Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка в пространстве».
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанным на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей. Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций: праксиса, гнозиса, устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления. Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается в самом раннем детстве и формируется постепенно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovka_v_prostranstve.docx | 223.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Ориентировка в пространстве»
1.Дидактические игры.
Название игры. Цель. | Ход игры | Материалы и иллюстрация |
1.Игра «Аист». Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле. | Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»: Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют: Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова - правою ногой, Снова – левою ногой. После – правою ногой, | |
2. «Как растут овощи». Цель: Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей и фруктов. | Детям показываются картинки с изображением овощей и фруктов, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ (растет на грядке)– руки в стороны, если фрукт – руки вверх. | Материалы: Картинки с изображением овощей и фруктов. |
3. Игра «Посади правильно» Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Закрепить знания об овощах и фруктах. | На столах у детей лежат плоскостные цветные изображения фруктов и овощей. На фланелеграфах размещены: грядка —по середине, деревья — слева , справа. Задание. «Разложи на фланелеграфе так: овощи посади на грядку, фрукты размести на деревья. Расскажи, где расположена грядка, деревья. Что на них растет?» | Материал: Фланелеграф, изображения деревьев, грядок, овощей и фруктов. |
4. Игра «Вверху - внизу» Цель: Закрепить понятия вверху – внизу. Способствовать развитию образного мышления. | Воспитатель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея. |
2.Художественное слово
1.Загадка
Крыльями не машет,
А выше облаков летает.
(Самолет)
2.Скороговорка.
Велик телом, да мал делом.
3.Считалка.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.
4.Стихотворение.
Дуня на столе сидит
И под стол на мышь гладит.
Никуда не убежит-
Дуню мышка сторожит!
3. Конспект занятия во второй младшей группе по разделу
«Ориентировка в пространстве».
Тема: «Ориентировка в пространстве. «Слева, справа, на, под»
Цель: в процессе двигательной активности закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Задачи:
- упражнять в умении определять положение предметов, используя предлоги на, под; слова слева, справа;
- развивать мыслительную активность, внимание, память, воображение, речь;
- развивать сенсорные ощущения, моторику рук;
- развивать двигательную активность, умение различать где правая, а где левая рука;
- воспитывать чувство взаимопомощи, активность, самостоятельность, уверенность в себе.
Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая, наглядно-демонстративный метод.
Материалы и оборудование: мягкие игрушки Заяц и Белка; искусственная
ёлка; муляжи пенька, грибов, осенних листьев; 2 корзины; сосновые шишки;
листы бумаги с нарисованной елочкой; бумажные фигурки белочки и зайчика; кисточка, клей, подставка под кисточку, салфетка, подстилка для аппликации.
Музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1 Организационный момент.
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Я вам рада, детвора
Поздороваться пора.
С добрым утром, ребята!
2 Мотивационно- побудительный этап
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто он, вы узнаете отгадав
мою загадку:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
- Зайка пришёл к нам сегодня из леса! Давайте с ним поздороваемся!
(Ставлю перед детьми искусственную ёлку.)
3 Основной этап.
(Закрепление понятий ориентировки в пространстве: на, под, слева, справа.)
- Ребята, посмотрите, что за дерево появилось в нашей группе? (Ёлка)
- Сейчас я вам расскажу чудесную историю, которая произошла с нашим зайкой. Однажды он бегал по лесу и увидев ёлочку, решил около неё поселиться.
(Сажаю зайца под ёлку.)
- Где поселился зайка? (Под ёлкой)
- В лесу много деревьев, давайте, ребята мы с вами встанем, как деревья в
лесу…
Проводится физминутка
Дует ветер к нам в лицо (машут руками перед лицом),
Закачалось деревцо (руки вверх и качаются),
Ветерок все тише, тише (присели),
Деревцо все выше, выше (встали, подняв руки вверх).
- Проснулся зайка как-то утром и отправился на прогулку, а когда вернулся
домой, к своей ёлочке, что же он увидел на полянке (Много листочков)
(Раскладываю на полу несколько листочков, под которыми прячутся грибы.)
- Ребята, какого цвета листочки (Жёлтые, красные).
-А почему же они не зелёные и не на деревьях? (Наступила осень. Листопад)
- Правильно, стало холодно, листики поменяли свою окраску и опали с деревьев, а ветерок их подхватил и принёс к нам в группу.
(Приподнимаю один из листочков.)
- Хотел зайка поднять листик, а под ним? (Гриб)
- Обрадовался зайка такой находке и вдруг услышал какой-то шорох в ветках
ёлочки. (Сажаю на ёлку белку.)
- Кто же это, ребята? (Белка)
- Где сидит белочка? (На ёлке)
(Сажаю белку на пенёк.)
- А сейчас куда она прыгнула (На пенёк)
- Дети, белочка пришла к нам не просто так. Она просит нас о помощи. Скоро
зима, ей надо делать запасы, сушить грибы. Она просит вас собрать все грибы, которые выросли на полянке перед ёлочкой. Поможем белочке?
- А где же спрятались грибы? (Под листиком) .
(Дети собирают грибы, приподнимая листики. Складывают их в корзину.
Корзину отдают белочке, которая благодарит детей и уходит. Сажаю зайца
под ёлку.)
- А где сидит наш зайка? (Под ёлкой)
- И думает, как же хорошо и приятно помогать другим. Правда, дети?
(Вешаю на ёлку шишку.)
- Но вдруг на зайчика что-то упало с ёлки. Что это, дети (Шишка)
- Где она висела (На ёлке)
- От испуга наш зайка убежал.
(Убираю зайца. Ставлю под ёлку корзину с шишками.)
- А пока заглянем под ёлочку. Что там стоит? (Корзина)
- Где мы её нашли (Под ёлкой)
3 Динамическая пауза
(Раздаю детям по одной шишке в правую руку.)
- Сейчас мы будем с шишками играть, прыгать и скакать. Но сначала покажем, как мы умеем красиво ходить друг за другом.
Ходьба по кругу.
1 И. п. - стоя, ноги вместе, шишку кладём перед собой на пол
Шишки падают с сосны
Шишки мы поднять должны.
На 1- поднять руки вверх, потянуться на носочках.
На 2 - опустить руки вниз вдоль туловища
На 3 - сесть на корточки, взять с пола шишку правой рукой
На 4 - встать, выпрямить спинку.
2 И. п. - сидя на полу, ноги врозь, шишка в правой руке на коленях.
Кладу перед детьми листик
-Под листик шишка укатилась,
Лежит там тихо, затаилась.
На 1-2 - наклон вперёд, стараться не сгибать колени, положить шишку
правой рукой под листик
На 3 - хлопнуть в ладоши
На 4 - наклониться вперёд, взять шишку правой рукой и вернуться в И. п.
3 И. п. - ноги вместе, шишка в правой руке
Шишки любят поиграть,
Пошалить и поскакать
Выполняются прыжки на месте 20 секунд.
- Ребята, скажите мне, в какой руке у вас сейчас шишка? (В правой)
- Правая рука- это наша главная рука, мы ею держим ложку, когда
кушаем, карандаш- когда рисуем и многое другое. А левая рука- её
помощница.
Вытянем в сторону правую руку с шишкой.
- Те предметы, которые находятся со стороны вашей правой руки, находятся справа от вас. Какие это предметы, давайте их назовём. (Дети называют)
- А теперь вытянем в сторону левую руку.
Показываю, а дети повторяют.
- А те предметы, которые находятся со стороны вашей левой руки, находятся слева от вас. Какие это предметы (Дети перечисляют)
4 Самостоятельная работа детей.
На столах у каждого ребёнка лежит лист бумаги с нарисованной елочкой и по 2 фигурки (зайчик и белочка). Дети берут фигурку зайчика и приклеивают под елочку, а фигурку белочки на елочку. Смотрю за правильностью выполнения задания, делаю вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»
Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...
Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...
Развитие у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...
Консультация "Спортивное оборудование как средство развития детей дошкольного возраста в групповом пространстве".
Полноценное и всестороннее физическое развитие ребенка дошкольного возраста невозможно без правильно организованной двигательной активности. Которая оказывает огромное влияние на состояние здоро...
Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка во времени»
Современное общество регулярно сталкивается с такой проблемой, как нехватка времени. Человеку необходимо уметь хорошо ориентироваться во времени, рационально его использовать для того, чтобы быть успе...