КОНСПЕКТ открытого занятия в старшей коррекционной группе на тему: «Народные промыслы на Руси»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Цель: совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель, хохлома, дымка).
Задачи:
Ø воспитывать любовь к Родине, русским традициям, народному творчеству;
Ø вызывать уважение к труду народных мастеров;
Ø формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;
Ø продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи;
Ø развивать монологическую речь;
Ø обогащать словарный запас, продолжать учить детей употреблять в рассказе большое количество эпитетов;
Ø закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных;
Ø упражнять в образовании имён прилагательных от существительных;
Ø продолжать учить выразительному рассказыванию стихотворений, эмоциональной окраске голоса;
Ø развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка;
Ø учить наносить изображение на различных текстурах (дерево, стекло, керамика);
Ø развивать и совершенствовать чувство цвета;
Ø развивать технические навыки работы с гуашью;
Ø развивать внимание, познавательную активность;
Ø способствовать развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей с ОНР | 258.68 КБ |
карточки с элементами хохломской росписи и макеты тарелочек. Пользуйтесь! | 436.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
КОНСПЕКТ
открытого занятия
в старшей коррекционной группе
на тему:
«Народные промыслы на Руси»
Воспитатель:
Чефранова О.Н.
Кропоткин, 2018
Цель: совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель, хохлома, дымка).
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине, русским традициям, народному творчеству;
- вызывать уважение к труду народных мастеров;
- формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;
- продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи;
- развивать монологическую речь;
- обогащать словарный запас, продолжать учить детей употреблять в рассказе большое количество эпитетов;
- закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных;
- упражнять в образовании имён прилагательных от существительных;
- продолжать учить выразительному рассказыванию стихотворений, эмоциональной окраске голоса;
- развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка;
- учить наносить изображение на различных текстурах (дерево, стекло, керамика);
- развивать и совершенствовать чувство цвета;
- развивать технические навыки работы с гуашью;
- развивать внимание, познавательную активность;
- способствовать развитию мелкой моторики.
Приёмы и техники рисования: рисование влажным по сухому; линия (прямая, волнообразная, спиралевидная, ломаная и т. д.); мазок; растяжка; точка, ритмический мазок, примакивание кистью; резерваж («обходка»).
Оборудование:
- Мольберты
- Магнитная доска
- Столы для ярмарки
- Атрибуты для мастеров (фартук, платок)
- Гжельская и хохломская посуда
- Дымковские игрушки
- Изображения элементов дымковской росписи
- Карточки с элементами хохломской росписи
- Бумажные тарелочки
- Вырезанные элементы гжельской росписи
- Аудиозапись "Еле, еле – закружились карусели"
- Обруч с лентами
- Керамические игрушки для росписи
- Загрунтованные дощечки
- Стеклянные или фарфоровые тарелочки белого цвета
- Гуашь
- Стаканчики с водой
- Кисти
- Салфетки
- Клеёнки
Предварительная работа:
1. Беседы о русских народных промыслах России.
2. Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
4. Рисование (гжельская тарелочка, хохломская доска , жостовский поднос, русская матрешка, дымковский петушок, городецкий конь)
5. Раскраски на данную тему.
6. Заучивание стихотворений с детьми.
7. Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России»
8. Оформление выставки «Наше творчество по мотивам народных промыслов»
Ход занятия
Дети входят в группу.
Скоморох (ребёнок): Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда!
На ваш товар поглядеть,
Себя показать!
Вместе: Народ собирается, ярмарка открывается!
Восп.: Подходите ближе, гости-господа!
Просим вас пожаловать к мастерам сюда.
Вот в посуде гжельской неба синева,
Золотом покрыла доски хохлома.
От игрушек разных аж в глазах пестрит,
Это Чудо-Дымка нас к себе манит!
Дети со скоморохом подходят к товарам из хохломы.
Рассматривают посуду.
1 торговец (Катя):
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка.
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая…
Дети: хохлома.
Восп.: Какая красивая посуда. Ребята, а что вы знаете о Хохломе и её мастерах?
Ребенок 1: В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города.
Ребёнок 2: Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.
Восп.: С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А какой главный элемент хохломской росписи?
Дети. - Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
Дети: Этот элемент называется завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Восп.: В хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я буду называть элемент, а вы произносить правильно – ласково и находить карточку с изображением этого элемента.
- В хохломской росписи есть элемент осока (осочка).
- В узорах хохломской росписи есть элемент трава (травинка).
- В хохломских узорах рисуют усы (усики).
- Хохломские узоры украшают каплями (капельками).
- Хохломские узоры расписывают листьями (листочками).
- В хохломской росписи рисуют цветы (цветочки).
- В хохломской росписи рисуют ягоды (ягодки).
( Дети называют элементы хохломской росписи, находят соответствующую карточку)
Восп: Молодцы ребята! Может, вы и стихотворение о Хохломе знаете?
Ребёнок: Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Дети переходят к следующему прилавку.
Восп: Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
2 торговец (Ксюша Пох.):
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая …
Дети: Гжель
Восп: Почему эту посуду называют гжелью?
Дети: В городе Гжель живут мастера, которые делают посуду.
Восп: Как же она получается такой белоснежной?
Дети: Гжельскую керамику делают из белой-белой глины.
Восп: Правильно. Рисуют на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получается посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». А почему её так называют?
Дети: Мастера расписывают свою посуду синей краской разных оттенков.
Восп.: Где расположен узор?
Дети: Узор расположен в центре.
Восп.: Ребята, а вы любите изображать гжельские узоры? Хотите украсить тарелочки сине-голубым узором?
Дети выкладывают на бумажных тарелочках узоры из различных элементов.
Восп.: Какие красивые тарелочки у нас получились. А кто подготовил стихотворение о гжели?
Ребёнок: Расцветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фаянсе!
Неужели, неужели
В Вашем доме нету Гжели?
Восп.: С давних пор люди на ярмарку не только за товаром ходили, а чтобы повеселится. Хотите на карусели прокатиться?
Физминука
Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)
А потом-потом-потом (немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)
Тише, тише, не спешите (замедляемся)
Карусель остановите. Стоп!
Дети подходят к прилавку с Дымковскими игрушками.
3 торговец: Эй, ребята подходите,
На игрушки поглядите!
Восп.: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барыня и свистулька и лошадки. Что же это за узор?
Дети: Это дымковские игрушки.
3 торговец: Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Восп.: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Как называется такой праздник?
Дети: Этот праздник называется «свистуньей».
Восп.: Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет игрушки диковинные. Самое интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке. И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
В чём отличие дымковской росписи?
Дети: Особенность дымковской игрушки - простой геометрический орнамент.
Восп.: А из чего он состоит?
Дети: Он состоит из ярких пятен, кругов, овалов и полосок разной толщины.
Восп.: Сочетания каких цветов используют для этой росписи?
Дети: Используют сочетания красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного цветов.
Восп.: Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.
Пальчиковая гимнастика «Козлик»
Вышел козлик из дверей, Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!» «Дай пирожок!» Протянул копытце: «Дай воды напиться!» | Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак. Правая рука складывается лодочкой. |
Восп.: Ребята, наши мастера так на ярмарку торопились, что не успели расписать все свои работы. Жаль, если кому-то не достанется поделки.
Дети предлагают мастерам свою помощь.
Восп.: Вы хотите помочь нашим ремесленникам? Тогда проходите в мастерскую и выбирайте, какой промысел вам больше нравится. Посмотрите, здесь есть дощечки. Из чего они сделаны? (из дерева) Значит они какие? (деревянные). А тарелочки из фарфора какие? (фарфоровые). А вот игрушки из керамики, какие они? (керамические).
Дети выбирают заготовленные заранее приготовленные дощечки, тарелочки и игрушки, расписывают их.
Восп.: А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи. Мы будем работать гуашью, она имеет свойство забивать ворс мягких кистей, чтобы этого не происходило нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну баночки с водой.
После окончания рисования воспитатель подводит итоги рисования и предлагает детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Ребенок:
Ой вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Расписали их, старались,
Подарить вам собирались!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»
Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»...
конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"
конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...
План - конспект открытого занятия в подготовительной коррекционной группе на тему "Путешествие в зимний лес"
1. Развитие связной речи.2. Развитие общей моторики.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие фонематического слуха....
КОНСПЕКТ открытого занятия в старшей коррекционной группе на тему: «Народные промыслы на Руси»
Цель: совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель, хохлома, дымка)....
Конспект открытого занятия в старше-подготовительной группе «Ромашка» Тема: «Путешествие по России»
Цель: формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....
Конспект открытого занятия для старшей логопедической группы по теме:"Звук и буква У"
Задачи:- закреплять правильное произношение звука У;- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;- познакомить с понятием “гласный” звук;- ввести новое обозначение гла...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему: «Зимушка-зима»
риобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима&raq...