1. Педагогическое мероприятие "Доктор Градусник" 2. статья Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном пространстве
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Давыдова Наталья Игоревна

Аннотация к статье

         Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного общества и важным фактором управления культурным многообразием. Адаптация системы воспроизводства знаний и процессов мировосприятия у сменяющихся поколения требует максимального учета местной культурной традиции, которая в подавляющем большинстве случаев складывается на основе длительного взаимодействия локальных этноконфессиональных сообществ. По этой причине проблема поликультурного образования актуальна для абсолютного большинства регионов. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Давыдова Наталья Игоревна, воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 37» г. Усолье-Сибирское Иркутской области.

Спортивное развлечение  «Доктор Градусник»

Цель:

  • ОО «Здоровье» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, научить детей элементам игрового массажа, развитие представлений о строении человека собственного тела, названии органов
  • ОО «Безопасность» - научить развивать потребность заботится о своем здоровье, формирование представление ,что полезно для организма ,правил поведения  в спортивном зале
  • ОО « Социализация» - Совместная игровая деятельность, чувство  командного «духа».

Действующие лица:

«Доктор Градусник» - взрослый

 «Гантелькин» - ребенок

Ход мероприятия.

Гантелькин, насвистывает под музыку собирается в поход /перебирает рюкзак/

Доктор Градусник. Здравствуйте ребята! Здравствуй Гантелькин! Ты куда- то собираешься?

Гантелькин: Да, в поход! / не отрываясь от рюкзака/

Доктор Градусник. Ничего себе поздоровался!?

Гантелькин: Ай, Привет! / не прерывая свое занятие/

Доктор Градусник: Ой, какой не культурный! А вы, ребята знаете для чего люди здороваются при встречи?

Дети: Да! Они желают друг другу здоровья.

Доктор Градусник: Вот видишь, а ты мне и  ребятам не пожелал здоровья

Гантелькин: /обижено./  Ну ладно! Здравствуйте, /и побежал собирать рюкзак/

Доктор Градусник: Гантелькин!  Вот ты собираешься в поход, а зарядку ты сделал?

Гантелькин : Нет! А зачем?

Доктор Градусник: А вот зачем!

Чтоб росли мы смелыми, сильными, умелыми

Должны себя тренировать, свое тело изучать!/дети под музыку выполняют комплекс упражнений с гимнастическими палками/.

Доктор Градусник. Запомнил Гантелькин, для чего нам нужна зарядка?

Гантелькин: Да! Да!

Доктор Градусник. Знаешь, Гантелькин, а возьми нас с собой в поход!

Гантелькин: Да вы наверно ещё и зубы – то не чистили?

Доктор Градусник.  Зубы то мы почистили, зарядку сделали. Правда ребята?

Гантелькин: А чем это вы зубы чистите? 

Ребенок . Кто чистит зубы утром рано,

Не мылом даже не водой.

«Дрокошу» взять вам точно надо

Ведь  Дракоша тот не злой

Почистить пастой этой, вскоре,

Зубов белее не найдешь

В «Дракоше» здесь, затем и в школе

Ты друга верного найдешь

Гантелькин: Ну ,ладно! Молодцы! Беру я вас в свою команду

Но для этого вы должны собрать набор туриста

Доктор Градусник. А что это за набор?

Гантелькин: Такой большой, умный ,а не знаешь. Ну ладно смотри

Собираясь в дальний путь

Набор туриста не забудь

Сумка термос, бутерброд

И шагай смелей в поход

Доктор Градусник. А я бы взял с собой в поход витаминно- брусничный морс

Гантелькин: А это что такое

Ребенок

Бери и пей брусничный морс

Ведь это витамины

Здоровый будет рот и нос, сбежите от ангины.

Гантелькин: Ну ладно ,сейчас посмотрим какие вы туристы. Кто быстрее собирает рюкзак./ игра «Собираемся в поход»/

Гантелькин:  Я составил для вас тренировочный маршрут,На пути вам встретися :мост, пещера, гора и болото /дети под музыку идут по полосе препядствия/

Гантелькин: И правда вы очень быстрые и смелые

Доктор Градусник: Да, мы очень сильные, у нас сильные руки

Гантелькин. Руки??? а..при…чем тут руки? Да они в походе вообще не нужны. Главное, чтобы голова работала

Доктор Градусник: Ребята, правильно считает Гантелькин? Не нужны нам руки?

Доктор Градусник: А зачем они нам нужны?

Гантелькин: Да! Хотелось бы знать, коль вы такие умные?

Доктор Градусник: А еще я знаю девочек, которым руки нужны, чтобы обруч в них держать/танец с обручами/.

Доктор Градусник: А еще нам в походе нужны очень сильные ноги.

Гантелькин: Для чего нужды руки и ноги понятно, но почему очень сильные?

Доктор Градусник: Ну, Гантелькин?! Собрался в поход и ничего не знаешь. /ответы детей/

Гантелькин: А! Теперь мне все понятно. Ну-ка, ну-ка, мы сейчас проверим ваши ножки!

Гантелькин: Молодцы! Я прямо от вас в восторге. Все мы идем в поход /одевает рюкзак/

Доктор Градусник: Подожди, подожди, про руки и ноги мы знаем, а про глаза мы забыли. Их мы еще не тренировали!

Гантелькин: Ну, а их то, зачем? /ответы детей/

Гантелькин:  Ну ладно! Доктор, вы нас задерживаете!

Доктор Градусник: Опять ты торопишься! А вдруг ночью в кустах будет прятаться дикий зверь? То как мы об этом узнаем? Ведь ночью темно и ничего не видно /ответы детей/.

Доктор Градусник: А чем мы его услышим?

Доктор Градусник: Вот, что нам в походе нужно. Острый слух/упражнение на слух ,точечный массаж)

Доктор Градусник И так Гантелькин, все запомнил? Что нам в походе самое необходимое нужно.

Гантелькин :Рюкзак!

Дети  Нет! Руки, ноги, глаза, уши.

Доктор Градусник: Вот, вы теперь полностью готовы и можете идти в поход /Игра «Ловишки/

Доктор Градусник. Теперь ребята вы знаете как можно тренировать свои руки, уши, глаза и ноги ,а самое главное  их нужно всегда  держать в чистоте.

Всегда помните и заботитесь о своем теле.

А мыс вами прощаемся .До свидания.



Предварительный просмотр:

     Давыдова Наталья Игоревна, воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 37» г. Усолье-Сибирское Иркутской области.

«Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном

пространстве»

         Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного общества и важным фактором управления культурным многообразием. Адаптация системы воспроизводства знаний и процессов мировосприятия у сменяющихся поколения требует максимального учета местной культурной традиции, которая в подавляющем большинстве случаев складывается на основе длительного взаимодействия локальных этноконфессиональных сообществ. По этой причине проблема поликультурного образования актуальна для абсолютного большинства регионов. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

       Современные требования к работе ДОУ вызвали необходимость разработки “Программы развития ДОУ”, в процессе создания которой был проведен анализ проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей, что вполне закономерно, когда в стране происходит реформирование системы государственной власти и соответствующие изменения в сфере образования.

         Ознакомление детей с родным городом обязательно должно включать и ознакомление с историей города, приобщение к  традициям людей разных национальностей, поскольку город наш интернациональный здесь проживают: киргизы, азербайджанцы, буряты, узбеки, казахи и др., на протяжении долгого времени  населявших и живущих до сих пор. Это формирует у детей представления о мультикультурности окружающего их мира, о том, что  люди разных народов издавна живут вместе и должны  относиться друг к другу уважительно и доброжелательно.

      Формирование основ миропонимания у детей дошкольного возраста на современном этапе включает развитие основных содержательных компонентов национального самосознания. Это предполагает формирование культурно-ценностной ориентации и построение личностного положительного отношения к представителям разных этносов.

     Анализ работы показал, что представления дошкольников о национальной культуре отрывочны, поверхностны. Наиболее полное знакомство происходит с декоративно-прикладным творчеством. Но представление о быте, ремеслах, хозяйственном укладе и связанными с ним традициями и обычаями недостаточно систематизированы и углублены. Для решения данной проблемы были выполнены следующие этапы планирования. Мною была написана авторская  педагогическая разработка, «Город мой – город с детства родной», которая включает в себя комплексно - тематическое планирование с учетом выбранной проблемы.  Задача этой программы: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего города;  Она включает информационный, аналитический этап, этап реализации целей и итоговый. На основе плана был разработан по этапный переход действий. Это позволило каждому педагогу оценить уровень своей подготовленности по проблеме исследования и наметить первоочередные шаги в решении поставленной цели. Но планирование и работа без контроля не может быть достаточно результативной. Поэтому управление ДОУ должно включать не только итоговый, но и оперативный, фронтальный и тематический виды контроля.

     Под народным творчеством мы понимаем не только декоративно – прикладное искусство, но и устное, музыкальное творчество, обычаи, традиции, праздники, ремесла народа. Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ показал, что киргизы намного бережнее русских относятся к своим традициям и обычаям, передают знания о народных праздниках. Народный костюм имеется во многих семьях, его чаще стали надевать не только для семейных торжеств, но и для народных гуляний. К сожалению, ни в одной русской семье не сохранился народный костюм. Следовательно, родители сами плохо представляют содержание обычаев и традиций своего народа и недостаточно уделяют внимания знакомству детей с национальной культурой.

        Педагогическим советом ДОУ было принято решение об использовании театрализованной деятельностью для ознакомления дошкольников с национальной культурой русского и киргизского народов. С этой целью был определен круг задач по обогащению педагогической среды и насыщению ее предметами народного быта, творчества. Запланирована серия обучающих семинаров и практических занятий для сотрудников ДОУ по изучению особенностей народного творчества русского и киргизского народов, изготовлению необходимых пособий, макетов, моделей.

        Театрализованная деятельность обеспечивает высокий эмоциональный уровень сопереживания и сопричастности национальным традициям и обычаям. В старших группах ДОУ для детей были изготовлены народные костюмы с выраженными этническими признаками и свободными от стилизации под псевдонародный костюм. Одежда используется детьми не только на праздниках, но и в сюжетно – ролевых играх, драматизациях. Недостаток свободных помещений не позволяет нам создать комнату - музей народного быта. Мы пошли по пути создания макетов русской избы и киргизкой юрты и обнаружили, что в ряде случаев это более эффективное средство знакомства с народным бытом, традициями.

        Дети могут сравнить внешнее и внутреннее убранство помещений, найти сходство и отличие в архитектурных конструкциях. Макеты народного жилища стали широко применяться не только в познавательной деятельности, но и в сюжетно – ролевых играх в “Дом”, “Бабушкин двор”, “Пастбище” и т.д. Оборудование мини-музеев позволило детям включить в игру такие предметы как коромысло, кочергу и узнать в деле предметы, которые часто упоминаются в народных сказках, но исчезли из современного городского быта. Комплексный подход педагогов к ознакомлению дошкольников с национальной культурой русского и киргизского народов вызвал новый виток детского творчества. С помощью родителей в группы приобретают и изготавливают деревянную и глиняную посуду, утварь, которую дети подготовительных групп расписывают мотивами народных орнаментов. Этому способствовали специальные дидактические игры, работа с моделями народных орнаментов. Дети находили сходство и отличия в русском и киргизском творчестве.

        В конечном итоге, система поликультурного образования – это попытка зафиксировать наиболее значимые константы общественного развития в рамках единой системы ценностей, попытка выработать интегральную, универсальную схему формирования личности с акцентированием духовного и научного компонентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном пространстве

Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного общества и важным фактором управления культурным многообразием. Ад...

Статья "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами"

Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами....

Рецензия на статью: «Особенности социализации современных мальчиков»

Представлена рецензия на статью Никитиной А.А. об особенностях гендерной социализации мальчиков....

Статья «Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста»

Представленный ранее обзор зарубежных и отечественных трактовок термина «социализация», позволяет говорить о том, что процесс социализации личности начинается с рождения и продолжается всю...

Статья "Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы"

В данной статье представлен научно-практический материал по исследованию причин нарушения слуховой функции. Также даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы....