 1) учитывают  индивидуальные зрительные возможности ребёнка. От вида косоглазия зависит  расположение иллюстративного материала(горизонтально, вертикально); от остроты зрения -допустимый размер пособий. 2)учитывают уровень речевого развития; 3) опираются на сохранные анализаторы (слуховой, тактильный, двигательный); 4) на занятиях параллельно с речевыми проблемами, решаются задачи зрительного восприятия; 5) Зрительные и речевые задачи решаются  в  лексических  темах   одинаковых с тифлопедагогом. У  тифлопедагога, в свою очередь, есть рекомендации логопеда о том какие грамматические задачи можно решать во время той или иной лексической темы.  

 Работа по закреплению полученных детьми навыков (как в фонетико-фонематических и в лексико-грамматических процессах, так и в развитии зрительных функций), проходит в совместной  с воспитателем и в  самостоятельной деятельности.  

  Некоторые  примеры того, как коррелируют  зрительные и речевые задачи, мы увидим в лексической теме - Транспорт.

1 Игра «Автомастерская»  позволяет *уточнять предметные представления за счёт точного зрительного анализа, *учит узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модальностях, и находить их место.  

 Вместе с этим в речи  * закрепляется форма  Родительного падежа,  *умение согласовывать существительные с прилагательными; *образование относительных прилагательных; *закрепляются названия частей целого.

C:\Users\Алексй\Saved Games\Desktop\Фото0495.jpg

2 «Кто, чем управляет» в игре по типу лабиринта,  происходит развитие  прослеживающей функции глаза, ручной умелости в системе глаз-рука;

Отыскав выход из лабиринта,  ребёнок подбирает атрибуты, необходимые его виду транспорта.  Общие Речевые задачи: *образование относительных прилагательных; *использование предложно-падежных форм;  *закрепление  обобщающих слов,*названий профессий,  *расширение словаря

C:\Users\Алексй\Saved Games\Desktop\Фото0497.jpg 3«Нарисуй путь» - игра позволяет формировать  зрительно-моторную координацию и предметно-практическую ориентацию в пространстве. C:\Users\Алексй\Documents\фото игры на ковре\Фото0500.jpg

 Одновременно, дети учатся *образовывать глаголы с помощью приставок, *дифференцировать значения  предлогов и использовать их в речи, *развивают рече–слуховые память и внимание.

4 в игре «Я лётчик» К предыдущим задачам добавляется *работа с собственным телом, *координация речи и движения. *Закрепляется умение использовать предлоги и приставочные глаголы в речевой практике. 1 игрок управляет транспортным средством, остальные принимают роль объектов. Здесь Открываются возможности для творчества и самовыражения.

/«Игры в группе»/ С  воспитателями дети закрепляют  названия и виды транспорта, применяют полученные навыки словообразования и словоизменения; учатся координировать речь и движение. В самостоятельной деятельности дети развивают зрительное восприятие, погружаясь в изучаемый лексический материал.

Таким образом, под влиянием совместного коррекционного воздействия, происходит развитие зрительных функций и формирование языковой системы, что, в конечном результате, делает детей с нарушением зрения  более адаптированными к обучению в массовой школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Данная  презентация отражает взаимодействие  всех служб дошкольного учреждения при  работе  с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект,  так и вторичные отклоне...

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....

Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушениями речи

Направления взаимосвязи логопеда и воспитателя:• развитие лексико-грамматического строя речи;• развитие фонетико-фонематического слуха;• развитие общей и мелкой моторики;• выработка артикуляционной мо...