Социальная компетенция и популярность старших дошкольников
статья по коррекционной педагогике по теме
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Однако, детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
По данным некоторых исследований в дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка.
Перед детьми, страдающими нервностью, то есть эмоциональным неблагополучием, встаёт проблема социально-психологической адаптации: нет контактов, общения со сверстниками, ребёнок не принят, изолирован или отвергнут.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интересно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. В исследованиях Т.А. Репиной, Я.Л. Коломинского, А.В. Кривчука, Р.К. Терещук убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в четыре-пять лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью: либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстникам является тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие – наоборот, имеют исключительное значение.
Это и побудило обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг к другу на одном из ранних этапов онтогенеза – в старшем дошкольном возрасте.
В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми всё чаще отражаются в понятии «социальная компетентность». Возникли предположения, что именно социальной компетентностью объясняется популярность отдельных детей в группе сверстников.
Е.О. Смирнова в своих исследованиях выделяет различные по своим психологическим основаниям компоненты социальной компетентности:
- эмоциональный компонент включает отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию;
- когнитивный компонент связан с познанием другого человека, включает способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми (это обозначается термином «социальный интеллект»);
- поведенческий компонент отражает способность ребёнка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторский способности.
Именно социальная компетентность может в полной мере характеризовать межличностные отношения и особенности общения дошкольников, а также влиять на избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Однако остаётся неясным, какой именно компонент социальной компетентности в наибольшей мере способствует популярности ребёнка в группе сверстников.
Для исследования компонентов социальной компетентности и их влияния на популярность детей старшего дошкольного возраста среди сверстников была проведена экспериментальная работа. Были выявлены популярные и непопулярные дети в одной из подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения, а затем был определён уровень социальной компетентности в каждой подгруппе детей: популярных (группа А) и непопулярных (группа Б).
Результаты исследования когнитивного компонента показали, что существенных различий в социальном интеллекте популярных и непопулярных детей обнаружено не было. Проведённый анализ ответов детей позволил выявить, что непопулярные дети давали более оригинальные и конструктивные ответы на вопросы тестов. Таким образом, первый компонент социальной компетентности – когнитивный – не оказывает существенного влияния на популярность детей в группе сверстников.
Анализ экспериментальных данных исследования поведенческого компонента доказывает, что популярные дети находятся на среднем уровне общительности и инициативы, в то время, как непопулярные тяготеют к крайним позициям и демонстрируют или замкнутость и пассивность, или занимают лидирующие позиции в игре и общении.
Результаты исследования эмоционального компонента позволили заметить, что в группе популярных детей четыре человека продемонстрировали высокий уровень эмоциональной вовлечённости или эмоционального компонента, двое показали средний результат. В группе непопулярных детей высокий результат показал только один ребенок, четверо продемонстрировали средний уровень. Но в целом эти результаты существенно ниже, чем результаты детей группы А. Это свидетельствует о том, что эмоциональное отношение к сверстнику существенно различаются в группах популярных и непопулярных детей.
В экспериментальном исследовании мы попытались сравнить разные аспекты социальной компетентности у популярных и непопулярных детей старшего дошкольного возраста с тем, чтобы выяснить, какие качества обеспечивают детям симпатии и предпочтения в группе сверстников. Полученные результаты показали, что далеко не все особенности психики и поведения детей, которые обычно связывают с социальной компетентностью, отличают популярных детей от непопулярных. Так, эти две группы детей практически не отличались по уровню развития социального интеллекта (интеллектуальный компонент). Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре (поведенческий компонент) популярные дети лишь незначительно превосходят своих сверстников. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам.
Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причём, эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел. Во-вторых, популярные дети сопереживали другим в ответ на оценку взрослого, успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив, радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали негативно. В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим.
Таким образом, в основе популярности дошкольников прежде всего лежит эмоциональное отношение к сверстнику. Результаты исследования показали, что основной задачей родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений является формирование у детей чуткого, бережного отношения к сверстнику, развитие чувства эмпатии, сопереживания, сострадания. И, чем раньше будет проводиться такая работа, тем меньше будет возникать проблем в сфере взаимоотношений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
populyarnost_detey_doshkolnikov.ppsx | 815.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Он характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. В этом возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка (« нервность » – комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, неустойчивого настроения, вспыльчивости, замкнутости и т.д.).
Авторы – исследователи проблемы Изучением данной проблемы занимались: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина, Р.К. Терещук
Социальная компетентность Под социальной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты во взаимосвязи с другими людьми. Социальная компетентность – это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт взаимодействия между людьми.
Компоненты социальной компетентности
Эмоциональный компонент Включает: эмоциональную отзывчивость, эмпатию , чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к переживаниям и действиям сверстников.
Когнитивный компонент Связан с познанием другого человека. Включает: способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми (это обозначается термином «социальный интеллект»)
Поведенческий компонент Отражает способность ребёнка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и прочее. Именно эти способности обычно оказываются существенными при формировании избирательных предпочтений детей.
I этап эксперимента
Результаты исследования когнитивного компонента Результаты показали, что существенных различий в социальном интеллекте популярных и непопулярных детей обнаружено не было. Таким образом, первый компонент социальной компетентности – когнитивный – не оказывает существенного влияния на популярность детей в группе сверстников.
Результаты исследования поведенческого компонента
Результаты исследования эмоционального компонента Группа А Группа Б Показатель Дети Суммарный балл Уровень Показатель Дети Суммарный балл Уровень Оля З. 14 Высокий Илья А. 11 Средний Алёна К. 17 Высокий Никита Б. 6 Низкий Ксюша К. 13 Средний Данил Г. 6 Низкий Лена Н. 17 Высокий Алина Л. 11 Средний Таня П. 12 Средний Никита М. 11 Средний Настя Ш. 18 Высокий Максим Ю. 9 Средний Соня В. 16 Высокий Данные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональное отношение к сверстнику существенно различается в группах популярных и непопулярных детей.
Различия между популярными и непопулярными детьми Популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.
Популярные дети сопереживали другим в ответ на оценку взрослого, успехи сверстника отнюдь не обижали, а напротив, радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.
Все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим.
Вывод Таким образом, в основе популярности дошкольников прежде всего лежит эмоциональное отношение к сверстнику, т.е. эмоциональный компонент социальной компетентности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...
Формирование социально-личностных компетентностей у старших дошкольников
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определен...
Познавательный проект по социально-экологическому воспитанию для старших дошкольников. Тема "Наш огород"
Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива ,позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья, - проектная деятельность, которая помогает дошк...
Социальное познание и социализация старшего дошкольника
Консультация для воспитателей.Социальное познание и социализация старшего дошкольникаПроблемы и их решение. Как показывает практика, д...
Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников по теме «Я и природа»
Коррекционно-развивающее занятие «Я и природа» направлено на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. В ходе данного занятия дети знакомятся с жителями леса, учатся ана...
Формирование и развитие социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через психологическую сказку.
Данный материал освещает основные понятия и вопросы в сфере социального развития детей старшего дошкольного возраста. Как один из самых ресурсных методов, сказкатерапия является освновным инструментом...
Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....