Особенности обучения детей с ДЦП ориентировке в пространстве
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Колохматова Галина Юрьевна

Согласно специальным исследованиям выявлено, что у многих детей с ДЦП затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.

Для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой  взрослым. В данной рекомендации представлены практические материалы по усвоению пространственной ориентировки у детей с ДЦП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ  С ДЦП

ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

КОЛОХМАТОВА  Г. Ю.

Учитель-дефектолог детского сада № 23

компенсирующего вида    

 У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений: ребенок выделяет основные пространственные признаки предметов – форму и величину; имеет представления о направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами, понимает и использует речевые средства для обозначения пространственных взаимоотношений между предметами.

     Согласно специальным исследованиям выявлено, что у многих детей с ДЦП затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.

     Из-за поражения теменных отделов коры  головного мозга, у детей с ДЦП с трудом формируется возможность различения правой и левой стороны, он даже к школьному возрасту с трудом понимает смысл предлогов за, над, под.

     Из-за наличия  внутреннего косоглазия ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя наружные поля зрения.

       У всех детей с ДЦП особенно нарушено словесное определение пространственных  направлений между предметами, замедленно.

     Для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой  взрослым.

      Данную работу можно разделить на несколько этапов.

                Первый этап

                 Первые пространственные представления детей отражаются в речи «вот», «тут», «там», «здесь». Слова сопровождаются выразительным указательным жестом по направлению движения или интересующего предмета. В это же время дети овладевают ориентировкой «на себе», на другом человеке и на игрушке. Для формирования о схеме тела необходимо использовать зеркало. Ребёнка подносят  к зеркалу и говорят: «Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.» «Потрогай свой нос, рот, глаза и т.д.» Затем действия переносятся на взрослого: «Посмотри, вот мои руки, ноги и т.д.» На следующем этапе все действия необходимо выполнять на кукле, затем на картинке с изображением человека и т.д.

                Дидактические игры:

1. «Спрячем игрушку»

    (ориентировка в групповой комнате)

     Воспитатель прячет в группе игрушку и вместе с детьми ищет её: привстаёт на

     носки, пытается посмотреть за горку, заглядывает под столы и стулья, наклоняет-

     ся, чтобы посмотреть за шкаф. А дети  повторяют все движения за педагогом.

2. «Выполни действие»

    (использование предлогов)

     Необходимо развивать умение выполнять простые поручения: «Положи шарики в

      ведёрко»; «Подойди к полке, возьми мишку, доползи до матрешки» и т.д.

             2 ЭТАП

      Дети учатся различать пространственные направления «от себя»: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу. Необходимо учить ребёнка различать части своего тела, это надо закреплять в повседневной бытовой деятельности (в процессе умывания, одевания, во время обеда за столом - учат держать ложку в правой руке).

      Умение ориентироваться «на себе» это предпосылка необходимая для перехода к следующей программной задаче – ориентировка на другом человеке и на предметах.  

          Надо показывать детям пространственные направления с определёнными частями собственного тела: вверху-там, где голова, а внизу-где ноги, впереди-лицо, а сзади-спина.

        Следует учить детей различать парные противоположные направления: внизу-вверху, впереди – сзади, слева – справа. Опираясь на эти умения нужно называть детям пространственные направления «от себя»: вперёд-назад, направо-налево (куда пошла кукла, куда покатился мяч и т.д.)

      На этом этапе ребенок должен хорошо знать, где находится спальня, где туалет, где дети занимаются, а где играют.  Учатся пользоваться словами-предлогами, обозначающими пространственные отношения (НА, ПОД, РЯДОМ)

       

           Дидактические игры:

1. «Прятки»

 (на закрепление частей тела)

Где же, где же наши ручки,              ! ручки за спиной

Где же наши ручки?                          !

Вот, вот наши ручки,                         ! показывают ручки

Вот наши ручки.                                 ! поворачивают их то вправо, то влево

Пляшут, пляшут наши ручки,           !

Пляшут наши ручки.                          !

Где же, где же наши ножки,              ! дети приседают, закрывают ножки ручками

Где же наши ножки?                          !

Вот, вот  наши ножки,                       ! встают и выдвигают по очереди то одну,

Вот наши ножки.                                ! то другую ножку

Пляшут, пляшут наши ножки,          !

Пляшут наши ножки.                         !

Где же, где же наши детки, (2 раза)  ! закрывают личико

2. «Идём по мостику»

     (умение ориентироваться на местности)  

 На полу проводится прямая линия, ребёнок идёт (ползет, передвигается на ходунках) сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Воспитатель приговаривает:

                                Через мост перейти надо нам, ребята.

                                 В дальний лес мы пойдём,

                                 Там грибы-маслята.

3. «Мишка-Топтыжка»

(ориентировка на плоскости с использованием предлогов)

(картинки на закрепление пространственной ориентировки: вверху-внизу, в центре, слева, справа, использование предлогов НА, ПОД).

ТРЕТИЙ ЭТАП

         Дети продолжают осваивать пространственную ориентировку. Сначала дают задания, в которых нужно определить расположение 2х игрушек, находящихся в противоположных направлениях от ребёнка: впереди-сзади, справа, слева. Затем можно добавить количество игрушек до 4х. Эти предметы нужно располагать рядом с ребёнком, а затем увеличивать расстояние. Ребёнок становится в определённом месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним, слева и справа.

      Потом воспитатель предлагает ребёнку повернуться направо и снова сказать, какие предметы, по какую сторону от него расположены. Так же развивается умение передвигаться в заданном направлении в групповой комнате.

      На этом этапе ребёнок правильно использует в речи слова-предлоги, обозначающие пространственные отношения (ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, ОКОЛО, НА). Если разложить игрушки в группе в различных местах: на столе, под кроваткой, перед шкафом, около двери и т.д., то ребёнок может рассказать,  используя предлоги, где находятся игрушки. Дети хорошо понимают изображение движения в виде стрелок.

         

 Дидактические игры:

1. «Найди пару»

(ориентировка «на себе»)

Дотронуться до любой части тела ребёнка, расположенной спереди, а ребёнок должен назвать то, что расположено на этом уровне сзади.

       2. Картинки на закрепление предлогов и пространственной ориентировки

 (ориентировка на плоскости)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

     На этом этапе пространственные отношения расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. В занятия включаются специальные упражнения на ориентировку в пространстве: разложить дорожки по ширине, чтобы слева была самая узкая, а справа – самая широкая. Ведётся работа над такими пространственными представлениями как, «слева», «справа», «вверху», «внизу», «впереди», «за», «между», «рядом».  Развивается умение определить местоположение предметов в ряду (кто за кем стоит). Включаются упражнения, в которых дети определяют своё положение среди других предметов (стою за стулом, рядом со столом и т.д.)

       На этом этапе включается пространственная ориентировка на листе бумаги «слева», «справа», «вверху», «внизу», «в середине».

           Дидактические игры:

1. «Найди  место»

(ориентировка на плоскости)

Детям раздаются карточки и набор фигурок. Детям предлагается найти место по определённой инструкции: «Таня встанет за Сашей. Оля встанет впереди Саши, а Маша – между Олей и Сашей и т. д.»

2. «Мяч»

(ориентировка на плоскости)

Детям раздаются карточки, разлинованные на прямоугольники. Предложить поиграть в мяч, который будет кататься по полю, давая при этом разные инструкции:

- «Мяч закатился на середину, а теперь покатился вверх, укатился вправо и т.д.».

3. «Угощаем гостей»

(ориентировка на плоскости)

Точно так же можно сервировать стол для гостей, раскладывая разные предметы посуды на столе по инструкции взрослого: «Поставить тарелку на середину стола, слева положить ложку, справа – вилку, вверху поставить чашку, а внизу блюдце»

4. «Транспорт»

(ориентировка на плоскости)

Назвать на картинке все виды транспорта, их назначение. Посчитать, сколько машин едет направо, назвать их. Сколько машин едет налево, посчитать. В какую сторону едет машин больше, направо или налево? В какую сторону едет меньше?

5. «Проведи линии, не отрывая карандаш от бумаги двумя руками одновременно»

(зрительно-пространственная координация)

6. «Найди варежки»

(определение правой и левой руки)

«Покажи варежки на левую руку, а теперь найди варежки на правую руку»

ПЯТЫЙ ЭТАП

     Развиваются и закрепляются умения ориентироваться в направлении движения.

Учат различать правую и левую сторону на другом человеке, на игрушках и предметах (в зеркальном отображении). Формируют ориентировку по направлениям «направо» - «налево» от любых предметов и «от себя».

     Закрепляется ориентировка на листе бумаги в клетку: «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до». 

 На этом этапе учат детей ориентироваться в пространстве,  используя план-схему групповой комнаты.

Дидактические игры:

1. «Мяч»

(ориентировка на плоскости)

По сравнению с предыдущим этапом правила игры остаются те же, но усложняются задания. Детям даются инструкции на определении углов (правого верхнего, нижнего, левого верхнего, нижнего).

2. «Зеркало» 

(зеркальное отображение)

Ребёнка посадить напротив и предложить выполнить следующие задания:

«Покажи у меня правую руку, правое ухо, правый глаз, большой палец левой руки, левое ухо…» и т.д. Если ребёнок затрудняется, дать объяснение: «Моя правая сторона расположена наискосок от твоей правой руки». Если ребёнок и после этого не сможет выполнить задание, необходимо развернуть его спиной к себе так, чтобы он увидел ведущую руку воспитателя и свою с одной стороны и зрительно запомнил.

4. «Различение правой и левой стороны»

(зеркальное отображение)

Рассмотреть внимательно картинки и сказать, в какой руке дети держат разные предметы.

      Необходимо помнить, что  переход ребенка на следующий этап определяет его успешность в выполнении программных задач предыдущего этапа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Л.В.Русскова Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения

    в детском саду»

    Москва «Просвещение» 1986 г.

2. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нару-

    шениями опорно-двигательного аппарата»

    Москва 2001 г.

3. Елена Селезнёва «Мамина книга»

    Москва 1997 г.

4. Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет»

    г. Ярославль «Академия развития» 1996 г.

5. О.М.Дьяченко, Т.В.Лавреньтьева «Дневник воспитателя: развитие детей

    дошкольного возраста»

    г. Москва 1996 г.

6. И.К.Боровская, И.В.Ковалец «Развиваем пространственные представления у детей

    с особенностями психофизического развития»

    г. Москва «Владос» 2003 г.

7. Т. Мусейибова «Ориентировка в пространстве» в журнале «Дошкольное воспитание» № 8 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические особенности обучения детей математике, вытекающие из коррекционно - логопедических задач.

Обучение математике в логопедической группе имеет некоторые отличительные черты. Выполнение програмных собственно математических задач обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедическ...

Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном пространстве

Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного общества и важным фактором управления культурным многообразием. Ад...

1. Педагогическое мероприятие "Доктор Градусник" 2. статья Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном пространстве

Аннотация к статье         Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного...

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...

Конспект-рекомендация для родителей по познавательному развитию детей средней группы "Ориентировка в пространстве" (закрепление материала)

У многих детей среднего дошкольного возраста ещё не до конца сформированы навыки ориентировки в протсрнстве. Работу с дошкольникааи в этом направлении тему можно проводить по-разному. В данном конспек...

Развитие у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...