Развитие у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
статья по математике
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться в пространстве. Вместе с тем специфические особенности пространственных представлений как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
В научных исследованиях подчеркивается особое значение владения дошкольниками пространственными ориентировками в трехмерном и двухмерном пространстве для качественной подготовки их к школьному обучению. В содержании программы по математике в старшем дошкольном возрасте происходит выработка умений ориентироваться в ученической тетради. Формируется умение рисовать, ориентируясь на клетки, умение видеть готовый рисунок, определять пространственное расположение его элементов на странице. Эти умения будут востребованы с самых первых дней обучения ребенка в 1 классе. Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные отношения и расстояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nagovitsyna.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А. Наговицына
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
(Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Э. Р. Минибаева)
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться в пространстве. Вместе с тем специфические особенности пространственных представлений как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
В отечественной педагогике основные положения относительно проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с пространством и временем нашли отражение в работах Н.Е. Вераксы, Е.И. Водовозовой, A.M. Леушиной, A.A. Люблинской, Т.А. Мусейибовой, Т. А. Рихтерман и др.
Среди работ, посвященных формированию представлений о пространстве в дошкольном возрасте, можно выделить две группы исследований. В работах первого направления изучалось развитие пространственных отношений, происходящее на основе использования речевых средств - пространственных предлогов и наречий. По мнению авторов этих работ, овладение самостоятельной речью ощутимо влияет на совершенствование представлений о пространственных отношениях (А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко, М.В. Вовчик-Блакитная и др.).
В исследованиях учёных второго направления изучалось решение детьми вариативных пространственных задач и было показано, что пространственные представления формируются, прежде всего, на основе практической ориентировки в пространстве, обследования его свойств и необязательно выражаются в речевой форме. Данная гипотеза получила подтверждение в исследованиях В.В. Холмовской, К.В. Тарасовой, Е.Л. Агаевой и др.
Различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
По мнению Т.А. Мусейибовой лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения на разных этапах. В последние годы предлагается использовать моделирование (Л. А. Венгер, Т. В. Лаврентьева), эти авторы разработали содержание и методику по формированию пространственных отношений посредством дидактических игр и упражнений, разработали специальные дидактические средства.
Поэтому мы считаем актуальной проблему формирования у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в двух и трехмерном пространстве. Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОАУ «Детский № 118 г. Орска» и состояла из двух этапов: констатирующего и формирующего эксперимента.
Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста. Для достижение этой цели нами были использованы такие методики: «Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С.Д. Забрамная), «Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» (Н. Семаго, М. Семаго).
По результатам проведенных методик 6 детей (41%) имеют высокий уровень развития пространственных представлений, у 7 детей (47%) имеют средний уровень, два ребенка (12%) имеют низкий уровень развития пространственных представлений.
Формирующий эксперимент проводился с целью апробации педагогических условий эффективного развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Организованная игровая деятельность закрепляла, углубляла и расширяла пространственные представления детей. Дидактические игры включались непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры также уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. В повседневной деятельности дидактические игры могут использоваться в режимных моментах (на прогулке, во время выполнения культурно-гигиенических процедур и т. д.), в самостоятельной деятельности, включаться в различные виды деятельности (например, трудовую).
Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, применялись игры «Правильно улицу пройдешь — в новый дом придешь, ошибешься — в старом останешься», «Правильно пройдешь — другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.
Вовремя специально организованных физкультурных занятий и на прогулке также использовались специальные игровые упражнения и кратковременные игры, направленные на развитие пространственных представлений. В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их.
Таким образом, в результате формирующего эксперимента мы выяснили, что формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если работа будет выстроена поэтапно, с включением дидактических и подвижных игр, использованием в образовательном процессе пространственного моделирования (планы, схемы, модели и др.); обогащением развивающей предметно-пространственной среды дидактическими средствами, направленными на формирование пространственных представлений.
Список литературы
1.Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А.Люблянская //Дошкольная педагогика – 1998. – № 2. – С. 24-31
2. Мусейибова, Т.А Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста/ А. П. Шуркова, Г. Л.Гулина //Дошкольное воспитание– 1997. – № 3. – С. 12-17
3. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я. Семаго. — М.: Айрис-пресс, 2007.— 112 с- ISBN 978-5-8112-1243-9
4. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. -М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2005. -392 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....
конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ориентировка в пространстве"
В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его познаёт. На основе формирующихся у детей представле...
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...
конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Ориентировка в пространстве"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Ориентировка в пространстве"...
Лекция для педагогов на тему: "Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени"
Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени...
Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка в пространстве».
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанным на установлении соотношений между предметами и явлениями, и...
Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка во времени»
Современное общество регулярно сталкивается с такой проблемой, как нехватка времени. Человеку необходимо уметь хорошо ориентироваться во времени, рационально его использовать для того, чтобы быть успе...