Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д. В связи с этим была составлена данная программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принят на педагогическом совете Утверждаю:
Муниципального бюджетного Заведующий д/с «Солнышко»
дошкольного образовательного учреждения Серебрякова О.В.___________
детский сад «Солнышко» протокол №_______ решение педагогического
От «___» ___________2017г. Совета от «___»________2017г.
Приказ ДОУ №____________
От «___»______________2017г.
Программа
коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности
у детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
педагог – психолог
Сельдемирова Ж.А.
Березово 2017г.
Пояснительная записка
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, наиболее распространённым явлением у детей, является тревожность. Проблема тревожности одна из самых значительных проблем в современной психологии. Она широко изучается психологами, как в нашей стране, так и за рубежом. Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д.
В связи с этим была составлена данная программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Цель: коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- создать положительное эмоциональное настроение в группе;
- способствовать снятию мышечного напряжения;
- способствовать повышению самооценки детей;
- снизить уровень тревожности у детей
Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность занятия 30 минут. Количество детей в группе 6 - 7 человек.
Тематическое планирование
Здравствуйте,
это Я!
Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
2
Моё имя
Раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
3
Настроение
Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
4
Настроение
Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
5
Наши страхи
Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
6
Я больше
не боюсь!
Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
7
Волшебный
лес
Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
8
Сказочная
шкатулка
Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
9
Волшебники
Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
10
Солнце в ладошке
Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Занятие №1 «Здравствуйте, это Я!»
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Доброе утро»
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.
Упражнение «Что я люблю?»
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
Упражнение «Качели»
Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
Упражнение «Угадай по голосу»
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.
Упражнение «Лягушки на болоте»
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение «Художники – натуралисты»
Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».
Занятие №2 «Мое имя»
Цель: раскрытие своего «Я», Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Узнай по голосу»
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Игра «Моё имя»
Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твоё имя?
- Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте, и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.
Игра «Разведчики»
Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт, запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
Упражнение «Три зеркала»
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
- в зелёном – такими, какими они представляются себе;
- в голубом – какими они хотят быть;
- в красном – какими их видят друзья.
Упражнение «Доверяющее падение»
Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
Занятие №3 «Настроение»
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Возьми и передай»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Упражнение «Неваляшка»
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
Упражнение «Превращения»
Психолог предлагает детям:
- нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
- позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
- испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
- улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
Рисование на тему «Моё настроение»
После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение:
- Взрослые обычно боятся….;
- Дети обычно боятся….;
- Мамы обычно боятся….;
- Папы обычно боятся….
Упражнение «Пружинки»
Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
Занятие №4 «Настроение»
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Злые и добрые кошки»
Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
Игра «На что похоже моё настроение?»
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».
Упражнение «Ласковый мелок»
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
Рисование на тему «Автопортрет»
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
Занятие №5 «Наши страхи»
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Петушиные бои»
Дети разбиваются на пары – петушки. Затем стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что - бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
Упражнение «Расскажи свой страх»
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким»
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
Упражнение «Чужие рисунки»
Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.
Упражнение «Дом ужасов»
Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
Занятие №6 «Я больше не боюсь»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Смелые ребята»
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
Упражнение «Азбука страхов»
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
Упражнение «Страшная сказка по кругу»
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
Упражнение «На лесной полянке»
Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
Упражнение «Прогони Бабу – Ягу»
Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
Упражнение «Я тебя не боюсь»
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!».
Занятие №7 «Волшебный лес»
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»
Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
Упражнение «Лягушки на болоте»
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение «Неопределённые фигуры»
Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.
Игра «Тропинка»
Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. Д».
Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»
Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.
Упражнение «Доверяющее падение»
Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
Занятие №8 «Сказочная шкатулка»
Цель: Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Игра «Сказочная шкатулка»
Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев».
Упражнение «Конкурс боюсек»
Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно «Я….. этого не боюсь!».
Игра «Принц и принцесса»
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
Упражнение «Придумай весёлый конец»
Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
Рисование на тему «Волшебные зеркала»
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом - маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем - небоящимся ничего и сильным.
После задаются вопросы:
- Какой человек симпатичнее?
- На кого ты сейчас похож?
- В какое зеркало ты чаще смотришься?
Занятие №9 «Волшебники»
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка,
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Игра «Путаница»
Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
Игра «Кораблик»
Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!».
Упражнение «Кони и всадники»
Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в «коня», другой во «всадника». «Коням» завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача «коня» - бегать быстрее, а задача «всадника» – не допускать столкновения с другими конями.
Упражнение «Волшебный сон»
Все дети отдыхают, и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
Рисуем, то, что увидели во сне
Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне, и рисует эту картинку.
Упражнение «Волшебники»
Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.
Занятие №10 «Солнце в ладошке»
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Неоконченные предложения»
Детям предлагается предложения, которые нужно закончить:
- «Я люблю…»,
- «Меня любят…»,
- «Я не боюсь…»,
- «Я верю...»,
- «В меня верят…»,
- «Обо мне заботятся…»
Игра «Баба - Яга»
По считалке выбирается Баба - Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба - Яга берёт веточку - помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы - Яги и дразнят её: «Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!». Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
Игра «Комплименты»
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе….». Принимающий кивает головой и отвечает: « Спасибо, мне очень приятно!». Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.
Упражнение «В лучах солнышка»
Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.
Упражнение «Солнце в ладошке»
Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
И всё это - мне, и всё это - даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
ЛИТЕРАТУРА
- Васильева И. «Волшебные существа». Издательство: СПб.: «Речь», 2009г.
- Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. «Игры на управление гневом». Издательство: СПб.: «Речь», 2011г.
- Плотникова Н.В. «Игры на развитие уверенности в себе». Издательство: СПб.:«Речь», 2012г.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2001г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с
- Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004г.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ, 1976г.
- Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002г.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997г.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996г.
- Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду, 2000г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996г.
- Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности /Психологическая наука и образование. – 1998г.
- Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985г.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985г.
- Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста/ Школьный психолог. – 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-педагогической работы по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений....
Арт-терапия как способ снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Использование арт-терапии в работе с тревожными детьми старшего дошкольного возраста, виды арт-терапии...
Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Ночь полна красоты».
Цель: снятие повышенного уровня тревожности, страха темноты, преодоление замкнутости....
Конспект занятия по снижению тревожности у детей младшего дошкольного возраста
Цель: коррекция и снижение страха самостоятельности, тревожности и общей боязливости у детей младшего дошкольного возраста....
Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отправим СМС в сказку.
Корреционно-развивающие задания учат дошкольников разных возрастных групп узнавать главных героев, оценивать и анализировать их поступки, способствуют формированию умений применять знания текста в усл...
Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".
1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...
Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста «Мир красок»
Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста «Мир красок»...