Тренинг личностного роста педагогов ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Талдыкина Александра Андреевна

Повышение самооценки и достижение поставленных целей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_trening_lichnostnogo_rosta.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговая программа

 «Тренинг личностного роста педагогов ДОУ»

Составил(а): педагог-психолог

Талдыкина А. А. 

Салехард, 2017

  1. Название предполагаемого этапа (блока) тренинга (тема).
  2. Цель тренинга.
  3. Задачи, решаемые в рамках данного этапа (блока) тренинга.
  4. Основные характеристики и содержание программы предполагаемого тренинга (состав и количество участников; объем программы (количество часов, необходимых для реализации целей данного тренинга); основные этапы и их содержание (с описанием каждого занятия, упражнения, с указанием целей занятия и упражнения):
  • Вводной части тренинга личностного роста.
  • Блока личностного познания.
  • Коммуникативного блока.
  • Блока социально-активного поведения.
  1. Завершающей части тренинга

5. Критерии оценки эффективности данного тренинга.

6. Список используемой литературы.

I.Тренинг личностного роста педагогов ДОУ.

II.Цель. Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя.

III.Задачи.

1.Помочь участникам тренинга преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.

2.Активизация резервов подсознания.

3.Развитие навыков саморефлексии.

4.Способствовать развитию чувства собственного достоинства.

IV.Объект: педагоги ДОУ (16 чел.), женский коллектив.

Основные характеристики: место проведения занятий – актовый зал в ДОУ, каждое занятие – 90 мин. (в общем 10 часов 50 минут).  

Вводная часть тренинга: работа воспитателя – это огромная нагрузка на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени проходит в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. При этом еще внешний и внутренний контроль, однополый состав коллектива, необходимость вести постоянно растущий объем документации. Наступает момент, когда эмоциональное напряжение достигает критического момента, тогда либо случается нервный срыв, либо появляются психосоматические заболевания: гипертония, язвенные болезни органов пищеварения, астма и т. д. Может появиться синдром эмоционального выгорания это так называемый механизм полного или частичного исключения эмоций, «эмоциональная тупость». Сегодня мы попробуем осуществить попытку укрепить и сохранить психологическое здоровье педагогов, присутствующих на тренинге, или хотя бы улучшить психологическое состояние здесь и сейчас.

1-е занятие.  Цель: ознакомление с основными правилами тренинга, выработка групповых норм и включения участников в работу.

Разминка: упражнения разминки выполняются в начале каждого занятия в течение 10-15 мин.

Цель разминки: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях. Обсуждение после упражнений разминки возможно, но не обязательно.

Упражнение  «Здравствуйте» ( Б. Р. Матвеев, 2005).

Инструкция: начинает один из участников занятия. Обращаясь к соседу по левую сторону, с чувством радости от встречи проговаривает: «Здравствуйте…», выражая своё отношение к нему и голосом, и жестом, и улыбкой.

Ознакомление с основными правилами тренинга.

2-е занятие.  Цель: осознание участников своих личностных особенностей.

Блок личностного познания.

Упражнение «Ассоциации» (упражнение может быть использовано также для тренировки памяти)

Цель: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.

Инструкция: вспомните личное качество, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя, например: «Ольга – обаятельная», «Владимир – вольный». Затем каждый участник произносит своё имя. Прибавляя к нему придуманное качество. Причём каждый следующий участник повторяет всё то, что говорили до него.

Упражнение  «Ты и я» (по Б. Р. Матвееву, 2005)

Цель: развитие умения понимать и принимать свою общность и своё различие с другими.

Инструкция: участники становятся в круг лицом к центру. Упражнение состоит из трёх частей.

Часть первая. Один из участников выходит в круг, становится лицом к соседу справа и говорит ему: «Ты такой же как и Я. Ты и Я… (называет признак общности)». Партнёр отвечает ему аналогичной фразой, нос другим признаком общности. Затем начавший упражнение возвращается на своё место, а второй переходит к третьему партнёру и т. д., пока весь круг не вернётся на исходные места. На этом первая часть упражнения закончена.

Часть вторая: начавший игру, а затем и другие участники аналогично будут говорить друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Я отличаюсь от тебя тем, что Я…, а Ты…».

Часть третья: аналогично первой части, но участники задают друг другу по очереди вопрос: «Почему я тебе нравлюсь?» Ответы должны быть полными и разными, а не просто: «Потому что ты хороший».

Обсуждение. Что было легче найти: сходство или различие?

Что каждый чувствовал в разных частях упражнения?

3-е занятие.  Цель: оценить свои (участников) личные качества.

Упражнение «Подарок» (упражнение может быть использовано также для формирования «Я-образа»)

Цель: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.

Инструкция: все участники по кругу высказываются: «Что я бы хотел подарить тому, кто сидит рядом?» Называется то, что могло бы по-настоящему порадовать человека. Тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, в самом деле был бы он рад такому подарку и почему.

Упражнение  «Взаимные презентации» (Azps.ru)

Цель: сфокусировать внимание участников на собственной личности.

Материал: бумага, ручки, карандаши, фломастеры.

Инструкция:  сейчас вся группа разобьётся на пары и будет действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ (можно с короткими комментариями) на тему «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас есть пять минут.

Второй этап: вы рассказываете своему партнёру о себе и своём рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим этапом работы будет представление группе своего партнёра. Поэтому постарайтесь получить о нём как можно больше разносторонней информации. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие вопросы:

  • Как я вижу свою профессию.
  • Что я ценю в самом себе.
  • Предмет моей гордости.
  • Что я умею делать лучше всего.

На выполнение второго этапа у вас имеется пять минут».

После этого организуется работа в парах.

Спустя десять минут ведущий даёт дополнительную инструкцию. «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встаёт за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнёра. Его – задача попытаться войти в роль своего партнёра на время презентации. Стать им, думать, рассуждать, чувствовать. Переживать так, как кажется стоящему вёл и отвечал его партнёр. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, всё это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечёт отведённая на выступление минута. Таким образом, наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно 60 секунд.

После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнёр. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать. Задавая вопросы, мы будем обращаться к выступающему по имени человека, которого он презентует.

Примечание. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий, могут касаться самых разных тем, например:

Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

Что ты считаешь самым отвратительным?

Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.

Обсуждение. Оцени успешность твоей презентации своего партнёра.

Удалось ли партнёру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнёра стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Сумел ли партнёр уложиться в отведённое время? Что ты чувствовал, когда твой партнёр не сумел уложиться в отведённое время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?

Тяжело ли было говорить от имени другого?

Трудно ли было уложиться в отведённое время?

Все участники могут поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями. Они могут сказать, что им понравилось в выступлениях других, но не должны критиковать.

4-е занятие.   Цель: формирование навыков общения.

Упражнение «Встреча взглядами» (И. В. Вачков, 1999) (упражнение может использоваться для тренировки навыка социального восприятия)

Инструкция: Вариант 1. Все участники стоят в кругу, опустив голову вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Из задача – встретится с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

        Вариант 2. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом.

Коммуникативный блок.

Упражнение «Читаем с «выражением»

Цель: развитие навыков общения, формирование уверенности в себе.

Материалы: бумажные карточки. На каждой указаны особенности интонации, с которой можно читать стихотворение, например: «грустно», «пафосно», «весело», «медленно и задумчиво», «быстро, взахлёб», «на распев» и т. п. Карточки лежат на столе текстом вниз.

Инструкция: каждый участник выбирает какое-либо стихотворение, которое знает наизусть (лучше – общеизвестное). Затем он берёт любую карточку и читает своё стихотворение с заданной интонацией. Следует отметить, что непривычное звучание известного текста может вызвать смех и в аудитории, и у самого читающего, особенно если заданная интонация совершенно не подходит к содержанию стихотворения. Нужно постараться сдержаться и сохранить серьёзность. Подобный навык может пригодиться при публичных выступлениях.

         Обсуждение: 1. Удалось ли выполнить задание?

        2. как изменилось восприятие текста от изменения привычной интонации?

        3. можно проанализировать акустические характеристики речи выступающего: громкость, чёткость, правильность ударений, скорость, разборчивость и т. п.

5-е занятие.   Цель: оптимизация отношений с коллегами.

Упражнение «Испорченный телефон» с ассоциациями (лабиринты психологии, 1996)

Инструкция: один человек загадывает слово и говорит его соседу. Тот не повторяет услышанное слово, а говорит первую на это слово ассоциацию, обращаясь к своему соседу. И так все говорят ассоциации по кругу.

Обсуждение: интересно сопоставить первое слово с последним, а затем по кругу спросить всех, кто что говорил. Очень часто ассоциации попадаются в одно русло и повторяют несколько раз за круг.

Упражнение «Тропинка на скале» (Б. Р. Матвеев, 2005)

Цель: развитие навыков взаимодействия друг с другом.

Инструкция: большая часть участников выстраивается в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается другим способом тропинка, на которой располагаются другие участники, изображая препятствия: ветки и корни деревьев, выступы, скалы, валуны и т. д. За линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за расщелины в скале и за сами препятствия. «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы.

Обсуждение: что вы чувствовали в роли идущего?

Что вы чувствовали в роли препятствия или скалы?

Какая роль вам больше понравилась, почему?

Обратили ли вы внимание на то, что каждое препятствие одновременно являлось опорой для идущего?

6-е занятие.    Цель: укрепление своего устойчивого Я.

Блок социально-активного поведения.

Упражнение «Шестёрка» (И. В. Вачков, 1999) (упражнение может использоваться для тренировки внимания)

Инструкция: все игроки встают в круг. Каждый участник группы по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например: 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трёх оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестёрки можно использовать другие цифры.

Упражнение «Опыт уверенного поведения»

Цель: формирование уверенности в себе.

Инструкция 1: упражнение выполняется в круге. Если в круге 10 участников, она делится на несколько подгрупп по 7 – 10 человек, иначе выполнение упражнения очень затянется и станет скучным. Каждый участник кратко описывает ситуацию, в которой он однажды попробовал вести себя уверенно. Нужно подчеркнуть, что речь должна идти просто о попытке как таковой, не обязательно успешной.

Обсуждение: каждому предлагается рассказать о том, как он представляет себе уверенное поведение. Целесообразно кратко фиксировать на доске представления участников группы об уверенности.

Инструкция 2: каждый участник рассказывает о какой-либо трудной ситуации, которую он оценивает как провал. После этого он немедленно переформулирует своё поведение с точки зрения признаков уверенности, написанных на доске. Он должен выбрать альтернативное поведение, сконцентрироваться на нём и ответить на вопросы: «Что я сказал? Что я сделал? Какие компоненты уверенного поведения я при этом не использовал, хотя мог бы? Что я ещё могу улучшить, то есть какие конструктивные советы я могу дать сам себе, чтобы достичь свое цели?»

7-е занятие.    

Упражнение «Защитная речь»

Цель: развитие умения разрешать проблемы.

Инструкция: ведущий описывает ситуацию. « Представьте себе, что вы все вместе летите на воздушном шаре. Его унесло в море. На горизонте виден необитаемый остров, но шар начинает падать. Чтобы дотянуть до острова надо облегчить корзину – выбросить кого-то за борт. Каждый из вас должен придумать себе профессию и, может быть, ещё какие-то хорошие качества и убедить остальных, что именно вы – самый полезный человек на необитаемом острове, без вас остальным не выжить и, следовательно, выбрасывать вас из корзины никак нельзя.

        Ведущий выписывает все профессии на доске. После того, как все высказались, происходит голосование. Голосуют последовательно за каждую профессию и определяют таким образом самого находчивого и убедительного участника, а также ранги всех остальных.  

Упражнение «Рефлексия прошедшего занятия (может проводиться как в начале, так и в конце занятия)

Инструкция: группа садится в круг, и все желающие поочерёдно высказывают свои впечатления об этом (или предыдущем) занятии. Что понравилось? Что не приемлемо? Что хотелось бы сделать сегодня по-иному? Какие претензии к группе, конкретно к кому, к руководителю? Не надо никого принуждать высказываться, говорят только по желанию.

V. Завершающая часть тренинга.   Цель: совершенствоваться во взаимодействии с социумом.

Упражнение «Рефлексия прошедшего занятия (может проводиться как в начале, так и в конце занятия)

Инструкция: группа садится в круг, и все желающие поочерёдно высказывают свои впечатления об этом (или предыдущем) занятии. Что понравилось? Что не приемлемо? Что хотелось бы сделать сегодня по-иному? Какие претензии к группе, конкретно к кому, к руководителю? Не надо никого принуждать высказываться, говорят только по желанию.

Таким образом, в ходе тренинга педагоги осознали себя как индивидуальность, то есть как человека, который во многом принципиально отличается от других. Участвуя в работе тренинга личностного роста, человек постепенно понимает, что – главное принять себя таким, какой ты есть сегодня. Только принимая себя со всеми своими слабостями и недостатками, только откровенно признав их и одновременно поняв свои сильные стороны, можно двигаться вперед.    

VI. Список литературы

1.Вачков И. В. Основы группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2009. – 256 с.

2.Вачков И. В.  Психологический тренинг как средство развития профессионального развития профессионального самосознания педагогов. // Школа здоровья, 1995 – 265 с.

3.Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста: учебное пособие / 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимат...