Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".
статья по коррекционной педагогике по теме

Дорожкина Ирина Владимировна

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоционального реагирования детей  с ОВЗ существенно усложняют, в некоторых случаях необходимую групповую работу и требуют от специалистов слаженной, согласованной и целенаправленной работы, с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности

Н.А. Перепечень педагог-психолог, И.В. Дорожкина учитель-логопед

Россия, Воскресенск, МОУ ППМСП «Центр ДиК»

Аннотация: в статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоционального реагирования детей  с ОВЗ существенно усложняют, в некоторых случаях необходимую групповую работу и требуют от специалистов слаженной, согласованной и целенаправленной работы, с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, группа, нарушение поведения, речевое развитие.

Как приятно иметь послушного, сдержанного, воспитанного ребенка и в какое порой, отчаяние впадают родители детей с ОВЗ, которые не знают, что еще сделать, чтобы изменить поведение своего чада к лучшему.

Дети категории ОВЗ, как правило, имеют сочетанную форму нарушений и практически всегда у них нарушена эмоционально - волевая  и коммуникативная сферы. Основной причиной нарушения поведения является нарушение регуляторных механизмов психики, вследствие чего волевые компоненты и  самоконтроль снижаются, страдают такие свойства личности как: внутренняя организация, сдержанность, самодисциплина, готовность воспринимать общественные установки.

В  поведении это обычно выглядит так:

  • Агрессия, аутоагрессия;
  • Повторяющиеся действия (стереотипии);
  • Деструктивное поведение;
  • Вспышки гнева;
  • Отказ от деятельности.

Групповые занятия для таких детишек, подчас, становятся недосягаемыми вследствие поведенческих трудностей, но ведь умение общаться, уступать, делиться не появятся сами собой - нужен опыт группового общения и научение поведенческим моделям!

Здравоохранение пугает ростом числа детей рожденных с поражение ЦНС, а узкие специалисты, в свою очередь, понимают, что сложных в организации и поведении детей в классах (группах) будет значительно больше, а значит, надо учиться новым формам работы с ними, в том числе командным.

Организация междисциплинарного подхода

Междисциплинарный подход - это совместная системная работа двух и более специалистов различного профиля, преследующие единые цели.

Сущность данного подхода в преодолении границ между отдельными дисциплинами, увеличивающие их доступность, в расширение потенциальных возможностей, как ребенка, так и специалистов, в преследование единых целей, позволяющих оказывать целостную разно профильную помощь особому ребенку.

Для групповой работы, все члены рабочей группы должны хорошо знать нарушенные потребности и ресурсные возможности каждого ребенка в группе. Его сильные и слабые стороны. Совместно планировать темы занятия и ставить конкретные  задачи для каждой групповой встречи. Распределять ответственность и совместно оценивать результаты.

Представьте себе группу ежиков - один все время бегает туда - сюда, другой - колется, третий - берет с полок все что нравится, не заостряя внимания ни на чем конкретно, а четвертый свернут в клубок и не хочет ни с кем общаться. Для групповой работы с такими «ёжиками» педагог - психолог и учитель - логопед, работающие в паре, должны быть единым рабочим механизмом. Каждый, без слов, должен быть способен, прочувствовать момент и оказать своевременную помощь нуждающемуся ребенку и вовремя самоустраниться, дав возможность самостоятельно действовать в условиях выбора. 

В групповой работе не часто удается увлечь всех детей единым процессом. В случае отстранения ребенка от массы, специалист -помощник присоединяется к ребенку и дублирует тему «ведущего»* специалиста в доступной и интересной ребенку форме. (Под «ведущим» понимается специалист в настоящий момент, ведущий свой блок занятия)

Компенсация быстрой утомляемости, отказа от деятельности возможна при условии быстрой смены видов деятельности, двигательных поручений и музыкальных минуток. Если в одном групповом занятии предусмотрены психологический и логопедический блоки, то важным моментом является дублирование основных тематических постулатов в обоих блоках, но в разном преподношении!

Задачи и способы коррекции поведения

  1. предотвращение дезадаптивного поведения;   

(визуальное расписание, иллюстрация правил поведения в виде пиктограмм, визуальные инструкции)

  1. обучение новому поведению (альтернативному поведению);

     (формирование умения выражать просьбу, привлекать внимание, выражать отказ и стимулировать себя адекватным образом).

  1. подкрепление адаптивного поведения;       

(одобрение, дополнительная мотивация)

4) постепенное уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения; (порицание, удивление поведению, присущему на более ранних этапах)

     5) обеспечение безопасности (по мере необходимости) - блокировка     агрессивных действий ребенка  и удержание его на безопасном расстоянии от других детей.

Выстраивание стратегии  психолого - педагогической работы всех специалистов в едином  коммуникативно - ориентированном алгоритме возможно с использованием «средового» подхода.  Под «средой»  в данном случае понимается социум, где созданы условия для развития речевых, коммуникативных возможностей для каждого ребенка.  На подгрупповых занятиях ребенок попадает в среду сверстников, но группа детей по своему речевому и эмоциональному статусу далеко неоднородна: от недостатков произношения до невозможности использования речи как средства коммуникации, от замкнутости  до чрезмерной активности. У  любого, даже самого «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, например, дети с органическим поражением ЦНС проявляют интерес и эмоциональную привязанность к сверстникам, провоцируют их на взаимодействие, что очень важно для детей с аутистическими проявлениями, для которых характерно уплощение эмоциональной сферы и недостаточная ориентация на взрослых и сверстников. И наоборот, аутичные дети часто демонстрируют хорошие творческие способности (музыкальные, изобразительные) и на занятиях «подают» пример детям, которые  испытывают трудности в соответствующей сфере.

Для специалистов, работающих в такой «разнородной» группе, появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно. Не маловажно отметить роль родителей, они, так же как и дети обучаются новым формам взаимодействия и способам работы, способствующим развитию. На последующих этапах работы мы стараемся уменьшать количество и продолжительность разнообразных видов деятельности, делая акцент на заданиях, способных максимально скорректировать ведущий дефект. Другими словами, учитывая сохранную деятельность ребенка, на первом этапе обучаем его адекватно управлять своим вниманием, восприятием, способностью запоминать. А затем, на этой основе строим работу над коррекцией познавательных процессов и развитием речи.

Учитывая индивидуальные способности и потребности ребенка, необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно, а специалисты, работая как одна команда, достигали поставленных целей и выполняли задачи в области своей дисциплины.  В связи с этим появляются  все новые  и новые формы взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса, в который включаются также специалисты из области медицины, реабилитации и родители.

В интегрированной группе можно импровизировать, тогда одна и та же игра может служить  решением различных задач у разных детей. Это дает специалисту возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий и расширяет потенциальную коррекционную зону.

На подгрупповых занятиях, прежде чем начать работу, для детей  создается положительно заряженная атмосфера и условия для успешной мотивации  к занятию. На первый план выходит психологическая составляющая общения: снятие зажимов, обстановка раскрепощенности, а это ключ к началу коммуникации! Изучая  состояние мотивационной сферы, стараемся наблюдать за ребенком на всех этапах занятия, в разных видах деятельности. Такое динамическое наблюдений позволяет создать целостную картину  и выявить сохранную мотивированную сферу деятельности для каждого ребенка. Так, в логопедическом блоке, работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, ставится цели:  активизация речи, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению, а также формирование психофизических предпосылок речи и первоначальных навыков общения.

В своей работе, мы используем методику «Круг», который позволяет ребенку снять психологические барьеры и включится в общую деятельность. В кругу ребенок находится напротив других детей, что помогает ему сосредоточиться на лицах, установить зрительный, эмоциональный контакт. «Круг» позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную зарядку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь, друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт. Все это является важными достижениями в формировании коммуникации и создании условий для активной речевой деятельности. Необходимым  условием проведения «Круга» является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Специалисты, постоянно находясь в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход игры, «заряжают» своими эмоциями детей. Сенсорные, эмоциональные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой.

Часто в работе специалисты испытывают трудности из-за неорганизованности детей на занятии, их быстрой истощаемости. Для решения используется метод визуального расписания занятия. Визуальное расписание представляет собой набор карточек – пиктограмм, которые символизируют тот или иной вид деятельности. Наглядное расписание вывешивается еще перед началом занятия. Слева направо друг за другом расположены карточки-пиктограммы. Каждый раз, после того, как игра или упражнение, указанное на карточке, выполнено, педагог вместе с ребенком переворачивает карточку с изображением игры. Таким образом, дети обучаются  придерживаться определённой последовательности происходящих событий. Такой метод хорошо применим, если в группе есть дети с аутизмом. Большинство таких детей, лучше воспринимает зрительную информацию.  Визуальное расписание помогает справиться с так называемой проблемой «переходов», когда сам факт смены одного события на другое вызывает у ребёнка бурный протест. Предварительное предъявление картинки, демонстрирующей предстоящее событие, значительно сглаживает «переход». Расписание даёт возможность ребёнку в будущем стать более самостоятельным и менее зависимым от близких взрослых.  Одной из самых больших заслуг визуального расписания, с нашей точки зрения, является возможность с его помощью постепенно вытеснять наиболее неприемлемые формы сенсорных аутостимуляций, поскольку позволяет структурировать активность ребёнка и заполнять его поведение социально значимыми действиями. Применение карточек - пиктограмм на занятиях позволяют сформировать базисные функциональные навыки коммуникации и структурировать процесс собственной деятельности: ребенок быстро обучается проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, общение с окружающими людьми становиться более понятным и доступным, а также помогает в обобщении приобретенных вербальных навыков.

Методически организованное взаимодействие всех участников коррекционно - образовательного процесса, слаженная работа  специалистов и активное участие родителей на всех этапах занятия, позволяет сопровождать  детей с ОВЗ с наибольшей эффективностью. Наш небольшой опыт работы уже дает возможность сделать первые выводы о том, что такие формы взаимодействия повышают динамику развития, улучшают детско - родительские отношения в семье и корригируют  нарушенные функции ребенка, максимально комфортно включая его в социальную и образовательную среду.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ДОМАШНЕГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ЗАИКАНИЕ)

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правиль­ный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения ...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....

"Использование элементов релаксации в занятиях с детьми имеющими особые индивидуальные потребности"

Релаксация - это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического) , а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. После выполнения специальных упраж...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Нейропсихологические технологии в рамках работы учителя – дефектолога с детьми имеющими особые потребности.

Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук: теоретическая психология и клиническая неврология. Это область клинической психологии, котора...