Особенности обучения детей с ДЦП ориентировке в пространстве
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Согласно специальным исследованиям выявлено, что у многих детей с ДЦП затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.
Для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослым. В данной рекомендации представлены практические материалы по усвоению пространственной ориентировки у детей с ДЦП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»
«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»
КОЛОХМАТОВА Г. Ю.
Учитель-дефектолог детского сада № 23
компенсирующего вида
У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений: ребенок выделяет основные пространственные признаки предметов – форму и величину; имеет представления о направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами, понимает и использует речевые средства для обозначения пространственных взаимоотношений между предметами.
Согласно специальным исследованиям выявлено, что у многих детей с ДЦП затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.
Из-за поражения теменных отделов коры головного мозга, у детей с ДЦП с трудом формируется возможность различения правой и левой стороны, он даже к школьному возрасту с трудом понимает смысл предлогов за, над, под.
Из-за наличия внутреннего косоглазия ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя наружные поля зрения.
У всех детей с ДЦП особенно нарушено словесное определение пространственных направлений между предметами, замедленно.
Для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослым.
Данную работу можно разделить на несколько этапов.
Первый этап
Первые пространственные представления детей отражаются в речи «вот», «тут», «там», «здесь». Слова сопровождаются выразительным указательным жестом по направлению движения или интересующего предмета. В это же время дети овладевают ориентировкой «на себе», на другом человеке и на игрушке. Для формирования о схеме тела необходимо использовать зеркало. Ребёнка подносят к зеркалу и говорят: «Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.» «Потрогай свой нос, рот, глаза и т.д.» Затем действия переносятся на взрослого: «Посмотри, вот мои руки, ноги и т.д.» На следующем этапе все действия необходимо выполнять на кукле, затем на картинке с изображением человека и т.д.
Дидактические игры:
1. «Спрячем игрушку»
(ориентировка в групповой комнате)
Воспитатель прячет в группе игрушку и вместе с детьми ищет её: привстаёт на
носки, пытается посмотреть за горку, заглядывает под столы и стулья, наклоняет-
ся, чтобы посмотреть за шкаф. А дети повторяют все движения за педагогом.
2. «Выполни действие»
(использование предлогов)
Необходимо развивать умение выполнять простые поручения: «Положи шарики в
ведёрко»; «Подойди к полке, возьми мишку, доползи до матрешки» и т.д.
2 ЭТАП
Дети учатся различать пространственные направления «от себя»: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу. Необходимо учить ребёнка различать части своего тела, это надо закреплять в повседневной бытовой деятельности (в процессе умывания, одевания, во время обеда за столом - учат держать ложку в правой руке).
Умение ориентироваться «на себе» это предпосылка необходимая для перехода к следующей программной задаче – ориентировка на другом человеке и на предметах.
Надо показывать детям пространственные направления с определёнными частями собственного тела: вверху-там, где голова, а внизу-где ноги, впереди-лицо, а сзади-спина.
Следует учить детей различать парные противоположные направления: внизу-вверху, впереди – сзади, слева – справа. Опираясь на эти умения нужно называть детям пространственные направления «от себя»: вперёд-назад, направо-налево (куда пошла кукла, куда покатился мяч и т.д.)
На этом этапе ребенок должен хорошо знать, где находится спальня, где туалет, где дети занимаются, а где играют. Учатся пользоваться словами-предлогами, обозначающими пространственные отношения (НА, ПОД, РЯДОМ)
Дидактические игры:
1. «Прятки»
(на закрепление частей тела)
Где же, где же наши ручки, ! ручки за спиной
Где же наши ручки? !
Вот, вот наши ручки, ! показывают ручки
Вот наши ручки. ! поворачивают их то вправо, то влево
Пляшут, пляшут наши ручки, !
Пляшут наши ручки. !
Где же, где же наши ножки, ! дети приседают, закрывают ножки ручками
Где же наши ножки? !
Вот, вот наши ножки, ! встают и выдвигают по очереди то одну,
Вот наши ножки. ! то другую ножку
Пляшут, пляшут наши ножки, !
Пляшут наши ножки. !
Где же, где же наши детки, (2 раза) ! закрывают личико
2. «Идём по мостику»
(умение ориентироваться на местности)
На полу проводится прямая линия, ребёнок идёт (ползет, передвигается на ходунках) сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Воспитатель приговаривает:
Через мост перейти надо нам, ребята.
В дальний лес мы пойдём,
Там грибы-маслята.
3. «Мишка-Топтыжка»
(ориентировка на плоскости с использованием предлогов)
(картинки на закрепление пространственной ориентировки: вверху-внизу, в центре, слева, справа, использование предлогов НА, ПОД).
ТРЕТИЙ ЭТАП
Дети продолжают осваивать пространственную ориентировку. Сначала дают задания, в которых нужно определить расположение 2х игрушек, находящихся в противоположных направлениях от ребёнка: впереди-сзади, справа, слева. Затем можно добавить количество игрушек до 4х. Эти предметы нужно располагать рядом с ребёнком, а затем увеличивать расстояние. Ребёнок становится в определённом месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним, слева и справа.
Потом воспитатель предлагает ребёнку повернуться направо и снова сказать, какие предметы, по какую сторону от него расположены. Так же развивается умение передвигаться в заданном направлении в групповой комнате.
На этом этапе ребёнок правильно использует в речи слова-предлоги, обозначающие пространственные отношения (ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, ОКОЛО, НА). Если разложить игрушки в группе в различных местах: на столе, под кроваткой, перед шкафом, около двери и т.д., то ребёнок может рассказать, используя предлоги, где находятся игрушки. Дети хорошо понимают изображение движения в виде стрелок.
Дидактические игры:
1. «Найди пару»
(ориентировка «на себе»)
Дотронуться до любой части тела ребёнка, расположенной спереди, а ребёнок должен назвать то, что расположено на этом уровне сзади.
2. Картинки на закрепление предлогов и пространственной ориентировки
(ориентировка на плоскости)
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
На этом этапе пространственные отношения расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. В занятия включаются специальные упражнения на ориентировку в пространстве: разложить дорожки по ширине, чтобы слева была самая узкая, а справа – самая широкая. Ведётся работа над такими пространственными представлениями как, «слева», «справа», «вверху», «внизу», «впереди», «за», «между», «рядом». Развивается умение определить местоположение предметов в ряду (кто за кем стоит). Включаются упражнения, в которых дети определяют своё положение среди других предметов (стою за стулом, рядом со столом и т.д.)
На этом этапе включается пространственная ориентировка на листе бумаги «слева», «справа», «вверху», «внизу», «в середине».
Дидактические игры:
1. «Найди место»
(ориентировка на плоскости)
Детям раздаются карточки и набор фигурок. Детям предлагается найти место по определённой инструкции: «Таня встанет за Сашей. Оля встанет впереди Саши, а Маша – между Олей и Сашей и т. д.»
2. «Мяч»
(ориентировка на плоскости)
Детям раздаются карточки, разлинованные на прямоугольники. Предложить поиграть в мяч, который будет кататься по полю, давая при этом разные инструкции:
- «Мяч закатился на середину, а теперь покатился вверх, укатился вправо и т.д.».
3. «Угощаем гостей»
(ориентировка на плоскости)
Точно так же можно сервировать стол для гостей, раскладывая разные предметы посуды на столе по инструкции взрослого: «Поставить тарелку на середину стола, слева положить ложку, справа – вилку, вверху поставить чашку, а внизу блюдце»
4. «Транспорт»
(ориентировка на плоскости)
Назвать на картинке все виды транспорта, их назначение. Посчитать, сколько машин едет направо, назвать их. Сколько машин едет налево, посчитать. В какую сторону едет машин больше, направо или налево? В какую сторону едет меньше?
5. «Проведи линии, не отрывая карандаш от бумаги двумя руками одновременно»
(зрительно-пространственная координация)
6. «Найди варежки»
(определение правой и левой руки)
«Покажи варежки на левую руку, а теперь найди варежки на правую руку»
ПЯТЫЙ ЭТАП
Развиваются и закрепляются умения ориентироваться в направлении движения.
Учат различать правую и левую сторону на другом человеке, на игрушках и предметах (в зеркальном отображении). Формируют ориентировку по направлениям «направо» - «налево» от любых предметов и «от себя».
Закрепляется ориентировка на листе бумаги в клетку: «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до».
На этом этапе учат детей ориентироваться в пространстве, используя план-схему групповой комнаты.
Дидактические игры:
1. «Мяч»
(ориентировка на плоскости)
По сравнению с предыдущим этапом правила игры остаются те же, но усложняются задания. Детям даются инструкции на определении углов (правого верхнего, нижнего, левого верхнего, нижнего).
2. «Зеркало»
(зеркальное отображение)
Ребёнка посадить напротив и предложить выполнить следующие задания:
«Покажи у меня правую руку, правое ухо, правый глаз, большой палец левой руки, левое ухо…» и т.д. Если ребёнок затрудняется, дать объяснение: «Моя правая сторона расположена наискосок от твоей правой руки». Если ребёнок и после этого не сможет выполнить задание, необходимо развернуть его спиной к себе так, чтобы он увидел ведущую руку воспитателя и свою с одной стороны и зрительно запомнил.
4. «Различение правой и левой стороны»
(зеркальное отображение)
Рассмотреть внимательно картинки и сказать, в какой руке дети держат разные предметы.
Необходимо помнить, что переход ребенка на следующий этап определяет его успешность в выполнении программных задач предыдущего этапа.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Л.В.Русскова Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения
в детском саду»
Москва «Просвещение» 1986 г.
2. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нару-
шениями опорно-двигательного аппарата»
Москва 2001 г.
3. Елена Селезнёва «Мамина книга»
Москва 1997 г.
4. Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет»
г. Ярославль «Академия развития» 1996 г.
5. О.М.Дьяченко, Т.В.Лавреньтьева «Дневник воспитателя: развитие детей
дошкольного возраста»
г. Москва 1996 г.
6. И.К.Боровская, И.В.Ковалец «Развиваем пространственные представления у детей
с особенностями психофизического развития»
г. Москва «Владос» 2003 г.
7. Т. Мусейибова «Ориентировка в пространстве» в журнале «Дошкольное воспитание» № 8 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном пространстве
Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного общества и важным фактором управления культурным многообразием. Ад...
1. Педагогическое мероприятие "Доктор Градусник" 2. статья Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном пространстве
Аннотация к статье Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного...
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...
Конспект-рекомендация для родителей по познавательному развитию детей средней группы "Ориентировка в пространстве" (закрепление материала)
У многих детей среднего дошкольного возраста ещё не до конца сформированы навыки ориентировки в протсрнстве. Работу с дошкольникааи в этом направлении тему можно проводить по-разному. В данном конспек...
Развитие у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...
Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка в пространстве».
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанным на установлении соотношений между предметами и явлениями, и...