Познавательный проект по социально-экологическому воспитанию для старших дошкольников. Тема "Наш огород"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива ,позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья, - проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и практические способности, расширять знания об окружающем растительном мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной и интересной. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта педагоги помогли родителям понять и осознать значение и роль проектной деятельности в развитии ребенка. .Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические и практический возможности, педагоги объяснили необходимость родителям оказания помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.
В связи с этим мой проект решает следующие проблемы:
1.Создание условий для приобщения детей и родителей к выращиванию ценных культурных сельскохозяйственных культур, необходимых человеку.
2.Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей в благоустройстве участков и территории детского сада.
3.Формирование знаний у детей сознательного отношения к растительному миру и овощным культурам, необходимым для жизни человека.
Для решения этих проблем с детьми старшего дошкольного возраста разрабатывался творческий проект «Наш огород». Символ проекта – фотоколлаж с изображенным на нем солнца, как источника света, тепла для жизни растений. Каждый его луч – необходимое условие для полноценной здоровой жизни растения и человека, которые растут под солнцем внимательными и заботливыми, трудолюбивыми созидателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_ogorod.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по вопросам образования и делам молодёжи
Администрации Щёлковского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 46 «Мотылёк» комбинированного вида
посёлка Монино Щёлковского муниципального района Московской области
(МБДОУ детский сад № 46 «Мотылёк» комбинированного вида п. Монино ЩМР МО)
141170, Московская область, Щёлковский р-н, п. Монино, ул. Маслова, д. 10, тел.8-496-259-18-44
e-mail: mbdou46@yandex. .ru ОГРН 1125050003242
«НАШ ОГОРОД»
Познавательный проект по социально-экологическому воспитанию для старших дошкольников.
Заместитель по воспитательной
и методической работе Теселкина Н.Б.
МБДОУ детский сад №46
п.г.т. Монино Щелковский район М.О.
Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива ,позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья, - проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и практические способности, расширять знания об окружающем растительном мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей-она становится более разнообразной и интересной. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта педагоги помогли родителям понять и осознать значение и роль проектной деятельности в развитии ребенка. .Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические и практический возможности, педагоги объяснили необходимость родителям оказания помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.
В связи с этим мой проект решает следующие проблемы:
1.Создание условий для приобщения детей и родителей к выращиванию ценных культурных сельскохозяйственных культур,необходимых человеку.
2.Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей в благоустройстве участков и территории детского сада.
3.Формирование знаний у детей сознательного отношения к растительному миру и овощным культурам, необходимым для жизни человека.
Для решения этих проблем с детьми старшего дошкольного возраста разрабатывался творческий проект «Наш огород». Символ проекта – фотоколлаж с изображенным на нем солнца, как источника света, тепла для жизни растений. Каждый его луч – необходимое условие для полноценной здоровой жизни растения и человека, которые растут под солнцем внимательными и заботливыми, трудолюбивыми созидателями
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать основы экологической культуры, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающей природой, развивать интерес к явлениям и условиям природы, удовлетворять потребности детей в самовыражении и самостоятельности.
ЗАДАЧИ:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
-Воспитывать культурно-трудовые и гигиенические навыки;
-Формировать начальные представления о росте и процессах посадки овощных культур, их физиологии
-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
-Практически овладевать нормами речи, общения со сверстниками и взрослыми.
-Развивать продуктивную деятельность, детское творчество:
-Приобщать к изобразительному искусству.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
По завершении проекта дошкольники:
-Смогут иметь элементарные представления о физиологических процессах растений и посадке культурных овощных растений, их пользе и необходимости в жизни человека.
-Здоровом образе жизни, зависимости здоровья от экологически чистых продуктов, используемых в питании человека.
-Знания о пользе труда и физической нагрузки на организм.
-Научиться заботиться об уходе за растениями.
-Приобретут достаточно богатый словарный запас, смогут участвовать в беседе о растениях, высказывать свое мнение.
_-Смогут играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители в развивающей среде группы.
Ранняя весна – пора посева и посадки многих культурных растений. Дошкольники отмечают, что если не произвести посадку, то летом и осенью не будет фруктов, ягод и овощей. А один ребенок сказал, что если бы он знал, как можно посадить огурцы, свеклу, и помидоры, никогда бы этого не забыл и всегда бы это делал. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотезы и начала нашего проекта. Дети стали выдвигать различные предложения, рассуждать о том, что они знают о посадке разных видов овощных и ягодных культур. При обсуждении обнаружилось, что на многие вопросы воспитанники не могут ответить. Им было предложено обсудить: Что они знают об овощных культурах? Что хотят узнать о них?.Как их посадить и как ухаживать и вырастить?
С детьми обсудили эти вопросы, и они высказали мнение о том, что знают овощные культуры и хотели бы узнать больше как они растут, и как образуются овощи? После этого приняли решение:
1 С помощью родителей вскопать землю и приготовить её для посадки.
2. Приготовить грядки и закупить семена для посадки.
3 Дети разбились на 5 групп и выбрали культуру для посадки на своих грядках.
4. Оказались следующие выбранные культур: свекла, лук репчатый, морковь, огурцы, помидоры, салат.
Далее с детьми шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий. Обсуждалось, что можно сделать в условиях ДОУ, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью. Метод проектов предоставляет большие возможности для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительные буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта и помогли увидеть им свое место в нем и определить, какую посильную помощь они могут оказать своему ребенку. Отдельно хочется отметить роль родителей именно в рамках воспитания нравственного и социально-трудового воспитания детей в ходе данного проекта. В воспитании ребенка наличие положительного примера , достойное поведение со стороны взрослого играет первостепенное значение. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, правильно питаться, заниматься спортом и полезным трудом. Поэтому были выбраны формы взаимодействия с родителями:
--конференция для родителей «Трудовое воспитание в семье»
- анкетирование родителей «Что нужно знать об овощных культурах?»
-создание родительских газет «Профессии сельского труда»
--изготовление творческих работ «Наш огород- самый, самый!»
- проведение ярмарки «Овощных культур».
В процессе поиска информации с детьми проводились беседы, игры, наблюдения, художественно-творческая работа, завели дневники наблюдения. Мы провели анкетирование родителей, в процессе которого дошкольники задавали вопросы волнующие их о культурных растениях и их выращивании, а родители с удовольствием отвечали на них:
- Какие культуры относятся к овощным?
-Какие витамины содержатся в моркови, свекле и капусте?
- Когда надо сажать овощные культуры и как?
- Какие культуры относятся к бахчевым?.
-Арбуз –овощ или ягода ?
Вместе с родителями дети нарисовали плакаты с овощными культурами, в группе были проведены занятия по теме «Овощи и ягоды».Большой интерес у дошкольников вызвали газеты родителей с изображением людей села, их быт и труд на полях и огородах. Родители для создания газет использовали иллюстрации из книг, старых журналов и газет. Так как жизнь растений зависит от микроорганизмов и бактерий которые живут в земле, дети решили исследовать раствор земли. Они смочили салфетку раствором земли и посмотрели под микроскопом. Их удивило движение маленьких частиц-микробов и бактерий . Делают вывод: после работы с землей надо тщательно мыть руки. Эта исследовательская работа сформировала привычку - чаще мыть руки, следить за чистотой и соблюдать правила гигины.
Потом ребятам захотелось произвести посадку своих культур.Они тщательно совместно с родителями взрыхлили почву на грядках, рассеяли семена, засыпали их и полили . С большим интересом и энтузиазмом работали.На этом этапе воспитанники совместно с педагогами и родителями придумали темы своих творческих работ из природного материала на тему «Наш огород самый, самый!» Названия самые разные: «Синьор-Помидор», Свекла- королева борща», Морковь-красная девица сидит в темнице», «Лук от семи недуг!». Дети с удовольствием делали рисунки в своих дневниках наблюдений: нарисовали как всходили овощи, как они их поливали, как рвали первые перышки лука , как пололи травку-сорняк.
Дети задумались, все ли продукты, которые получают из овощных культур полезны для здоровья? В этом им помогла дидактическая игра «Полезные и неполезные продукты»Дети двух команд распределили картинки с продуктами на две группы: полезные и неполезные Оказалось, что любимые многим картофель фри, гамбургеры, морковь по корейски относятся к неполезным продуктам. Всем понравилась эта игра, и дети решили слепить из соленого теста полезные овощи и полученные из них продукты,а затем раскрасить их.
Далее дети совместно с родителями провели беседу с демонстрацией видеофильма о профессиях села. Дети узнали как трудно выращивать, убирать и хранить овощные культуры.. После этого дошкольники по-другому стали относить к еде, хлебу, картофелю. На собственном примере они поняли, что труд приносит человеку большую пользу, поэтому вместе с родителями с удовольствием трудились на своих огородах, помогали, кто чем может.
Итоговым мероприятием стала ярмарка «Овощных культур»При подготовке к ней дети самостоятельно подготовили овощные культуры к продаже на ярмарке, определили цену каждой культуре. Затем приготовили пригласительные билеты на ярмарку. В этой ярмарке приняли участие мамы, папы, бабушки и гости п. Монино. Воспитатели и гости покупали овощные культуры по очень низким ценам, а дети радовались, что заработали деньги для покупки семян и удобрений на следующий год.
Организационная деятельность.
1.Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, журналы,рисунки-материал по данной теме.
2.Приобрести материал: контейнеры, семена овощных культур, микроскоп, оборудование для эксперимента.
3.Составить план проведения ярмарки.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение овощных культур»,»Условия, необходимые для роста овощей»
Беседа с детьми: «Посадка овощей»,Первая зелень», «Витамины для детей», «Полезная пища».
Проведение дидактической игры: «Полезные продукты и не полезные»
Рассматривание иллюстраций, рисунков с изображением овощей(сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познание»
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать овощи по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
Образовательная область «Труд» и «Безопасность»
Совершенствование умений трудиться на природе, работать с бумагой, картоном, природным материалом.
Образовательная область «Социализация»
Развитие дружбы, умений работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду человека и товарищей.
Образовательная область «Коммуникация»
Совершенствование умений и навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи, обогащение словарного запаса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали посадку, рост, развитие и уборку овощей, отметили роль их как необходимых продуктов питания в жизни человека, изучили чудодейственное влияние на здоровье.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, самостоятельность ,осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимы овощи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...
Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"
Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...
«Россия, Родина моя!» Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязаннос...
Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос».
Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос». Цель: познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями косм...
Познавательный проект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Мой папа самый лучший»
Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию, любви и уважения к членам своей семьи, в частности к отцу. Приобщение детей к ...
«Юный патриот» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников.
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию: "Юный патриот".Тип проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.Сроки реализации: 1 учебный год (с сентября по май)Участники проекта: ...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Лекарственный огород"
Представленный проект по экологическому воспитанию старших дошкольников направлен на создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений ...