Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников
статья

Соколова-Ийамуремье Элизабет Эноковна

Статья на тему: «Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников»

 

Выполнила:

Воспитатель ГБОУ Прогимназии №675 «Талант»

Соколова-Ийамуремье Элизабет Эноковна

 

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня знаний о растительном мире старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня знаний о растительном мире старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению знаний о растительном мире старших дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0012d9ad-6ce24cb7.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников»

Выполнила:

Воспитатель ГБОУ Прогимназии №675 «Талант»

Соколова-Ийамуремье Элизабет Эноковна

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня знаний о растительном мире старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня знаний о растительном мире старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению знаний о растительном мире старших дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики по выявлению уровня знаний о растительном мире старших дошкольников в контрольном эксперименте показал, что уровень уровня знаний о растительном мире повысился.

В результате систематического проведения дидактических игр, направленных на формирование знаний о растительном мире, старшие дошкольники стали более активными, инициативными, открытыми. Они получили дополнительные знания об окружающей их природе, получили навыки общения с ней и навыки бережного отношения к окружающему. Дети научились оценивать свои поступки, обогатили свой опыт новыми впечатлениями и знаниями об окружающем мире.

При решении данной проблемы первостепенное значение придавалось экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Развитие отношения к природе регулирует особая организация педагогического процесса, основанная на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

В свою очередь, теоретико-методологические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства развития дошкольников работали Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,. Бондаренко А.К., Короткова Н.С., Николаева С.Н., Дрязгунова В.А. и др., каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей и для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника в целом.

В практике детского сада наблюдается информационный подход к передаче знаний дошкольникам. По мнению Л.С.Выготского только в практической деятельности формируются точные, четкие знания. Поэтому проблема формирования знаний о растительном мире старших дошкольников посредством дидактической игры является актуальной. В результате чего была выбрана тема исследования.

 Анализ психолого- педагогической и методической литературы показал, что в дошкольном возрасте возможно формирование знаний о растительном мире, так как это наиболее сенситивный период в умственном развитии старших дошкольников.

Результат констатирующего эксперимента показал, что знания детей о растениях недостаточно полные и четкие, разрознены и мало обобщены. Все это подтверждается наблюдениями за работой детей в уголке природы и при проведении диагностических заданий.

Полученные данные подчеркивают необходимость корректировки, пополнения, обобщения и систематизации знаний детей.

Всю работу по усвоению старшими дошкольниками знаний о растительном мире мы разбили на три этапа:

I. Подготовительный этап.

Здесь была составлена картотека дидактических игр, которая позволяла уточнить, пополнить и расширить знания детей о растительном мире. Подбор раздаточного материала и его оформление.

II. Основной этап.      

Дети на практике применяли полученные знания; это происходило во время индивидуальных поручений и в ходе проведения дидактических игр.

III. Заключительный этап.

Здесь были проведены дидактические игры: «Собери растение», «Кому нужна вода, а кому – полянка», «Деревья и кустарники», «Вершки – корешки», «Угадай, что где растет», Лото «Что, где растет?», «Что начала, что потом?», «Поможем растению», «Живое — неживое»

Проанализировав динамику роста знаний, были установлены качественные изменения в каждом уровне. Знания стали более отчетливыми, прочными, дети устанавливали связи между происхождением растений и биологическими потребностями, ответственно относились к поручениям в уголке природы.

Успехи продвижения были налицо, дети стали более наблюдательными, могли рассказать о потребностях того или иного растения, сравнить их по строению и др.

Также увеличилось количество детей, достигших высокого уровня знаний, другие подтянулись до среднего уровня. На низком уровне остался ребенок, который не был вовлечен в системную, целенаправленную работу в связи с редким посещением детского сада.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании следующих условий повышается эффективность формирования знаний о растительном мире старших дошкольников:

1. наличие разнообразия раздаточных пособий для дидактических игр;

2. наличие экологических знаний и интереса у воспитателя и у детей;

3. при подборе дидактических игр, соответствующих возрасту и умственному развитию детей;

4. при внедрении дидактических игр в разные режимные моменты;

Подводя итог проведённому исследованию, автор делает вывод о том, что результаты и материалы настоящей работы можно применять в практике деятельности с детьми дошкольного возраста и использовать возможности дидактической игры как эффективного средства формирования экологической культуры развивающегося человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...

"Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста"

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях.Природа - это все то, что нас окружает, но не создано челов...

защита курсовой работы "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.Именно в этом возрасте закл...

«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников.

Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возмож...

Дидактические игры как средство формирования знаний о России, ее народах, символах и воспитания патриотизма

Воспитание патриотизма сейчас актуально как никогда.Средствами игры, без назиданий и излишней назидательности можно сделать этот процесс увлекательным и заставляющим детей задуматься, в какой стране м...