Игра как средство формирования знаний о семье у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома
статья по коррекционной педагогике по теме
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в культуру». Овладение представлениями о культуре в это время связано с развитием ведущей, продуктивной и речевой детской деятельностьи. В игре, речи, рисовании, конструировании проявляется уровень и качество социальных представлений, и они имеют символико-моделирующую природу. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста. Исследованиями в данном направлении занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, Е.О. Смирнова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева А.А., Сорокина Ю.К.
Игра как средство формирования знаний о семье у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в культуру». Овладение представлениями о культуре в это время связано с развитием ведущей, продуктивной и речевой детской деятельностьи. В игре, речи, рисовании, конструировании проявляется уровень и качество социальных представлений, и они имеют символико-моделирующую природу. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста. Исследованиями в данном направлении занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, Е.О. Смирнова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.
Проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности. И сегодня остаются верными слова С.Л.Рубинштейна: «Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем, необходимая. … Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» (Рубинштейн С.Л., 1940: с.492). Для детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома, т.е. находящихся в условиях социальной депривации, игра является не только возможностью социального взросления дошкольника, но и средством познания окружающего мира.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, круг знаний о социальном окружении, и в частности, о семье узок и неточен, что определяет необходимость проведения целенаправленной работы по их формированию. В старшем дошкольном возрасте игра начинает выполнять роль ведущего вида деятельности у ребенка с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим мы предположили, что специально разработанная система игр, направленных на формирование знаний о семье и семейных отношениях, будет способствовать более успешному их овладению дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающимися в детском доме. Для оптимизации работы над системой игр был проведен мониторинг знаний детей с интеллектуальной недостаточностью о семье и семейных отношениях. Анализ результатов которого позволяет сделать некоторые выводы.
Практически у всех детей детей-сирот старшего дошкольного возраста сформированы общие знания о членах семьи. Трудности вызывает понимание возрастной иерархии, это обусловлено тем, что дети-сироты имеют недостаточный круг общения с людьми разных возрастных групп, с теми людьми, которых они могут назвать «бабушкой» или «дедушкой». Воспитателей любого возраста дети-сироты дошкольного возраста называют «мамами».
Дети-сироты с нарушением интеллекта в процессе систематического обучения овладевают начальными знаниями только о тех действиях людей, которые они могут увидеть в ближайшем социальном окружении или действия, которые они могут выполнять сами (накрывают на стол, убирают посуду, катают в коляске, одевают и пр.).
Родственные отношения между людьми трудны для понимания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В силу того, что родственные отношения не являются постоянными, они фиксируются в словах.
При выборе роли, предпочтение отдавалось более «молодым» персонажам: мама, папа, ребенок. Роли бабушки и дедушки трудны для детей-сирот из-за отсутствия жизненного опыта. Воспитателей – «мам» - они видят ежедневно, видят, чем они занимаются. Так, например, один из детей на вопрос: «Кем бы ты хотел быть, если бы принимал участие в игре «Семья»», на что он ответил: «Папа. Ходил на работу, строил дома, смотрел телевизор».
При работе над системой игр учитывались следующие положения:
- Целенаправленное формирование игровой деятельности положительно влияет на развитие личности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и осуществляет функцию ведущей деятельности.
- В связи с особенностями развития дошкольники с интеллектуальной недостаточностью еще в большей мере, чем нормально развивающие дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, вследствие патологической инертности и отсутствия интереса к окружающему.
- Роль игры в процессе формирования знаний у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным и позволить ребенку получить собственный опыт.
Поскольку дети с интеллектуальной недостаточностью владеют лишь начальными знаниями о семье, о семейных отношениях и роде занятия членов семьи, и труде взрослых, то дальнейшая систематическая работа по социальной адаптации детей-сирот в специально организованном педагогическом пространстве по формированию представлений о семье должна проходить на основе использования игр, поскольку практика дошкольного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью показала, что в старшем дошкольном возрасте игра является основным средством формирования знаний, через игровую деятельность педагог воздействует на ребенка.
В данную систему работы включены различные виды игр: дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, а также чтение художественной литературы, наблюдения и беседы.
Перед использованием игр были проведены беседы и наблюдения за работой взрослых из ближайшего окружения (сотрудников группы), которые направлены на формирование и расширение представлений детей с интеллектуальной недостаточностью о членах семьи, их занятиях и работе по дому. Также в ходе работы используются экскурсии по детскому дому и чтение художественной литературы с последующим обсуждением с детьми и обыгрыванием действий персонажей сказок и увиденного на экскурсии.
В данную систему включены дидактические игры: «Кому что нужно?» и «Четвертый лишний», которые помогают закреплять знания детей о возможном распределении домашних занятий между членами семьи и распределении предметов, которыми могут пользоваться члены семьи»; «Составь семью» и «Семья», задача которых - закрепление понимания родственных отношений между членами семьи; «Выбери и разложи», направленная на упражнение детей в определении возрастной разницы между членами семьи; «Выбираем подарки для бабушки» задача которой - расширять представления детей о предметах, используемых членами семьи, упражнять в объясняющей речи; «Путешествие по сказкам», в которой дети практикуются в переносе усвоенных знаний о родственных отношениях на героев сказок, учатся соблюдать игровые правила.
«Путешествие по сказкам».
Дидактическая задача: Упражнять детей в переносе усвоенных знаний о родственных отношениях на героев сказок, учить детей соблюдать игровые правила; развивать зрительное внимание.
Материал: игровое поле; фишки по количеству детей, кубик.
Процедура проведения: В игре могут участвовать 2-4 ребенка.
Ребенок бросает кубик, уточняет количество клеток, на которое ему нужно передвинуть фишку. Передвигает фишку по полю. Если фишка ребенка попала на клетку с картинкой, то ребенок называет сказку, изображение которой в клетке, и по заданию педагога называет родственные отношения героев сказки. Если фишка оказалась на пустой клетке, то ее нужно передвинуть на одну клетку вперед (где есть изображение).
При правильном ответе фишка ребенка остается в данной клетке, а при неправильном необходимо передвинуть фишку на один шаг назад.
Выигрывает тот, кто первым пройдет все поле.
Для закрепления представлений детей о родственных отношениях используются игры «Лабиринт», пазл «Семья». Приведем примеры игр:
«Лабиринт»
Дидактическая задача: 1) Закрепление представлений о родственных отношениях в семье. 2). Формирование обобщающего понятия «семья».
Материал: дом-лабиринт; маленькие карточки с изображением членов семьи, ниточки-«дорожки» (Приложение № 3, лист 13, рис.2).
Ход игры: В игре принимает участие один ребенок.
Ребенку предлагают пройти по лабиринту от одного члена семьи к другому и назвать родственные отношения между ними (кто, кому и кем приходится).
«В этом доме живет большая семья. Бабушка решила пойти в гости…к кому? Посмотри, куда пошла бабушка? К кому ведет этот коридор? Назови, к кому пришла бабушка? Кем это дядя/мужчина ей приходится? Этот мужчина пошел в другую комнату…Он пришел к кому? Кем приходится? И т.д.»
Перечисли еще раз тех, кого ты назвал, кто живет в этом доме. Как можно назвать одним словом всех этих людей? (семья)
Пазл «Семья»
Дидактическая задача: формирование и уточнение представлений о родственных отношениях в семье.
Материал: разрезные картинки с изображением членов семьи – пазл (каждая пара картинок имеет свою форму разреза).
Ход игры: Ребенку предлагается составить целое из двух частей (собрать пазл) и назвать родственные отношения между членами семьи, членов семьи.
Чтение художественной литературы (сказки «Репка», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Три поросенка») способствует переносу полученных знаний о родственных отношениях на героев сказок. Для уточнения родственных отношений героев сказок проводится викторина «Герои сказок».
Также используются сюжетно-ролевые игры: Магазин», «Готовим обед», «Семья», в которых дети учатся брать на себя роль члена семьи; действовать в соответствии с выбранной ролью (папа (мама) вместе с детьми идут в магазин и покупают продукты, мама (папа) готовит обед; дочь (сын) накрывает на стол к обеду; мама (папа) моет посуду; папа (мама) укладывает спать младшую дочку-куклу).
Система работы по формированию представлений о семье у детей с интеллектуальной недостаточностью, основанная на применении игры как ведущего метода и средства обучения, который сочетается с применением беседы, наблюдения и чтения художественной литературы, дает положительный результат. Он проявляется в том, что увеличился объем общих знаний детей о семье, речь детей стала более развернутой, в ответах на вопросы они обосновывали свой выбор.
Формирование знаний о семье у детей дошкольного возраста происходит, главным образом, при контакте ребенка с окружающими его людьми. Изучение детей, которые были лишены с рождения заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормального развития ребенка. Ничуть не меньше, а возможно и больше, важен контакт с близкими людьми для детей с интеллектуальной недостаточностью. Воспитываясь в детском доме, ребенок с интеллектуальной недостаточностью, находится в условиях социальной депривации, а так же не может самостоятельно приобретать знания и умения. Главная задача педагогов, работающих с данной категорией детей, обеспечить организацию развивающей среды и деятельности детей, в основном игровой, в процессе которой они получают собственный опыт и у них формируются знания о семье и окружающем мире.
Использование вышеперечисленных условий ускорит процесс формирования знаний о семье у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Список литературы
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. – М.: «Просвещение», 1979.
2. Агаева Е.Л. и др. "Чего на свете не бывает?". – М.: «Просвещение», 1991.
3. Баряева Л.Б., Вечканова И., Зарин А., Загребаева Е.В. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, «СОЮЗ», 2001.
4. Баряева Л.Б, Гаврилушкина О.П. Игры с природным и рукотворным материалом. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005.
5. Баряева Л.Б, Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – 2е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2007.
6. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: РГПУ им. Герцена издательство «Союз», 2001.
7. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1991.
8. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно-ролевая игра дошкольников. – Киев, 1982.
9. Воспитание детей в игре /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. – М.: «Просвещение», 1983.
10. Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: «Педагогика», 1976.
11. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: «Просвещение», 1975.
12. Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития //Дошкольное воспитание. – 1998.
13. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: «Просвещение», 1985.
14. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
15. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. /Под ред. Л.П.Носковой. – М.: «Просвещение», 1993.
16. Дошкольное воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Хрестоматия. – СПб. РГПУ им А.И. Герцена, 1999.
- Гаврилушкина О.П., Н.Д.Соколова. Роль общественного дошкольного воспитания умственно отсталых детей (с. 12).
- Гаврилушкина О.П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности дошкольников, отстающих в развитии (с. 60).
- Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях (с. 70).
- Зарин А.П. Особенности знаний дошкольников с нарушением интеллекта о социальном окружении (с. 148).
- Зарин А.П., Л.Б.Баряева. Процесс обучения детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии (с. 19).
- Морозова Н.Г. Актуальные проблемы дошкольного воспитания аномальных детей (с. 11).
- Соколова Н.Д. Особенности игровых действий умственно отсталых дошкольников (с. 104).
- Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения (с. 105).
- Соколова Н.Д. Нравственное воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельности (с. 110).
17. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: «Просвещение», 1989.
18. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2007.
19. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Сборник
научных трудов. – М.: 1978.
20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
21. Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2001.
22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 1998.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 1998.
24. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс /Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: «КАРО», 2006.
25. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: «Педагогика», 1983.
27. Логинова В.И., Саморукова П.И. Дошкольная педагогика. – М.: «Просвещение», 1983.
28. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Т.А. Марковой – М.: «Просвещение», 1982.
29. Менджерицкая Д.В. Игра и игрушка. – М.: «Просвещение», 1973.
30. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Ю.В. Яркова. – М.: «Айрис-пресс», 2005.
31. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л.А.Венгера.-М.: «Просвещение», 1975.
32. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: «Просвещение», 1991.
33. Обучение во вспомогательной школе /лекции по олигофренопедагогике/. – М.: «Просвещение», 1973.
34. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В.Воронковой – М.: «Школа-Пресс», 1994.
35. Плясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: изд. дом «Новый учебник», 2003.
37. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М.: «Педагогика», 1990.
38. Психолого-педагогическая поддержка развития лиц с интеллектуальной недостаточностью: теоретические и прикладные проблемы. Межвузовский сборник научных трудов./Под ред. А.Зарин, В.Н.Вовка, С.Ю.Ильиной, Ю.Т.Матасова.-Архангельск: Изд. Центр СГМУ, 2004. Статья: «Деятельность как средство активизации психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940,
40. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Под ред. М.В. Васильевой. – М.: «Просвещение», 1986.
41. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006.
42. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: «Педагогика», 1990.
43. Сорокина Ю.К. Познаем мир – развиваем речь. Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром у детей с задержкой речевого развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2005.
44. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомство дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
45. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: «Просвещение», 1973.
46. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: ЛОИУУ, 1996.
47. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демъянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Под науч. ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2003.
48. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: «Педагогика», 1978 г. (глава 1,4,5,6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"
Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...
Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната
Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у ...
Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
"Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста"
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях.Природа - это все то, что нас окружает, но не создано челов...
Методика формирования приёмов письменных вычислений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального обучения
Аннотация. В статье исследуются некоторые подходы к изучению приёмов письменных вычислений в начальных классах общеобразовательной школы и особенности усвоения приёмов пи...
Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников
Статья на тему: «Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников» Выполнила: Воспитатель ГБОУ Прогимназии №675 «Талант»Соколов...