Конспект музыкального занятия с элементами ритмопластики "Сказки гуляют по свету..."для детей старшей группы
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Федорова  Нелля Анатольевна

В конспект раряду с разнообразными видами музыклаьной деятельности включены и элкменты ритмопластики: упражнения на развитие ритмического чувства, двигательного творчества, этюды и ритмопластические задания , упражнения на релаксацию

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования города Калугиигры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№12  «Ромашка» города Калуги

КОНСПЕКТ

музыкального занятия

с элементами ритмопластики

на  тему:

«СКАЗКИ ГУЛЯЮТ ПО СВЕТУ…»

                                                        

                                                                  Подготовила  и  провела:

                                                                  Федорова  Нелля  Анатольевна

                                                                  музыкальный  руководитель  

                                                                                              высшей квалификационной                                                                   категории

 

Тема:  «Сказки гуляют по свету…»

Программные задачи:

  1. Учить детей ритмично, правильно и согласованно  с  музыкой выполнять основные, плясовые и танцевальные движения.
  2. Учить  находить и самостоятельно отмечать средства музыкальной выразительности на примере образа Бабы-Яги. Упражнять в умении  сравнивать  музыкальные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия.
  3. Развивать у детей умение  выражать характер образов и сказочных персонажей через двигательную импровизацию, используя характерные движения и соотнося их со звучащей музыкой.
  4. Закреплять навыки выразительного и эмоционального исполнения песен, передавая характер каждой из них.
  5. Тренировать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение, речь.
  6. Содействовать развитию музыкальных и творческих способностей у детей.
  7. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, поощрять стремление к дружелюбию.

Атрибуты и оборудование:

-        «волшебный клубок»

-        атрибуты для творческой импровизации  «Солнечные зайчики»: ленты, султанчики (по 2 на каждого ребёнка)

-        предметы из волшебных сказок: туфелька; искусственный цветок.

Технические средства:

Мультимедийная установка для просмотра слайдов;  видео-презентация; музыкальный центр; аудиозаписи музыки: «Сказочка» (муз. С. Прокофьева); «Баба-Яга» (муз. П. Чайковского);  «Избушка  на  курьих  ножках»  (муз. М. Мусоргского  «Праздник каждый день» - старшая группа - CD 3 №14;  №2)1;  «Солнечные зайчики»  (муз. А. Варламова); пальчиковая видеоигра «Цветочек»  (муз. Е. Железновой);  жанровая музыка: полька, вальс, марш, плясовая для двигательной игры «Раз, два, три – сказочный герой, замри!»;  музыка для релаксации.

Музыкально-игровой репертуар:  

  • Музыкально-ритмические движения

- пружинящий  шаг  и  бег  (в парах) (муз. Е. Тиличеевой);   боковой галоп   (в парах) («Детская полька»  муз. А. Жилинского);  упражнение  для  рук (Шведская  мелодия);  пляска «Дружные  тройки» («Полька» муз. И. Штрауса) - «Ладушки»: «Праздник каждый день» - старшая  группа  с.239; с. 238; с. 249;   с.243 , с.246.

  • Пение

-  упражнение для развития слуха и голоса: «Дюймовочка и жук», «Золушка и мачеха»  

(муз. и сл. А. Евтодьевой - сборник «Учимся петь и танцевать, играя!»  с.13, с.17)

-  песни:  «В сказках чудеса»» (муз. и сл. Э. Чуриловой); «Русская сказка» (муз. Е. Антипиной, сл. И. Лученка)

Предварительная работа:

- Восприятие (слушание): С. Прокофьев «Сказочка»; П. Чайковский «Нянина сказка», «Баба-Яга» (из «Детского альбома»); М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

 - Разучивание музыкально-игрового репертуара:

  • Музыкально-ритмических движений:  пружинящий  шаг  (в парах);  боковой галоп (в

парах); упражнения  для  рук; ритмической видеоигры «Солнечный зайчик»; пляски «Дружные  тройки».

  • Распевок:  «Золушка и мачеха»  (муз. и сл. А. Евтодьевой), «Дюймовочка  и  жук»  »  (муз.

и  сл. А. Евтодьевой);  песен: «В сказках чудеса»» (муз. и сл. Э. Чуриловой);  «Русская сказка»   (муз. Е. Антипиной, сл. И. Лученка)

  • Пальчиковой игры  «Цветочек»  (Е. Железновой)

-  Чтение сказок: «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Золушка» Ш. Перро, русских народных сказок из сборника А. Афанасьева  «Народные русские сказки»; беседа по содержанию; составление рассказов о сказочных героях.

-  Драматизация волшебных сказок с участием персонажа Бабы-Яги.

-  Проведение театрализованных игр по теме: «Волшебство начинается…»

-  Рассматривание иллюстраций и рисунков в книгах с изображением сказочных героев.

-  Просмотр музыкальных клипов к произведениям, сказок и мультфильмов.

-  Проведение дидактических игр» «Сказочное лото», «Узнай сказку», «Сказочные карты».

- Проведение циклов занятий по рисованию, лепке, аппликации на темы: «Волшебные сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Ярмарка чудес», «У лукоморья дуб зелёный…».

-  Знакомство с произведениями В. Васнецова «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга», «Иван-царевич на сером волке».

-  Организация выставки  детских работ на тему: «Сказки гуляют по свету» в группе и фойе детского сада.

-  Изготовление волшебных сказочных предметов, элементов костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Ход занятия:

Структура

Деятельность  детей и взрослых

  1. Вводная часть

- Создание игровой

Мотивации

  • Приветствие

  • Музыкально-

ритмические движения:

-  Упражнение  на внимание

«Волшебные предметы»

- пружинящий  шаг    

(в парах)

(муз. Е. Тиличеевой)

- боковой  галоп  (в парах)

(«Детская полька»  муз. А. Жилинского)

- упражнения  для  рук

(Шведская  мелодия)

- Ритмическая  видеоигра «Солнечный зайчик»

-  Творческая импровизация с атрибутами  (по выбору детей) «Солнечные зайчики» 

(«Солнечные зайчики»

муз. А. Варламова - аудиозапись)

-  Упражнение на регуляцию мышечного тонуса

«Шалтай-Болтай»

  1. Основная часть

  • Восприятие

(слушание) музыки 

- «Баба-Яга»

(муз. П. Чайковского  аудиозапись)

- «Избушка на курьих ножках»

(муз. М. Мусоргского

аудиозапись)

- Этюд

 «Избушка на курьих ножках»

  • Пение

- упражнения на развитие слуха и голоса:

-  «Золушка и мачеха»

-  «Дюймовочка и жук»  

(муз. и сл. А. Евтодьевой)

-  Пальчиковая видеоигра

«Цветок»  

(муз. Е. Железновой)

- Песни:

* «Русская сказка» 

(муз. Е. Антипиной,

сл. И. Лученка)

* «В сказках чудеса» 

(муз. и сл. Э. Чуриловой)

3. Заключительная часть

  •  Пляска

 «Дружные тройки»

(«Полька»  муз. И. Штрауса)

  • Творческая

двигательная игра

«Раз, два, три – сказочный герой, замри!»

(музыка по выбору м.р.)

  • упражнение  на

релаксацию

 «Солнечный зайчик»

(музыка для релаксации)

Музыкальный руководитель (далее  м.р.) приходит к детям в группу, где воспитатель читает им волшебную сказку. Здоровается  и сообщает, что сегодня в музыкальном зале их тоже ждёт волшебство. Затем все заходят в музыкальный зал, под звучание пьесы С. Прокофьева  «Сказочка».

М.р.: Ребята, о чём рассказала нам звучащая музыка? (Ответы) Правильно, она рассказала нам о сказках. Сказки бывают разными, в них могут встречаться необычные предметы, которые помогают героям. Какие?  (Дети перечисляют) Хорошо. Попробуем их показать. Как можно изобразить молодильное яблочко? Шапку невидимку? Дудочку-погудочку? Семимильные сапоги? Волшебное пёрышко? Ковёр-самолёт?

(На экране появляются соответствующие заставки волшебных предметов. Дети называют движения, которые соответствуют их названиям и  которые потом будут использоваться в игре на внимание)

М.р.: Хорошо. Сейчас я буду называть какой-нибудь предмет, а вы будете его показывать. Вы хорошо запомнили, как мы их изображаем?  Будьте внимательны!

Упражнение на внимание  «Волшебные предметы»

(М.р. называет предметы, дети с помощью движений их изображают)

М.р.: Вы молодцы, справились с заданием и можете отправляться в сказку. Вставайте парами и отправляемся в путь! (Дети встают парами друг за другом). Пойдём осторожно, чтобы не спугнуть волшебство.   (Дети выполняют пружинящий шаг)

Тропинка стала шире, мы можем двигаться по ней боковым галопом. (Дети двигаются боковым галопом в парах)

А сейчас на нашем пути повстречался непроходимый лес. Покажем, как деревья тянутся к небу, шелестят своею кроной и покачивают своими сильными ветками.

Упражнение для рук

(Выполняют упражнение для рук)

Ой, посмотрите, солнечный зайчик выглянул из-за листвы, чтобы вывести нас из этого дремучего леса! Подойдём поближе и поприветствуем его!   (Дети подходят к экрану)

Ритмическая  видеоигра  «Солнечный зайчик»

(На экране появляется заставка солнечные зайчики скачут).

М.р.: Посмотрите, они приглашают нас порезвиться вместе с ними! Хотите?  (Ответы) Тогда выбирайте себе атрибуты и будем веселиться!

Творческая импровизация с атрибутами  «Солнечные зайчики»    (муз. А. Варламова)

(Дети самостоятельно выбирают атрибуты и выполняют импровизацию)

Как красиво у нас получилось! Спасибо солнечным зайчикам, с их помощью мы смогли поднять себе настроение и  преодолеть опасный путь.    (На экране появляется Шалтай-Болтай с клубком)

М.р.: Ребята, вы догадались, кто это?    (Ответы) 

Да, в сказках есть один странный герой –

Шалтая-Болтая мы знаем с тобой!

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай сидел на стене,             -  свободное движение руками

Шалтай-Болтай свалился во сне.            из стороны в сторону, в конце

                                                                  «повиснуть», опустив руки вниз

Вся королевская конница,                     -  поскоки на месте

И вся королевская рать                         -  бодрый шаг на месте

Не могут Шалтая,                                 - «удивиться», в конце -

Не могут Болтая  собрать!                     упасть на пол

М.р.: Посмотрите, а что у него в руках?  (Клубок) Скажите, пожалуйста, для чего в сказках использовался клубок?  (Ответы) Действительно, он укажет нам дальнейшую дорогу. (Показывает его)

Катись, катись, клубочек, укажи нам путь,

Чтоб вновь в сказку заглянуть! (Бросает его  к  экрану, на нём появляется заставка «Волшебная книга»)

Посмотрите, какая красивая книга! В ней, наверное, живут сказки. А вы любите сказки?  (Ответы) Раскроем её и попробуем угадать, о каком сказочном герое идёт речь. (В записи звучит  пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского. Дети слушают и называют произведение)

Слушание  «Баба-Яга»  (муз. П. Чайковского)

(На экране появляется заставка  с изображением Бабы-Яги)

М.р.: Правильно. Какой в ней изображена Баба-Яга? Что она делает? (Ответы и предположения детей) Вы правильно заметили, что Чайковский изобразил Бабу-Ягу коварной, страшной, хитрой.

А теперь послушаем, как изобразил Бабу-Ягу другой композитор, Модест Петрович Мусоргский.

(На экране появляется заставка «Избушка на курьих ножках»)

Слушание  «Избушка на курьих ножках»  (муз. М. Мусоргского)

(Дети слушают и высказывают своё мнение)

Правильно, Мусоргский в своём произведении  хотел рассказать нам о том, какой бывает Баба-Яга на самом деле, когда её никто не видит.

Может, попробуем изобразить под музыку дремучий лес,  избушку и  её хозяйку? (Дети соглашаются. Выбирают несколько «избушек», «Бабок-Ёжек», остальные дети изображают «деревья») Слушайте внимательно музыку, она подскажет, когда должна появиться Баба-Яга, что должны делать избушка и деревья.

Этюд  «Избушка на курьих ножках»

(Дети исполняют этюд. М.р. хвалит детей, озвучивает наиболее  удачные композиции и оценивает их)

М.р.: Скажите, пожалуйста, что помогло композитору  и вам передать образ?  (Звук, мелодия, темп, характер музыки)

Пришло время вновь заглянуть в сказку. А её название поможет нам угадать вот этот предмет  (Показывает туфельку. Дети отвечают.

На экране появляется  заставка  к сказке «Золушка»)

Действительно, это сказка про Золушку. Расскажем, что в ней произошло? (Дети соглашаются и все одновременно  исполняют распевку)

Распевка «Золушка и мачеха»   (муз. и сл. А. Евтодьевой)

(М.р. показывает искусственный цветок)

М.р.: А кому принадлежит вот этот предмет?  (Предположения)

Правильно, из него появилась Дюймовочка. Как красиво она раскачивалась на нём!

Пальчиковая видеоигра  «Цветок»  (муз. Е. Железновой)

(Появляется заставка «Дюймовочка и жук»)

М.р.: К Дюймовочке в гости прилетел важный жук. Кто хочет рассказать, о чём же они беседуют?

(Выбирают несколько пар – мальчик-девочка)

Распевка «Дюймовочка и жук»   (муз. и сл. А. Евтодьевой)

(Дети выразительно и эмоционально исполняют распевку по ролям)

А теперь попробуем рассказать, что же за чудеса происходят в русских сказках.

Песня «Русская сказка»  (муз. Е. Антипиной, сл.  И. Лученка)

М.р.: Много чудес в сказках, всего не перечислишь. Но мы с вами всё-таки попробуем это сделать. А поможет нам песня.

Песня «В сказках чудеса»  (муз.  и сл. Э. Чуриловой)

(Работа над эмоциями и исполнением песен в характере)

М.р.: Действительно, чудеса, да и только! Ребята, у нас осталась ещё одна сказка, к сожалению, на сегодня последняя. Чтобы нам её узнать, прошу загадку отгадать! (Загадывает загадку к сказке «Теремок». На экране появляется заставка)

М.р.:  Правильно. Герои этой сказки действительно были дружными и очень любили танцевать! Ну-ка, дети, выходите, дружные тройки всем покажите!

Пляска «Дружные тройки»  («Полька»  муз. И. Штрауса)

(Дети исполняют разученную пляску. М.р. отмечает наиболее  точное, согласованное и выразительное исполнение) 

М.р.: Сколько разных сказочных героев мы сегодня повстречали!

Раз, два, три – не ленись, в героя сказки превратись! Под музыку вы будете двигаться в её характере и изображать своего героя, а когда музыка остановится -  вам нужно будет замереть и не шевелиться! Запомните, герои могут быть разными и выполнять только подходящие для него движения! Раз, два, три – не ленись, в героя сказки превратись!

Игра «Раз, два, три - сказочный герой, замри!»

(Игра проводится под аудиозапись музыки разных жанров, чтобы м.р. мог увидеть творчество детей. Дети играют в игру, педагоги отмечают самые удачные  образы и их точную передачу. На экране вновь появляется солнечный зайчик)

М.р.: Посмотрите, солнечный зайчик появился вновь, чтобы сказать нам о том, что нам пора возвращаться  из сказочной страны. Он заглянул нам в глаза,  побежал по лицу, по лбу, носику, остановился на ротике, щёчках, подбородке, ласково погладил наши руки, плечи, Он забрался за шиворот, играет и веселиться с нами.

коснулся пяток и убежал так же, как и появился.

Упражнение на релаксацию «Солнечный зайчик»

(Дети ласково и мягко  поглаживают те части лица и тела, которые называет педагог. Изображение исчезает)

М.р.: Ну, вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Мне очень понравилось, как вы выполняли движения, как точно передавали образы солнечных зайчиков и  Бабы-Яги с  избушкой.  А что понравилось Вам, Ирина Анатольевна?  

(Воспитатель высказывает своё мнение)

М.р: Что ж, ребята, книга закрывается, сказочка кончается…

Но вы не расстраивайтесь, мы обязательно встретимся с ней ещё раз, и очень скоро. До новых встреч со сказкой! Становитесь друг за другом, волшебный клубок отведёт вас в группу!

(Прощаются  по-музыкальному и уходят в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: «Земля – наш общий дом» для детей старшей группы.

В апреле отмечается День Земли. Детям старшей группы интересно многое узнать о нашей планете . Постараться объяснить детям, что человек и природа взаимосвязаны.И мы должны бережно относиться к природе...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и музыке детей старшей группы.

Используя на занятии разные сферы деятельности мы повышаем интерес детей как к самим занятиям, так и к окружающему нас миру....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

МАДОУ детский сад «Родничок»Первомайского района      КОНСПЕКТЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Бумага своими руками» для детей старшего возраста

Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных. Задачи: Образовательные: формировать представление о з...

конспект музыкального занятия "Фея музыки в гармонии с природой" для детей подготовителной группы

формирование  музыкально-ритмических способностей посредством игры на детских муз. инструментах.Времена года: Осень,Зима. Музыкально-дидактическая игра  "Отхлопай ритм" (Овощи-фрук...

Конспект музыкального занятия в форме квест – игры « Форт Боярд» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект музыкального занятия  форме  квест – игры « Форт Боярд» для детей старшего дошкольного возраста.Формирование образовательных результатов.Предметные. Продолжит...