Конспект открытого занятия по логоритмике "На заставе богатырской"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Ремешкова Светлана Николаевна

Используя основные средства логоритмики занятие позволит активизировать и закрепить знания детей по теме "Богатыри - защитники земли русской". Группа компенсирующей направленности для детей с ОНР 6-8 лет (2-ой год обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_logoritmike_na_zastave_bogatyrskoy.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3 г. Медвежьегорска»

Конспект открытого занятия по логоритмике

(с использованием ИКТ-технологий)

«На заставе богатырской»

Группа компенсирующей направленности

для детей с ОНР 6-8 лет

(2-ой год обучения)

Составитель:        

учитель-логопед        

Ремешкова С.Н.        

Проводят:                

учитель-логопед Ремешкова С.Н.,        

муз. руководитель Полякова В.В.,        

воспитатель Челышева О.Ю.                

Карелия, г. Медвежьегорск

2018 г.


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

        Активизировать словарь по лексической теме «Богатыри – защитники земли русской». Вызвать интерес к истории Древней Руси, ее былинным героям и их подвигам. Дать представление о том, как певцы-сказители рассказывали былины. Закреплять умение исполнять попевку с опорой на ритмическую схему, аккомпанировать на ложках.

Коррекционно-развивающие:

        Развивать пространственную организацию движений, пространственную ориентировку. Развивать певческие навыки, чувство ритма. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков Р, Рь. Закреплять произношение звука Ц. Активизировать психические процессы: память, внимание, мышление.

Коррекционно-оздоровительные:

        Способствовать укреплению костно-мышечного аппарата. Формировать правильную осанку. Развивать координацию и точность движений во взаимосвязи с речью. Развивать общую и мелкую моторику. Способствовать развитию речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные:

        Продолжать воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Воспитывать умение работать в парах, чувствовать плечо товарища, выполнять движения согласованно. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Продолжать воспитывать умение рассказывать о своих чувствах, подводить итоги (чему научились).

Материалы и оборудование:

        Мультимедиа, экран; подушки-думочки; элементы одежды богатырей, оружие, костюм Настасьи Филипповны; ложки деревянные, крышечки металлические в шкатулке.

Методы и приемы:

        Стихотворное приветствие; обращение к прошлому опыту; заучивание стихотворений, отгадывание загадок; выполнение движений в сочетании с проговариванием слов; пение по ритмической схеме; аккомпанемент на шумовых инструментах; артикуляционная гимнастика с опорой на изображение; работа в парах; выполнение танцевальных движений по показу; элементы методики Емельянова; исполнение песни хором; театральный мини-этюд; релаксация, рефлексия.

Структура занятия:

  1. Приветствие гостей. Введение в тему занятия.
  2. Стихотворение с движениями
  3. Ритмическая игра, попевка «Эй, кузнец, молодец»
  4. Логопедическая гимнастика
  5. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве, координации движений, согласование действий в парах
  6. Загадки об одежде богатырей, об оружии.
  7. Фонопедическое и дыхательное упражнение.
  8. Пальчиковая гимнастика
  9. Упражнения под музыку «Русская рать» (ВПК «Клинок»)
  10. Исполнение песни «Богатырский конь» (слова М. Наринского, музыка Я.Дубравина)
  11. Релаксация
  12. Рефлексия. Итог занятия.

Предварительная работа:

        Оформление мини-музея «Защитники земли русской». Рассматривание иллюстраций в книгах, раскрашивание картинок. Чтение книг, просмотр мультфильмов о богатырях. Проведение цикла занятий по теме. Заучивание пословиц, поговорок, стихотворений, песни. Подготовка презентации. Подбор фонограмм: С.Намин «Богатырская наша сила» (минус и плюс), «Русская рать» (ВПК «Клинок»), народная мелодия в исполнении на гуслях.

        Рассказ о мальчике Ване (накануне занятия):

        Расскажу я вам про мальчика Ваню. Однажды ему подарили книгу. Книгу большую, красивую, интересную. Книга называлась «Богатыри». Ване очень она понравилась, весь день он рассматривал иллюстрации, внимательно слушал, что читал ему папа. Даже ночью он не захотел расставаться с замечательной книгой и положил ее рядом с кроватью на стул. Как вы думаете, что случилось, когда Ваня лег спать? (предположения детей). Крепко заснул Ваня и снится ему сон… Интересно, что же приснилось Ване? (предположения детей). Приснилось ему, будто оказался он на заставе богатырской. И всех богатырей там увидел и узнал.


Ход занятия:

1. Приветствие гостей. Введение в тему занятия.

Дети входят в зал (минусовка «Богатырская наша сила») и встают полукругом лицом к гостям:

        Логопед:        Давайте поприветствуем всех гостей.

Слайд 1

Дети:                Ой, Вы, гой-еси, люди добрые,

                Люди знатные и хорошие!

                Пожелать мы хотим вам здравия

                И в делах во всех благочестия.

                Пусть удача всегда Вам сопутствует

                И лишь добрый люд Вам встречается...

        Логопед:        Мы поприветствовали с вами гостей в стиле русском, старинном, былинном. Значит, речь на занятии у нас пойдет… О чем? О ком? Правильно, сегодня поговорим с вами о богатырях - защитниках земли русской.

        Помните накануне я рассказывала вам про мальчика Ваню? Что он делал? Где он оказался, когда лег спать? Какой сон ему приснился?

        А хотите вслед за Ваней тоже оказаться на заставе богатырской?

        Закрывайте глаза.

        Раз, два, три, покружились.

        И в богатырей все превратились.

        На заставе богатырской, как и Ваня, очутились.

        Дети выполняют движения и поворачиваются лицом к логопеду и экрану, на котором появляется изображение богатырской заставы.

        А нас кто-то встречает на богатырской заставе. Давайте поздороваемся.

Настасья Филипповна:

        - Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы. Зовут меня Настасья Филипповна, жена Добрыни Никитича. Я приветствую вас на заставе богатырской. Скажите мне, пожалуйста, кого из богатырей вы можете встретить на заставе?.. Слайд 2

Молодцы, многих славных русских героев вы знаете.

        Логопед: Ребята, какие были богатыри, давайте покажем и расскажем.

2. Стихотворение с движениями

Дружно встанем – раз, два, три – (Топают ногами)

Мы теперь богатыри!                (Ставят руки на пояс)

Богатырь – вот он каков:        (Правую руку кладут на грудь)

Он силен, он здоров,                (Показываю силача)

Он из лука стрелял,                (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал,                (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял,                (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал,                (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Русь-матушку защищал.

Подрастем и мы, смотри,        (Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!                (Руки на пояс)

Слайд 3

3. Ритмическая игра, попевка «Эй, кузнец, молодец»

(с использованием ритмических схем и деревянных ложек)

        Логопед: Богатыри несут свою службу на заставе, охраняют землю родимую от всякого ворога.

        От зари и до зари

        Дозор несут богатыри.

        Чтоб рубежи родной земли

        Враги нарушить не смогли.

Но пока на заставе тихо, богатыри без дела-то не сидят.

        У каждого есть верный конь.

        Он с ним и в воду, и в огонь.

Богатыри  за конями своими - другами боевыми – ухаживают, поят, кормят.

К кузнецу за помощью обращаются, чтоб он коня подковал.

        Проводит музыкальный руководитель.

Эй, кузнец, молодец!

Захромал мой жеребец.

Вот гвоздь. Вот подкова.

Раз-два, и готово!

        Попевка в первый раз проговаривается, одновременно простукивается ритмический рисунок в соответствии со схемой. Дается указание на запоминание слов. Затем пропевается один-два раза под аккомпанемент деревянных ложек.

Слайд 4

4. Логопедическая гимнастика

        Логопед:        Звонко цокают копытца,

                        Конь идет к воде напиться.

1. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и щелкать языком за верхними зубами сначала медленно (рот открыт широко), потом быстро (губы округлены трубочкой).

2. «Чашечка» (с усложнением). Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу, сделать «чашечку» и, будто зачерпнув воды, убрать в рот.

Слайд 5

5. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве, координации движений, согласование действий в паре

        Логопед:        Конь бежит, земля дрожит.

                        Всадник на коне сидит.

        Дети разбиваются на пары. Один – «конь», второй – «всадник». Последний кладет руки на плечи «коня». Дети стоят лицом в одну сторону. Под музыку дети скачут боковым галопом вправо, влево; поднимая колени скачут назад, вперед; скачут в произвольном направлении прямым галопом.

        После окончания упражнения логопед предлагает сделать 3-4 упражнения на восстановления дыхания: руки медленно поднять в стороны – вдох, опустить – выдох.

6. Загадки об одежде богатырей, об оружии.

        Логопед:  Женщины помогали богатырям одежду в порядок приводить. Обратимся к Настасье Филипповне, спросим, что за одежда была у богатырей? А может быть она нам и про оружие богатырей немного расскажет?

        Настасья Филипповна: Загадаю я вам загадки. Загадки интересные. Загадки мудрые. Вы времени зря не теряйте, а мои загадки отгадайте.

Отгадки появляются на экране, после того как дети разгадали загадку.

Слайд 6

Я как зонт - не промокаю,

От холода я защищаю,

И от ветра я укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

Рубашку такую не вяжут, не шьют.

Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять, в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Это же … (Меч)

Чтоб грудь защитить от удара врага,

Уж это вы знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький … (Щит)

Дети благодарят Настасью Филипповну.

Настасья Филипповна: В добрый путь!

Слайд 7

7. Фонопедическое и дыхательное упражнение.

        Логопед:

        Пока богатыри на страже,

        Может быть уверен каждый:

        От врагов защищены

        Покой и мир родной земли.

Люди мирно живут. Детушек малых лелеют. Землю пашут, хлеб растят.

        Логопед проговаривает слова, музыкальный руководитель показывает выполнение:

По весне вспахал мужик землю плугом.

                        Дети выполняют движение кулаками от груди вперед и

                        произносят звук У. Повторяют 3-4 раза, каждый раз

                        увеличивая продолжительность выдоха.

Посеял пшеницу.

                        Дети показывают, как разбрасывают зерна, и произносят

                        короткие звуки П.

Солнце светит.

                        Произносят звонкие певучие звуки А в верхнем регистре.

Пшеница растет.

                        Медленно поднимают руки, произнося звук Ш.

Ветер прилетает, пшеницу качает.

                        Руки вверху, наклоны в стороны. Полный вдох-выдох.

Слайд 8

8. Пальчиковая гимнастика

        Логопед: Да не оставляют вороги-басурмане треклятые мысли о завоевании земли русской. Так и норовят границу перейти, заставу богатырскую кругом обойти. Да только не дремлют богатыри.

1,2,3,4,5 – (пальчики «здороваются»)

Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по бокам ребенка - «ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (
сцепить пальцы в один кулак).

9. Упражнения под музыку «Русская рать» (ВПК «Клинок»)

(выполняются по показу

        Логопед (по окончании) читает стихотворение, дети восстанавливают дыхание.

        А и сильные могучие богатыри на славной Руси.

        Не скакать врагам по земле нашей!

        Не топтать их коням землю русскую!

        Не затмить им солнце наше красное!

        Века стоит Русь – не шатается!

        И еще простоит – не шелохнется!

10. Исполнение песни «Богатырский конь» (слова М. Наринского, музыка Я.Дубравина)

        Логопед: Проснулся Ваня утром. Зарядку сделал, холодной водой умылся. Позавтракал кашей богатырской.

        Слайд 9

        И побежал к коню своему любимому. Хоть и игрушечный конь был, деревянный, да показалось Ване, что взметнулся конь и помчал его быстрее ветра.

        Дети исполняют песню «Богатырский конь». Во время проигрыша по окончании песни цокают язычками и «играют» на металлических крышечках. Затем складывают в шкатулку.

1.

Много у Ванюши

Книжек и игрушек,

Есть хороший, самый лучший

Богатырский конь.

Цок, цок, цок –

Слышно в тишине.

Это Ваня лихо

Скачет на коне. (2 раза)

2.

Всех быстрей на свете

В доме на паркете

Мчится с Ваней, словно ветер,

Богатырский конь.

Цок, цок, цок –

Слышно в тишине,

Это Ваня лихо

Скачет на коне. (2 раза)

11. Релаксация

        Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, откуда мы узнали о богатырях. Правильно, из книг, русских былин. Кто исполнял, пел былины раньше? На чем играл певец-сказитель?

        Логопед предлагает попрощаться с Настасьей Филипповной, поблагодарить ее (воспитатель уводит двух мальчиков переодеться).

        Дети берут подушки-думочки и рассаживаются в произвольном порядке на полу, лицом к экрану.

        Звучит мелодия, исполняемая на гуслях (фонограмма). Логопед медленно зачитывает текст.

        Слайд 10

        Логопед: Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Пальцы старца слегка касаются гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину.

        Возьму гусли звонкие, яровчатые.

        Да настрою гусли на старинный лад.

        Заведу старину стародавнюю

        Бывальщину о деяниях

        Славнорусского богатыря

        Ильи Муромца.

        Синему морю на тишину,

        А всем добрым людям на послушание.

Дети еще некоторое время слушают мелодию, закрыв глаза.

        Логопед:         Раз, два. Крепко глазки зажмурили.

                        Три, четыре. Глазки открыли. Встали.

                        И увидели, что мы вернулись в детский сад.

Слайд 11.

12. Рефлексия. Итог занятия.

        Логопед: Ребята, где мы сегодня с вами побывали вместе с мальчиком Ваней? Скажите, пожалуйста, что больше всего вам понравилось или запомнилось? Что вы можете сказать о богатырях? А кому вам хочется рассказать о том, где вы сегодня были, что делали? С кем вы хотите поделиться своими впечатлениями?

        Выходят переодетые в костюмы богатырей мальчики, читают стихотворение:

        Широко ты, Русь, по лицу земли

        В красе царственной развернулася!

        У тебя ли нет богатырских сил,

        Старины святой, громких подвигов?

        Уж и есть за что, Русь могучая,

        Полюбить тебя, назвать матерью.

        Стать за честь твою против недруга,

        За тебя в нужде сложить голову!

        Логопед: Какие сильные, красивые, добрые слова, наполненные любовью к своей Родине. Наказ богатырей надо выполнять. И в наше время есть мужественные люди, готовые стоять на защите России.

        Послушайте, как об этом говорится в песне (фонограмма песни С.Намина «Богатырская наша сила», речитатив).

        Далее (когда звучит проигрыш) дети строятся за мальчиками в костюмах, выполняют перестроения и выходят из зала под фонограмму песни С.Намина «Богатырская наша сила».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по логоритмике в младшей группе

Содержание конспекта поможет легко и интересно сделать занятие увлекательным....

Конспект открытого занятия по "ЛОГОРИТМИКЕ"для детей 2-3лет

Предлагаю материал открытого занятия по " Логоритмике" для детей 2-3 лет " Путешествие в весенний лес"...

Конспект открытого занятия по логоритмике

Конспект открытого занятия по логоритмике в старшей логопедической группе "Прогулка в весенний лес"....

Конспект открытого занятия по логоритмике в старшей логопедической группе: «Путешествие в сказочный лес»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период, их повадках.- расширение и активизация словаря по лексической теме: «Дикие животные»;- за...

Конспект открытого занятия по логоритмике в старшей логопедической группе

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОРИТМИКЕТема: «Ах, ты зимушка-зима, закружила, замела»старшая логопедическая группаЦель: развитие  речи детей, обобщение знаний детей о зимних явлениях природы, ...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...