Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка в пространстве».
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Зубова Евгения Николаевна

 Пространственные представления  необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанным на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей. Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций: праксиса, гнозиса, устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления. Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается в самом раннем детстве и формируется постепенно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve.docx223.86 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел  «Ориентировка в пространстве»

1.Дидактические игры.

Название игры.

Цель.

Ход игры

Материалы и

иллюстрация

1.Игра «Аист».

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

2. «Как растут овощи».

Цель: Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей и фруктов.

Детям показываются картинки с изображением овощей и фруктов, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ (растет на грядке)– руки в стороны, если фрукт – руки вверх.

Материалы: Картинки с изображением овощей и фруктов.

https://perviydoc.ru/docs/19/18855/conv_1/file1_html_m49afadca.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=864c902009555da21f93b533a7d73a52-5906397-images-thumbs&n=13

3. Игра «Посади правильно»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Закрепить знания об овощах и фруктах.

На столах у детей лежат плоскостные цветные изображения фруктов и овощей. На фланелеграфах размещены: грядка —по середине, деревья — слева , справа. Задание. «Разложи на фланелеграфе так: овощи посади на грядку, фрукты размести на деревья. Расскажи, где расположена грядка, деревья. Что на них растет?»

Материал: Фланелеграф, изображения деревьев, грядок, овощей и фруктов.

https://www.hatabogata.com/wp-content/uploads/2015/01/j_92FHb1aJ0.jpg

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1374732/main_4_1849_%D0%A4%D0%BE%D0%BD_%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4.png

https://image.shutterstock.com/shutterstock/photos/114521629/display_1500/stock-photo-collection-of-fresh-fruits-and-vegetables-isolated-on-white-114521629.jpg

4. Игра «Вверху - внизу»

Цель: Закрепить понятия вверху – внизу. Способствовать развитию образного мышления.

 Воспитатель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

2.Художественное слово

1.Загадка

Крыльями не машет,

А выше облаков летает.

(Самолет)

2.Скороговорка.

Велик телом, да мал делом.

3.Считалка.

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдёт,

Тот из круга вон пойдёт.

4.Стихотворение.

Дуня на столе сидит

И под стол на мышь гладит.

Никуда не убежит-

Дуню мышка сторожит!

3.  Конспект занятия во второй младшей группе по разделу

«Ориентировка в пространстве».

Тема: «Ориентировка в пространстве. «Слева, справа, на, под»

Цель: в процессе двигательной активности закрепить умение ориентироваться  в пространстве.

Задачи:

  • упражнять в умении определять положение предметов, используя предлоги на, под; слова слева, справа;
  • развивать мыслительную активность, внимание, память, воображение, речь;
  • развивать сенсорные ощущения, моторику рук;
  • развивать двигательную активность, умение различать где правая, а где левая рука;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, активность, самостоятельность, уверенность в себе.

Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая, наглядно-демонстративный метод.

Материалы и оборудование: мягкие игрушки Заяц и Белка; искусственная

ёлка; муляжи пенька, грибов, осенних листьев; 2 корзины; сосновые шишки;

листы бумаги с нарисованной елочкой; бумажные фигурки белочки и зайчика; кисточка, клей, подставка под кисточку, салфетка, подстилка для аппликации.

Музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Я вам рада, детвора

Поздороваться пора.

С добрым утром, ребята!

2 Мотивационно- побудительный этап

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто он, вы узнаете отгадав

мою загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

- Зайка пришёл к нам сегодня из леса! Давайте с ним поздороваемся!

(Ставлю перед детьми искусственную ёлку.)

3 Основной этап.

(Закрепление понятий ориентировки в пространстве: на, под, слева, справа.)

- Ребята, посмотрите, что за дерево появилось в нашей группе? (Ёлка)

- Сейчас я вам расскажу чудесную историю, которая произошла с нашим зайкой. Однажды он бегал по лесу и увидев ёлочку, решил около неё поселиться.

(Сажаю зайца под ёлку.)

- Где поселился зайка? (Под ёлкой)

- В лесу много деревьев, давайте, ребята мы с вами встанем, как деревья в

лесу…

Проводится физминутка

Дует ветер к нам в лицо (машут руками перед лицом),

Закачалось деревцо (руки вверх и качаются),

Ветерок все тише, тише (присели),

Деревцо все выше, выше (встали, подняв руки вверх).

- Проснулся зайка как-то утром и отправился на прогулку, а когда вернулся

домой, к своей ёлочке, что же он увидел на полянке (Много листочков)

(Раскладываю на полу несколько листочков, под которыми прячутся грибы.)

- Ребята, какого цвета листочки (Жёлтые, красные).

-А почему же они не зелёные и не на деревьях? (Наступила осень. Листопад)

- Правильно, стало холодно, листики поменяли свою окраску и опали с деревьев, а ветерок их подхватил и принёс к нам в группу.

(Приподнимаю один из листочков.)

- Хотел зайка поднять листик, а под ним? (Гриб)

- Обрадовался зайка такой находке и вдруг услышал какой-то шорох в ветках

ёлочки. (Сажаю на ёлку белку.)

- Кто же это, ребята? (Белка)

- Где сидит белочка? (На ёлке)

(Сажаю белку на пенёк.)

- А сейчас куда она прыгнула (На пенёк)

- Дети, белочка пришла к нам не просто так. Она просит нас о помощи. Скоро

зима, ей надо делать запасы, сушить грибы. Она просит вас собрать все грибы, которые выросли на полянке перед ёлочкой. Поможем белочке?

- А где же спрятались грибы? (Под листиком) .

(Дети собирают грибы, приподнимая листики. Складывают их в корзину.

Корзину отдают белочке, которая благодарит детей и уходит. Сажаю зайца

под ёлку.)

- А где сидит наш зайка? (Под ёлкой)

- И думает, как же хорошо и приятно помогать другим. Правда, дети?

(Вешаю на ёлку шишку.)

- Но вдруг на зайчика что-то упало с ёлки. Что это, дети (Шишка)

- Где она висела (На ёлке)

- От испуга наш зайка убежал.

(Убираю зайца. Ставлю под ёлку корзину с шишками.)

- А пока заглянем под ёлочку. Что там стоит? (Корзина)

- Где мы её нашли (Под ёлкой)

3 Динамическая пауза

(Раздаю детям по одной шишке в правую руку.)

- Сейчас мы будем с шишками играть, прыгать и скакать. Но сначала покажем, как мы умеем красиво ходить друг за другом.

Ходьба по кругу.

1 И. п. - стоя, ноги вместе, шишку кладём перед собой на пол

Шишки падают с сосны

Шишки мы поднять должны.

На 1- поднять руки вверх, потянуться на носочках.

На 2 - опустить руки вниз вдоль туловища

На 3 - сесть на корточки, взять с пола шишку правой рукой

На 4 - встать, выпрямить спинку.

2 И. п. - сидя на полу, ноги врозь, шишка в правой руке на коленях.

Кладу перед детьми листик

-Под листик шишка укатилась,

Лежит там тихо, затаилась.

На 1-2 - наклон вперёд, стараться не сгибать колени, положить шишку

правой рукой под листик

На 3 - хлопнуть в ладоши

На 4 - наклониться вперёд, взять шишку правой рукой и вернуться в И. п.

3 И. п. - ноги вместе, шишка в правой руке

Шишки любят поиграть,

Пошалить и поскакать

Выполняются прыжки на месте 20 секунд.

- Ребята, скажите мне, в какой руке у вас сейчас шишка? (В правой)

- Правая рука- это наша главная рука, мы ею держим ложку, когда

кушаем, карандаш- когда рисуем и многое другое. А левая рука- её

помощница.

Вытянем в сторону правую руку с шишкой.

- Те предметы, которые находятся со стороны вашей правой руки, находятся справа от вас. Какие это предметы, давайте их назовём. (Дети называют)

- А теперь вытянем в сторону левую руку.

Показываю, а дети повторяют.

- А те предметы, которые находятся со стороны вашей левой руки, находятся слева от вас. Какие это предметы (Дети перечисляют)

4 Самостоятельная работа детей.

На столах у каждого ребёнка лежит лист бумаги с нарисованной елочкой и по 2 фигурки (зайчик и белочка). Дети берут фигурку зайчика и приклеивают под елочку, а фигурку белочки на елочку. Смотрю за правильностью выполнения задания, делаю вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...

Развитие у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...

Консультация "Спортивное оборудование как средство развития детей дошкольного возраста в групповом пространстве".

Полноценное и всестороннее физическое развитие ребенка дошкольного возраста невозможно без правильно организованной  двигательной активности. Которая оказывает огромное влияние на состояние здоро...

Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка во времени»

Современное общество регулярно сталкивается с такой проблемой, как нехватка времени. Человеку необходимо уметь хорошо ориентироваться во времени, рационально его использовать для того, чтобы быть успе...